Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

.

 
Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_h.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1.Нацеливание на урок.

Прочитайте пословицу. «Хорошо того учить, кто хочет всё знать».

Как вы её понимаете. (Когда человек учится с желанием, его легко учить, он внимателен, не отвлекается, всё запоминает)

Кто из вас хочет пополнить свои знания? Я вам с удовольствие помогу в этом. Кто с желанием учится, того легко учить.

2.Актуализация знаний.

Вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.

Звуки мы произносим и слышим. Они бывают речевые и неречевые. Делятся на гласные и согласные. Гласные бывают ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Все ли согласные могут быть и твёрдыми и мягкими? (Ш)

Буквы мы пишем и читаем. Они бывают печатные и письменные, строчные и заглавные.

С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Я)

Какие звуки она обозначает?

 Если стоит вначале слова или после гласного, то обозначает 2 звука Й и А, если стоит после согласного, то обозначает (А) и является показателем мягкости предшествующего согласного звука.

3.Сегодня к нам в гости пришёл Звуковичок.

(на доске схема человечка без буквы в середине, в белых ботиночках)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость? (изучать новые звуки и букву, учиться читать с этой буквой и писать слова с ней)

- Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает, научимся читать и писать с ней новые слова. А что это за буква, мы скоро узнаем. Поможет нам в этом игра «Доскажи словечко».

4. Выделение звуков [х ], [х,] Формирование новых знаний.

Упражнение "Доскажи словечки":

Хрюша сел на петуха.

 Мы смеялись:  

 (ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -

 Мы смеялись:

 (хи - хи - хи!)

- Вспомните, как вы смеялись?

- Какой первый звук вы произносили, когда смеялись: ха, ха, ха?? ([х ]).

- Давайте охарактеризуем этот звук.

(Дети характеризуют звук).

- Какой первый звук вы произносили, когда смеялись: хи, хи,хи? ([Х`])

- Давайте охарактеризуем этот звук.

(Дети характеризуют звук).

- Подберите слова, в которых есть твёрдый звук [х ]. (Хомяк, хвост, холст, мухоловка, хобот).

- Теперь подберите слова с мягким звуком [х`]. (Хищник, стихи, мухи, хитрость, хек).

5.Знакомство с буквой. (На парте у каждого квадрат из бумаги).

А сейчас на минуту мы с вами станем  фокусниками. У вас на партах листочки. Возьмите их и повторяйте за мной все движения.

Раз - листочек поднимаем,

 Два - листочек загибаем,

 Три - ещё разок свернули,

 На четыре - развернули.

 Буква спрятана внутри

 Кто догадлив? Назови!

- Это буква Х. Звуки (Х) и (Х) на письме обозначаются буквой Х. Слайд .

- А кто мне скажет, на что похожа буква Х? (ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу) Слайд.

- Расскажите, что вы видите на иллюстрации.

Работа в прописи.

На стр. 17 на странице нас ждёт звуковичок. Оденем его. Какую шапочку нарисуем? Каким цветом раскрасим башмачки? (Одеваю звуковичка на доске).

Письмо строчной буквы х.

1) Сравнение печатной и письменной х.

- Чем отличаются буквы?

- Из каких элементов состоит буква Х? (из двух полуовалов).

- В какой букве есть такие элементы? (С).

3) Объяснение учителя как пишется буква Х.

- Сначала пишется левый полуовал. Затем правый. Буква пишется с отрывом  ручки.

5) Письмо буквы в рамке и на первой сточке.

Обводите по серым линиям. Следите, чтобы между овалами не было промежутка.

6.Чтение буквосочетаний с буквой Х. Слайд.

ХА, ХО, хи, ХЕ, АХ, ИХ, ЕХ, УХ, ох

Прочитайте слоги.

- А теперь прочитайте те слоги ГРОМКО, где звук [х ] - твёрдый

- ТИХО, где звук [х, ] - мягкий.

- Почему вы решили, что эти звуки мягкие?

Работа в прописи.

Запишем соединение буквы Х с другими буквами.

Показ учителем.1,2,3.4 соединения.

7. Самостоятельная работа .

- Найдите все буквы Х, подчёркните карандашом. Сосчитайте, сколько вы букв нашли , напишите внизу.  Если найдёте слова с буквой Х, обведите их.

Проверка.

Сколько букв Х нашли?

Какие слова с буквой Х нашли? Прочитайте.

Запишем эти слова в прописи. 1 слово –хлеб. Какая орфограмма в этом слове?  Подберите проверочное слово. Запишите слово. Подчеркните орфограмму.

2 слово? Халва. Какая орфограмма в этом слове? Подберите проверочное слово. Запишите.  Подчеркните орфограмму.

3 слово?  Что такое уха? (Рыбный суп). Запишите.  

4 слово? Запишите.

8.Физкультминутка.

У нас сегодня гость и мы вместе с ним выполним зарядку. Слайд.

Хомка, хомячок.

9.Работа с Букварём. Стр. 124

1)Чтение слов с буквой Х.

Найдите слова 1 столбика. Прочитайте их про себя.

Обозначьте красной точкой гласные звуки.

Прочитайте слова в порядке уменьшения слогов.

Что обозначает слово хек?

Прочитайте про себя слова 2 столбика.

Прочитайте слово, которое можно почувствовать носом.(Запах)

Прочитайте слово, в котором все согласные мягкие. (Химия). Что такое ХИМИЯ? (Наука, изучающая строение веществ, Есть такие химические вещества, которые человек использует дома, в быту. Называют их предметы бытовой химии. Кто может привести пример? (Стир. порошок, мыло, средство для мытья посуды …)

Прочитайте про себя слова 3 столбика.

Прочитайте слово, у которого можно узнать вкус? Что такое уха? (Рыбный суп).

Прочитайте слово, которое можно услышать или прочитать. (Стихи).

Сколько букв в последнем слове? (Ехал – 4 буквы)

Сколько звуков в слове ? (5). Почему?

2) Знакомство с междометиями.

- Рассмотрите картинки на кубиках.

Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке?

(восторг, восхищение)

- Прочитайте предложение под кубиком, именно с интонацией восхищения и восторга, пробуя повторить и жест мальчика.

- А какие чувства переживает другой мальчик? (недовольство, усталость)

- Прочитайте предложение, передавая голосом усталость.

- А кто из вас испытывал чувство холода, как третий мальчик?

- Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.

На доске записаны слова:

Ах, ох, ух

- Прочитайте слова.

Вывод: эти слова особые - они выражают разные чувства, эмоции человека. Называются – междометия.  (На доску выставляется карточка со словом МЕЖДОМЕТИЯ)Прочитаем хором это слово.

-Мне, - сказало Междометье,-

Интересно жить на свете:

Выражаю восхищенье,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово  ах!

У кого тяжёлый вздох,

Произносят слово Ох!

У кого захватит дух,

Произносят слово ух!

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

Работа над текстом "Ох и Ах". «Букварь" стр. 124-125.

а) Работа до чтения.

- Прочитайте название рассказа.

- Что вы узнали об этих маленьких словах? (они выражают чувства человека)

- А почему они написаны с большой буквы? (возможно имена людей)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

- Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? (нет)

- Давайте найдём подтверждение нашим предположениям в тексте. Прочитайте про себя. Стр. 124-125.

б) Чтение текста про себя.

в)Чтение вслух по предложению

К  1-му предложению:

- Почему так неопределённо говорится о времени и месте? Какие тексты зачастую так

начинаются? (Сказки).

 Ко 2-му предложению:

- Правильны ли оказались наши предположения

 К 3-му предложению:

- Какой характер был у Аха?

 К 4-му предложению:

- Что узнали об Охе? Как это скулил?

 К 5-7-му предложению:

- Как вы думаете, чему радуется Ах утром?

 К 8-11-му предложению:

- Что не нравится Оху с утра?

- Как надо прочитать эту реплику?

 К 12-13 - му предложению:

- Можете ли предположить, кого работа испугает?

 К 14-му предложению:

- Какую работу выполняет Ах, с каким настроением?

 К 15-16-му предложению:

- Работает ли Ох? Чем он занят?

- Почему у него ноги зябнут?

 К 17-18-му предложению:

- Почему Ах радуется, а Ох стонет?

 К 19-му предложению:

- Ответьте на вопрос текста.

в) Вопросы ко всему тексту:

- Что вы можете сказать про двух братьев? Какие они?

- Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?

- С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?

Работа в прописи.

Какое слово чаще всего произносит Ах? (ХОРОШО)

Вернёмся к прописи.

- Найдите это слово в рамке. Сколько в слове слогов?

Сколько звуков? Выходите «Живые звуки».

1-ый ребёнок – 1-ый звук. Произносит звук и даёт ему характеристику. Согласный, глухой, твёрдый. На письме обозначается буквой «Ха».

2-ой ребёнок – 2-ой звук. [А]- гласный, безударный. На письме обозначается буквой «О». И т.д.

-Почему произношение не совпадает с написанием? (Гласная безударная, в слабой позиции). Можно ли подобрать проверочное слово? (Нет). И т.д.

- Каким словом проверим вторую гласную «О»?(хороший)

- Какую безударную гласную необходимо запомнить? А что нам поможет запомнить эту букву?(Слово Хорошо, где на месте буквы О рисунок). Как вы покажете своему другу с помощью жеста, что у вас всё хорошо? Рассматривание рисунка.

- Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в слове.

А какие ещё словарные слова вы знаете? Проверим, насколько хорошо вы запомнили написанием безударных гласных в этих словах.

Самостоятельная работа на карточках.

Вставьте пропущенные буквы. Вспоминайте рисунки-помощники.

Взаимная проверка зелёной ручки с показом рисунков помощников.

Кто доволен тем, как он работал на уроке, прикрепит свой шарик  к Аху. А кто нет – к Оху.

Вас на уроке было хорошо учить, потому, что вы действительно хотите всё знать. А продолжим работу на следующем уроке.

лихрсасхип                  лихрсасхип                  лихрсасхип            лихрсасхип    

хлебдривос                        хлебдривос                       хлебдривос                хлебдривос

мхсяхурдли                мхсяхурдли                     мхсяхурдли                мхсяхурдли

бутахалвад                 бутахалвад                       бутахалвад                 бутахалвад

ухаритдмня               ухаритдмня                     ухаритдмня                ухаритдмня

клаиптхруо               клаиптхруо                       клаиптхруо                 клаиптхруо

нкалсмехри              нкалсмехри                      нкалсмехри               нкалсмехри

лихрсасхип                  лихрсасхип                  лихрсасхип            лихрсасхип    

хлебдривос                        хлебдривос                       хлебдривос                хлебдривос

мхсяхурдли                мхсяхурдли                     мхсяхурдли                мхсяхурдли

бутахалвад                 бутахалвад                       бутахалвад                 бутахалвад

ухаритдмня               ухаритдмня                     ухаритдмня                ухаритдмня

клаиптхруо               клаиптхруо                       клаиптхруо                 клаиптхруо

нкалсмехри              нкалсмехри                      нкалсмехри               нкалсмехри

лихрсасхип                  лихрсасхип                  лихрсасхип            лихрсасхип    

хлебдривос                        хлебдривос                       хлебдривос                хлебдривос

мхсяхурдли                мхсяхурдли                     мхсяхурдли                мхсяхурдли

бутахалвад                 бутахалвад                       бутахалвад                 бутахалвад

ухаритдмня               ухаритдмня                     ухаритдмня                ухаритдмня

клаиптхруо               клаиптхруо                       клаиптхруо                 клаиптхруо

нкалсмехри              нкалсмехри                      нкалсмехри               нкалсмехри

к_пуста                                       к_пуста                                     к_пуста м_л_ко                                       м_л_ко                                     м_л_ко т_релка                                      т_релка                                    т_релка ст_кан                                        ст_кан                                       ст_кан с_бака                                        с_бака                                      с_бака к_рзина                                     к_рзина                                    к_рзина с_поги                                       с_поги                                       с_поги к_рова                                       к_рова                                      к_рова с_рока                                       с_рока                                       с_рока

к_пуста                                       к_пуста                                     к_пуста м_л_ко                                       м_л_ко                                     м_л_ко т_релка                                      т_релка                                    т_релка ст_кан                                        ст_кан                                       ст_кан с_бака                                        с_бака                                      с_бака к_рзина                                     к_рзина                                    к_рзина с_поги                                       с_поги                                       с_поги к_рова                                       к_рова                                      к_рова с_рока                                       с_рока                                       с_рока

к_пуста                                       к_пуста                                     к_пуста м_л_ко                                       м_л_ко                                     м_л_ко т_релка                                      т_релка                                    т_релка ст_кан                                        ст_кан                                       ст_кан с_бака                                        с_бака                                      с_бака к_рзина                                     к_рзина                                    к_рзина с_поги                                       с_поги                                       с_поги к_рова                                       к_рова                                      к_рова с_рока                                       с_рока                                       с_рока

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»...

Урок обучения грамоте. ТЕМА: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б.

Конспект урока для 1 класса по УМК "Школа России"....

Урок обучения грамоте. Тема: «Согласные звуки [л], [л\']. Буквы Л, л»

Урок обучения чтению с использованием игровой, ИКТ технологии и личностно ориентированного обучения....