Урок обучения грамоте. ТЕМА: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока для 1 класса по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Открытый урок

литературного чтения

(обучения грамоте)

проведен в 1-в классе

12 ноября 2015 г

Учитель Мох О.К.

Лотошино 2015


ТЕМА: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • сформировать представление о согласных звуках [б], [б,] и об обозначении их буквами Б, б.

ЗАДАЧИ:

  • учить выделять звуки [б], [б,] в русской речи;
  • определять место их нахождения в словах;
  • давать характеристику звукам [б], [б,];
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • учить логически правильно выстраивать свои ответы на уроке;
  • способствовать развитию памяти и мышления;
  • расширять кругозор, воспитывать любознательность;
  • учить правильному, осознанному чтению.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок, значит начался урок!

Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Давайте вспомним всё, что мы узнали на предыдущих уроках.

- На какие две группы можно разделить все звуки русского языка?

- Как отличить гласный звук от согласного?

- Назовите буквы гласных звуков. Почему в ленте они записаны на разных строчках?

- Какую букву называют «хитрой» и почему?

- Почему буквы согласных звуков тоже записаны на разных строках?

 - Почему у этих букв «домики» двухцветные (сине-зелёные)?

- Молодцы!

  1. Самоопределение учащихся к деятельности

- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (бобр, Белоснежка, Буратино, берёза, белка, бананы)

- Подумайте, что объединяет все эти слова? Чем они похожи?

- Одинаковые ли звуки слышатся в начале этих слов?

- На какие две группы можно разделить слова по первым звукам?

- Распределите картинки в два столбика. Почему так распределили?

- Догадайтесь о теме нашего урока.

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Молодцы!

  1. Открытие нового знания

1. Выделение из слов и анализ звуков [б], [б,]

- Ребята, отгадайте загадку:

- Вот так лошадка!-

Воскликнул Андрейка,-

Словно большая тетрадка в линейку!

- Правильно, это зебра. Давайте разделим это слово на слоги и составим его схему. Откройте свои кассы букв и приготовьтесь к работе.

- Поставьте руку под подбородок и произнесите слово «зебра», сосчитайте количество слогов. Поиграем в игру «День – ночь».

- Ночь наступает, всё замирает!  (Дети закрывают глаза и показывают пальчиками количество слогов в слове)

- День наступает, всё оживает! Молодцы, все правильно сосчитали слоги в слове.

- Один из вас будет составлять схему слова «зебра» за доской, а остальные в кассах.

- Назовите первый слог. Сколько звуков в нём слышите? Какие это звуки? Что можете рассказать о первом и втором звуках? Обозначьте их схемой. Произнесите третий звук. Какой он? Почему? Какие преграды встречает воздух на своём пути? Как выстраиваются губы? Как обозначить?

- Назовите второй слог в слове «зебра». Сколько в нём звуков? Какие они? Обозначьте схемой.

- Проверим, какая схема появились на доске. Оцените её с помощью «светофорчика».

- Какой новый звук встретился в слове? Что о нём сказали?

- Послушайте ещё одну загадку:

Выносливые птицы,

Усердно ищут корм,

И крошки подбирают,

Воркуя под окном!

- Конечно, это голуби.

- Поставьте руку под подбородок и произнесите слово «голуби», сосчитайте количество слогов. Поиграем в «День – ночь»

- Ночь наступает, всё замирает!  (Дети закрывают глаза и показывают пальчиками количество слогов в слове)

- День наступает, всё оживает! Молодцы, все правильно сосчитали слоги в слове.

- Один из вас будет составлять схему слова «голуби» за доской, а остальные в кассах.

- Назовите первый слог. Сколько звуков в нём слышите? Какие это звуки? Что можете рассказать о них? Обозначьте их схемой.

- Произнесите второй слог. Сколько звуков в нём слышите? Какие это звуки? Что можете рассказать о них? Обозначьте их схемой.

- Назовите третий слог в слове «голуби». Сколько в нём звуков? Какой первый? Что о нём можете рассказать? Обозначьте схемой.

- Проверим схему.

- Итак, какие же новые звуки встретились в наших словах? Что вы узнали об этих звуках? Что ещё можно сказать о согласных звуках?

- Глядя на картинку, придумайте слова с этими звуками (Электронное приложение  к учебнику).

2. Обозначение звуков [б], [б,] буквами Б б

- Ребята, а кто из вас знает какой буквой можно записать звуки [б], [б,]? Напишите эту букву на доске.

- Подумайте, на что похожа буква б?

        (Дети читают стихи и показывают картинки)

Буква б проснётся рано.

Буква б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

Буква б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Барабан упал с небес,

Закатился под навес.

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

- Найдите букву б в своих кассах и положите в составленных схемах слов на место звуков [б], [б,]

- Посмотрите на мои картинки. Почему рядом с буквами Б б именно такие картинки?

- А для чего у меня так много разных букв? Для чего нам пригодятся заглавные буквы?

- Правильно, молодцы. Уберите все схемы и буквы в кассы и положите кассы на место.

3. Определение места буквы б в ленте букв.

- Ребята, достаньте свои «домики для букв». Давайте, вместе подумаем, в какой же домик поселить новую букву? Какого цвета он должен быть? На каком этаже будет жить буква б? Почему? Запишите букву б. Уберите ленты букв на место.

4. Чтение слогов

- Поиграем в игру «Попугайчики»

- Мы не девочки, не мальчики,

  Все теперь мы попугайчики.

  Попугай, не зевай, вместе с нами повторяй:

Ба – ба – ба – у реки стоит изба.

Би – би – би – тише вёслами греби.

Бу – бу – бу – мы посмотрим на избу.

Бы – бы – бы – не идёт дым из трубы.

Бе – бе - бе – нет хозяина в избе.

- В каких слогах согласный звук мягкий? В каких слогах согласный звук твёрдый?

  1.  Физпауза

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Мама дальше всех пошла,

Больше всех грибов нашла.

Раз грибок, два грибок, три грибок –

Вот и полон кузовок.

- О чём говорилось в этом стихотворении? Какой новый звук встретился в слове «грибы». В какой части слова? Что вы о нём запомнили? В названиях каких грибов встречается звук [б] или [б,]?

  1. Закрепление пройденного

1. Работа над иллюстрацией.

- Откройте «Азбуку» на стр. 96. Рассмотрите иллюстрацию. Кто знает, к какой она сказке? Кто автор этой сказки?

- Да, ребята, это иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (показываю книгу). С этим произведением нам предстоит познакомиться в будущем, но я советую вам попросить взрослых почитать вам сказки А.С. Пушкина, а сейчас расскажите, что вы видите на картинке в «Азбуке»?

Послушайте, отрывок из сказки А.С. Пушкина (наизусть читает ученик).

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь…

- Что узнали о белке? Чем она необычна?

- На страницах «Азбуки» приведён совсем небольшой отрывок. Прочитаем его.
- Какое задание дают авторы учебника? Выучите отрывок дома.

2. Чтение слов

- Прочитайте слова на доске. Определите сколько в них слогов. Как узнали?

(зебра, кобра, зубры, зебры, белка, барсук)

- Чем похожи все эти слова? Чем отличаются?

3. Чтение текста

- На стр.97 найдите текст.

- Прочитайте его самостоятельно. Прочитаем его ещё раз по цепочке.

- Найдите и прочитайте предложения, которые будут ответами на вопросы: Куда пришли дети? Что, кроме белочки, сумели увидеть дети в парке? Что делала белка? Почему белочка была жива и весела? Послушайте пословицу: Птичке ветка дороже золотой клетки. К кому ещё может подойти эта пословица? Что вы поняли из этой пословицы?

- Сравните белку из этого текста с белкой на предыдущей странице.

- Молодцы! Закройте учебники и уберите их на место.

- Предлагаю вам ещё немного поиграть. Прочитайте, что нам нужно сделать (Соотнести картинки и слова)

Задание на доске: банка, азбука, пила, топор, пенал, бутылка.  Дети читают и размещают слово под нужной картинкой.

- Подумайте, как разделить эти предметы  на три группы.

- Придумайте предложение со словом «азбука». Для чего нужна «Азбука»?

  1. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель ставили в начале урока? Чему должны были научиться?

- Достигли ли мы её?

- Оцените свою работу на уроке, своё отношение к пройденному.

  1. Итог урока

- Сегодня на уроке мне понравилось, как работали (назвать учащихся). Хотелось бы, чтобы остальные дети были активнее, отвечали смелее и громче.

- Спасибо вам за урок.

Буква б проснётся рано.

Буква б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

Буква б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Барабан упал с небес,

Закатился под навес.

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

       Согнув баранкой ногу.

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Мама дальше всех пошла,

Больше всех грибов нашла.

Раз грибок, два грибок, три грибок –

Вот и полон кузовок.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.

Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов,  запоминает букву Лл;  читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»...

Урок обучения грамоте. Тема: «Согласные звуки [л], [л\']. Буквы Л, л»

Урок обучения чтению с использованием игровой, ИКТ технологии и личностно ориентированного обучения....