Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
    Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

    Соловьева Марта Алексеевна

    Обучение грамоте

    Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bukva_k_konspekt.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте

    Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

    Цели:

    – формируем умение выделять звук в слове;

    – формируем умение находить слова с заданным звуком;

    – формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

    формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

    – формируем умение писать предложения.

    Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    Ι. Оргмомент

    II. Актуализация знаний.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок!

    - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.

    - Умницы!

    - Молодцы!

    Повторение

    Повторение изученных букв.. 5

    1)– Какие буквы согласных звуков изучили? Сколько их?

    – Назовите только глухие твёрдые согласные звуки.

    – Назовите глухие мягкие согласные звуки.

    – Назовите звонкие согласные звуки.

    – Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость?

    2)Дополните до слова следующие слоги: ти( тишина, тина), на ( начало, та( танк, такси), но( ноги, нора, нос) , ги( гитара,.гиря)

    Познавательные УУД:

    1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

    4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

    1. Работа в «Букваре». 1 1

    - Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма. Он полосатый. Живет на чердаке, умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? ( Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)

    – Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота.

    – А кто нарисован рядом с котом?

    – Как вы думаете, что общего между ними? (Это – звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.)

    1) Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов. 5

    – Послушайте слово кот.

    – Сколько в слове гласных?

    – Значит, сколько в слове слогов?

    – Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

    – Определим, какой это звук. (Согласный.) Почему?

    – Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, твёрдый.)

    – Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

    – Послушайте и произнесите сами слово кит.

    – Сколько в слове гласных?

    – Значит, сколько в слове слогов?

    – Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

    – Какой это звук? (Согласный.) Почему?

    – Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, мягкий.) Почему?

    – Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

    – Что нового сейчас узнали?

    2) Обозначение звука буквой.

    – Послушайте и произнесите звуки [к] и ].

    – Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает?

    Схема-«человечек»: учитель дорисовывает колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим, другой зелёным цветом.

    – На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

    – Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К?

    – Составьте букву К из счётных палочек (карандашей).

    Физминутка

    3. Работа в тетради для печатания.

    – Давайте найдём букву К в тетради для печатания.

    – Найдите и обведите каждую букву К внизу на с. 14 в кружок.

    – Сколько получилось зелёных кружков? (6.)

    4. – Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схему-«человечка». Сравнение звуков [к], [к’] со звуками [г], [г’].

    – Что можно рассказать про «человечка»?

    – Какая буква рядом? А какие звуки обозначает эта буква?

    – Послушайте и произнесите парами: [к – г], [к’ – г’].

    – Что заметили?

    – Какой звук звонче? Почему?

    – Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».)

    – Какие пары согласных вы узнали? ([г] – [к], [г’] – [к’].)

    – Почему буквы взялись за руки? (Они дружат. Обозначают парные согласные звуки.)

    – Что нового узнали о звуках? 3, 4 (Что они бывают парными по глухости-звонкости.)

    5. Работа в прописи. 2 1

    1) – Посмотрим в прописи.

    Работа по рисунку.

    – Рассмотрите рисунки на с. 20. Какие предметы похожи на букву К?

    – Что случилось у повара?

    – Каша или тесто у повара в кастрюле? Почему?

    – В какой части слова слышим новый звук: в начале, в середине или

    в конце, который встретился в названии предметов на картинке (кастрюля, каша, банка, ручка, фартук, крупа, консервы)

    – Заштрихуйте предметы, в названии которых есть звуки [к], [к’]: в начале слова– вертикальной штриховкой;

    Тетрадь с наклоном положу

    Ручку правильно держу

    Сяду прямо, не согнусь-

    За работу я примусь.

    – Придумайте имя, отчество и фамилию повара, начинающиеся со звуков [к], [к’]. (Кукушкин Константин Кириллович.)

    – Какая буква понадобится в этом случае? (Заглавная.) Почему?

    1.  
    2. 2). Сравнение печатной и письменной строчной букв К на табло. 4
    3.  Знакомство с написанием буквы:

    а) Анализ элементов, составляющих букву К.

    1. – Из каких элементов состоит буква К?
    2. Показ образца:

    – Начинаем писать с середины рабочей строки, ведём наклонную линию до нижней линии рабочей строки, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно уводим в сторону и закругляем вправо и вниз. Затем отрываем руку и начинаем писать элемент, похожий на букву Г. Он должен быть, как «стульчик».

    б) Письмо в воздухе. Упражнение в написании наклонной линии и элемента буквы К.

    в) Обведение по элементам строчной буквы К цветными ручками.

    г) Письмо под счёт.

    д) Письмо буквы на первой строке.

    – Обведите все наклонные линии синим цветом.

    – Обведите элемент буквы К зелёным цветом.

    – На следующей строке обведите все наклонные линии синим цветом.

    Обведите эту букву зелёным цветом (5.)

    Физкультминутка.

    -Отложите-ка тетрадки,

    -Раз-два!

    -становитесь на зарядку.

    -Раз-два. Сладко – сладко потянулись, и прогнулись и пригнулись..

    -Распрямились , разогнулись..

    -Ваши мышцы все проснулись?

    -Ваши лица улыбнулись?

     -Да!

    -Пальчики к письму готовы?

    -Да!

    -Мы работать будем снова?

    -Да!

    Коммуникативные УУД:

    1) формируем умение слушать и понимать других;

    2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    4) формируем умение работать в паре.

    Регулятивные УУД:

    1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные УУД:

    1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    2) гражданско-патриотическое воспитание;

    3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    4) воспитание здорового образа жизни;

    5) экологическое воспитание;

    6) эстетическое воспитание.

    ΙV. Применение нового знания

    1. Работа в «Букваре». 2 3 6 3

    – Мы познакомились с печатной буквой, прописали письменную. Как вы думаете, какая работа нас ждёт?

    1) Чтение слогов.

    – Посмотрите на доску

    – Что общего в паре слогов?

    – Прочитаем слоги, где буквы А, О, И стоят на втором месте (спросить нескольких учеников).

    – Сравните произношение звуков в каждом слоге.

    – Прочитаем слоги, которые начинаются с гласных.

    – Мы научились читать слоги, давайте попробуем их написать.

    2. Работа в прописи. 3 2

    1) Письмо соединений букв и слогов.

    – Какие буквы написаны на следующей строке? Как соединили их?

    – Что поможет держать высоту букв? (Вспомогательная линия.)

    – Прочитайте следующие слоги и соединения. Как присоединяется буква К? (Верхним соединением.)

    –– Допишите сами до конца строки.

    2) – Что произошло с буквами на следующей строке?

    – Как соединяются буквы?

    – Сколько соединений обвели?

    – Допишите сами до конца строки. Сколько написали сами? Что ещё осталось сделать?

    3. Работа в «Букваре». 6

    – Откройте «Букварь» на с. 52.

    Чтение слов. Работа над лексическим значением слова.

    1-й столбик:

    – Прочитайте слова шёпотом.

    – Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное.

    – Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное.

    – Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.)

    – Какое слово осталось прочитать?

    – Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) 

    Чтение всего столбика целиком.

    2-й столбик:

    – Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом  игры.

    – Площадка для игры в большой теннис.

    – Ласковое, нежное, пушистое (второе значение – название морского животного).

    – Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик – оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.)

    – Прочитаем все слова.

    – Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово?

    – Подготовьтесь к чтению следующего столбика.

    3-й столбик:

    – Что вы заметили?

    – Прочитайте первую пару: значение первого слова, второго, вторая пара… (Пора – определённый отрезок времени... Пора в школу – значит, время идти. Порка – многозначное слово, процесс при шитье, наказание.)

    – Какие пары слов можно поменять местами?

    – По какому принципу будут составлены пары слов? (Кора – корка; гора –горка.)

    – А по какому принципу составили первоначально?

    Работа над многозначностью слов: норка, корка (корка хлеба и кора дерева).

    1) – Найдите запись после столбиков слов.

    – Что это?

    – А почему вы решили, что это предложение? Как пишется любое начало предложение?

    Первое слово в любом предложении

    С буквы заглавной надо писать

    Это нам нужно запомнить

    И очень важно понять!

    – Какую мысль хотели выразить авторы?

    – А что означает слово Кира?

    – Если бы это слово не было первым, с какой буквы мы бы его написали?

    2) – Прочитайте следующую мысль.

    – Кто же кок? (Повар на корабле.) А какого кока нарисовали бы вы?

    – Можно ли назвать коком повара, которого мы видели в прописи?

    – Читаем следующий вопрос: кто кит? Выделите голосом первое слово в предложении: кто.

    – Кто крот? (Ответ: животное.)

    3) – Какое слово прячется в слове окорок? (Око.)

    – Что можете рассказать о слове?

    – Подготовьтесь к самостоятельному чтению второго столбика.

    – Какое слово у вас вызывает неприязнь, раздражение? (Нытик.)

    – Какое слово необходимо в каждом доме? (Нитки.)

    – А для чего необходимо корыто? (Вытянутый таз, глубокий, раньше его использовали вместо ванны.)

    V. Итог

    Давайте вспомним, что можем рассказать о букве К.

    – Молодцы! Отметьте своё настроение на доске..

    ТООУ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

    Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

    Чтение слогов и слов с буквами к, К. Работа с разрезной азбукой.

    Урок для подготовительного класса школы для слабослышащих детей....

    «Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

    Цели урока:1. Предметные:·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;·         называть звуки, из которых состо...

    «Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

    Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...