Главные вкладки

    «Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Маурина Ольга Анатольевна

    Цели урока:

    1. Предметные:

    ·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;

    ·         называть звуки, из которых состоит слово;

    ·         не смешивать понятия «звук» и «буква»;

    ·         обозначать звуки на схеме;

    ·         учить читать слоги и слова с изученными буквами;

    2. Метапредметные:

    ·         определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    ·         учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    ·         ориентироваться в учебнике;

    ·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    ·         слушать и понимать речь других;

    ·         учиться работать в паре.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

    Цели урока:

    1. Предметные:

    • познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
    • называть звуки, из которых состоит слово;
    • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
    • обозначать звуки на схеме;
    • учить читать слоги и слова с изученными буквами;

    2. Метапредметные:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
    • ориентироваться в учебнике;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре.

    Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора). 

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Орг. момент

    Приветствует уч-ся ( стих.)

     

    2. Повторение.

    а) Фонетическая разминка

    – Сейчас повторим буквы. Что записано на доске?

    Какой слог лишний?

    Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий.

    Что указывает на мягкость согласного.

    Прочит. Только гласные звуки.

    Каким цветом их отметите.

    Прочит. Согл., которые отметите синим цветом.

    – Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку)

    – Слоги

    – -Ор-

    – Ги-ти-ри

    – Звук -и-

    – И-о-и-о-о-о-и-о

    – Красным

    Читают твёрдые согл. в слогах

    Дети работают в парах

    б) Работа в прописи (с.10) ч.2

    • Игра «Преврати букву в слог»

    – Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги.

    – Ги-пи-ти-ри

    – К каждой букве согласного звука добавляли букву –и-

    • Игра «Что общего»

    – Прочит. Соединения на нижней строке.

    Что общего у слогов на нижней строчке.

    Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение.

    – ог-оп-от-ор

    – гласная буква –о-

    Дети обводят соединения в прописях

    • Игра «Нарисованные картинки»

    – Какие картинки нарисованы?

    Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны.

    Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога.

    Как тогда подписать эту картинку.

    А как быть с записью «пирог».

    – рог, пироги

    Дети подписывают под картинкой «рог»

    – нет

    – пироги

    – нарисовать один пирог

    3. Знакомство со звуком [а]

    а) Слого-звуковой анализ

    – Посмотрите на картинку.

    (Уч-ль читает четверост. на картинке)

    – Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос.

    Что общего у всех слов.

    – Какой звук слышите первым в этих словах.

     

     

    Дети произносят слова

    Начинаются на –а-

    Звук -а-

    4. Открытие нового знания.

    Формулирование темы урока

    – Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся?

    Посовещайтесь в парах.

     

    Дети совещаются в парах

    5. Физкультминутка

     

    «Ах, как долго мы писали»
    Ах, как долго мы писали,
    Глазки у ребят устали. 
    (Поморгать глазами)
    Посмотрите все в окно,
    (Посмотреть влево — вправо)
    Ах, как солнце высоко.
    (Посмотреть вверх)
    Мы глаза сейчас закроем,
    (Закрыть глаза ладошками)
    В группе радугу построим,
    Вверх по радуге пойдем,
    (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
    Вправо, влево повернем,
    А потом скатимся вниз, 
    (Посмотреть вниз)
    Жмурься сильно, но держись.
    (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

     

    а) Обозначение звука буквой

    – Звук –а– на письме обозначается буквой а

    – Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре.

    Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.»

    – Что значит «алфавита голова»?

    – Да, первая буква, именно она начинает алфавит.

     

     

     

    – Первая буква в алфавите

    6. Показ презентации

    Уч-ль ведёт объяснения по слайдам

    Дети смотрят, слушают, рассуждают

    7. Работа в прописях ( с.1.1.)

    • анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами
    • сопоставление письм. и печатной буквы
    • образец и комментарий учителя
    • схема-«человечек»
    • упражнения в написании буквы а
    • Самоанализ

    Уч-ль пишет на доске

    – Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв.

    – Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а.

    – Назовём все элементы, из которых состоит буква а.

    Показ написания буквы а

    – Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

    – Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано.

    – Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке

    – Обведите букву а другим концом ручки на строке

    – Обведите 3 буквы а простым карандашом

    – Обведите 4 буквы а синей ручкой

    – Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом

     

    – да, буквы о, и

    – овал у буквы о и один элемент у буквы и

     

    Дети прописывают в воздухе, затем в рамке

    – красным, он гласный

    – Буква а и наклонная прямая линия

    8. Физкультминутка

    Глазки видят всё вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазкам видеть всё дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

     

    • сравнение букв– о – и -а-

    – обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом

    Дети пишут самостоятельно

    9. Работа с букварём (с.4.2.)

    • чтение слогов

    – Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте.

    – Где а стоит на втором месте

    – Какой согласный в этих слогах

    – Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре)

    – Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз.

    – А теперь снизу вверх

     

     

    – твёрдый

    – на твёрдость согласного

    • чтение слов и определение лексического значения

    – Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

    – Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие.

    – Предположите, какое слово носит олень.

    – Как называется то, во что упаковывают товары

    – Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»

    – Какие слова непонятные?

     

    Дети называют

    – Рога

    – Тара

    – Узкую длин.лодку и индейцев

    – отара (> стадо овец)

    • составление схем-слов

    – Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом.

    – На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки.

    – Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски»

    Уч-ль чертит маркером на доске.

     

     

    Мак-краски-карандаш-палитра

    Дети чертят схемы в тетрадях

    10. Физкультминутка «Послушайте слова»

    – Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы)

     

    11. Работа в прописях

    • написание соединений с буквой а

    Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,)

     

    • написание слов

    – Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом.

    – Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота»

    Уч-ль даёт образец этих соединений.

    – Диктуйте про себя и обводите вместе со мной.

    – Пар-пара, ар

     

     

    – Ра, та

    12. Итог урока. Рефлексия.

    – Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

    – С каким звуком?

    – Звук а какой?

    – Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего?

    – Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик.

    – А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи.

    – Прозвенел опять звонок и закончился урок!

    – С буквой а строчной печатной и письменной

    – Со звуком –а-

    – гласный



    Предварительный просмотр:

    «Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

    Цели урока:

    1. Предметные:

    • познакомить детей со звуком –а– и буквой а;
    • называть звуки, из которых состоит слово;
    • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
    • обозначать звуки на схеме;
    • учить читать слоги и слова с изученными буквами;

    2. Метапредметные:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
    • ориентироваться в учебнике;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре.

    Оборудование: Учебник «Букварь», прописи часть 2 «Мои волшебные пальчики», тетради для печатания, сигнальные карточки, карточки-оценивание, плакаты-иллюстрации, презентация (у автора). 

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Орг. момент

    Приветствует уч-ся ( стих.)

     

    2. Повторение.

    а) Фонетическая разминка

    – Сейчас повторим буквы. Что записано на доске?

    Какой слог лишний?

    Прочит. Слоги, в которых согласный звук мягкий.

    Что указывает на мягкость согласного.

    Прочит. Только гласные звуки.

    Каким цветом их отметите.

    Прочит. Согл., которые отметите синим цветом.

    – Поработаем в парах. Подберите слово, чтоб оно начиналось на любой из этих слогов. (Уч-ль убирает слоги по порядку)

    – Слоги

    – -Ор-

    – Ги-ти-ри

    – Звук -и-

    – И-о-и-о-о-о-и-о

    – Красным

    Читают твёрдые согл. в слогах

    Дети работают в парах

    б) Работа в прописи (с.10) ч.2

    • Игра «Преврати букву в слог»

    – Рассмотрите с.10 внизу. Прочит. Какие слоги получились на строчке под картинками. Как получили эти слоги. Обведите эти слоги.

    – Ги-пи-ти-ри

    – К каждой букве согласного звука добавляли букву –и-

    • Игра «Что общего»

    – Прочит. Соединения на нижней строке.

    Что общего у слогов на нижней строчке.

    Как соединяем на письме букву –о– с другой буквой. Уч-ль показывает на доске соединение.

    – ог-оп-от-ор

    – гласная буква –о-

    Дети обводят соединения в прописях

    • Игра «Нарисованные картинки»

    – Какие картинки нарисованы?

    Давайте подпишем. (уч-ль на доске) Какие подписаны.

    Можно ли использовать подпись «пирог» для картинки, где нарисованы два пирога.

    Как тогда подписать эту картинку.

    А как быть с записью «пирог».

    – рог, пироги

    Дети подписывают под картинкой «рог»

    – нет

    – пироги

    – нарисовать один пирог

    3. Знакомство со звуком [а]

    а) Слого-звуковой анализ

    – Посмотрите на картинку.

    (Уч-ль читает четверост. на картинке)

    – Произнесите слова: астра-аист-азбука-ананас-арбуз-абрикос.

    Что общего у всех слов.

    – Какой звук слышите первым в этих словах.

     

     

    Дети произносят слова

    Начинаются на –а-

    Звук -а-

    4. Открытие нового знания.

    Формулирование темы урока

    – Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке? Что нового узнаем, с чем познакомимся?

    Посовещайтесь в парах.

     

    Дети совещаются в парах

    5. Физкультминутка

     

    «Ах, как долго мы писали»
    Ах, как долго мы писали,
    Глазки у ребят устали. 
    (Поморгать глазами)
    Посмотрите все в окно,
    (Посмотреть влево — вправо)
    Ах, как солнце высоко.
    (Посмотреть вверх)
    Мы глаза сейчас закроем,
    (Закрыть глаза ладошками)
    В группе радугу построим,
    Вверх по радуге пойдем,
    (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
    Вправо, влево повернем,
    А потом скатимся вниз, 
    (Посмотреть вниз)
    Жмурься сильно, но держись.
    (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

     

    а) Обозначение звука буквой

    – Звук –а– на письме обозначается буквой а

    – Посмотрите, как выглядит печатная и письменная буква а на стр.4.2. в Букваре.

    Уч-ль читает: «Шагает гордо буква а. А – алфавита голова.»

    – Что значит «алфавита голова»?

    – Да, первая буква, именно она начинает алфавит.

     

     

     

    – Первая буква в алфавите

    6. Показ презентации

    Уч-ль ведёт объяснения по слайдам

    Дети смотрят, слушают, рассуждают

    7. Работа в прописях ( с.1.1.)

    • анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменными буквами
    • сопоставление письм. и печатной буквы
    • образец и комментарий учителя
    • схема-«человечек»
    • упражнения в написании буквы а
    • Самоанализ

    Уч-ль пишет на доске

    – Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв.

    – Что взяли у знакомых вам букв, чтоб получить строчную а.

    – Назовём все элементы, из которых состоит буква а.

    Показ написания буквы а

    – Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

    – Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано.

    – Обведите синей ручкой все наклонные линии на строке

    – Обведите букву а другим концом ручки на строке

    – Обведите 3 буквы а простым карандашом

    – Обведите 4 буквы а синей ручкой

    – Найдите лучшую букву на строке и подчеркните простым карандашом

     

    – да, буквы о, и

    – овал у буквы о и один элемент у буквы и

     

    Дети прописывают в воздухе, затем в рамке

    – красным, он гласный

    – Буква а и наклонная прямая линия

    8. Физкультминутка

    Глазки видят всё вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазкам видеть всё дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

     

    • сравнение букв– о – и -а-

    – обведите буквы о синей ручкой, а буквы а простым карандашом

    Дети пишут самостоятельно

    9. Работа с букварём (с.4.2.)

    • чтение слогов

    – Прочитайте слоги, где буква а стоит на первом месте.

    – Где а стоит на втором месте

    – Какой согласный в этих слогах

    – Значит буква а указывает на…что? (обсудите в паре)

    – Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте спустимся вниз.

    – А теперь снизу вверх

     

     

    – твёрдый

    – на твёрдость согласного

    • чтение слов и определение лексического значения

    – Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

    – Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назовите какие.

    – Предположите, какое слово носит олень.

    – Как называется то, во что упаковывают товары

    – Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»

    – Какие слова непонятные?

     

    Дети называют

    – Рога

    – Тара

    – Узкую длин.лодку и индейцев

    – отара (> стадо овец)

    • составление схем-слов

    – Откройте тетради для печатания на с.10 . Прочитайте слоги в левом столбике. Работайте в паре. А теперь в правом.

    – На с.4.2. Букваря внизу картинки. Какими словами можно заменить эти рисунки.

    – Отступите 1 клеточку вниз, поставьте точку. Начертим схему слова «мак», «краски»

    Уч-ль чертит маркером на доске.

     

     

    Мак-краски-карандаш-палитра

    Дети чертят схемы в тетрадях

    10. Физкультминутка «Послушайте слова»

    – Если есть в слове звук а, вы приседаете, если нет– остаётесь на месте ( арка-август-зверёк-аквариум-дети-радость-розы-зайцы)

     

    11. Работа в прописях

    • написание соединений с буквой а

    Уч-ль называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение (аппетит-ап, артист-ар, агроном-аг, атом-ат,)

     

    • написание слов

    – Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши соединения. Какие? Обведите соединение –ар простым карандашом.

    – Какое соединение с буквой а в словах «игра», «рота»

    Уч-ль даёт образец этих соединений.

    – Диктуйте про себя и обводите вместе со мной.

    – Пар-пара, ар

     

     

    – Ра, та

    12. Итог урока. Рефлексия.

    – Что нового сегодня узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

    – С каким звуком?

    – Звук а какой?

    – Что научились писать? Что понравилось на уроке больше всего?

    – Ребята, вы сегодня все молодцы. Все получаете смайлик.

    – А теперь каждый оценит себя сам. Нарисуйте смайлик наверху слева на с.1.1. в прописи.

    – Прозвенел опять звонок и закончился урок!

    – С буквой а строчной печатной и письменной

    – Со звуком –а-

    – гласный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение грамоте "Гласный звук [а] и буквы А а".

    На этом уроке дети знакомятся со звуком [а] и буквами А а, и их употреблением в речи, научатся выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв....

    Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

    Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

    Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

    Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

    Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

    Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

    комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

    Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

    Презентация по теме "«Гласный звук [а]. Буквы А, а. Строчная буква а.»

    Это комбинированный урок (чтение+письмо) для 1 класса....

    «Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

    Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...