Главные вкладки

    Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Ковтун Нина Петровна

     

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требований.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_sbornik.docx27.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте)

    Тема.       Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к

             1 класс, «Школа России»

                                                                                                             

                                                                                          Ковтун Н.П.,

                                                                                        МОУ «Майская гимназия»

            Белгородского района

            Белгородской области

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на уроках обучения грамоте в целях развития умения учиться, необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД) Работая над обучением детей грамоте, необходимо не только формировать рациональные приемы чтения и письма, но и стараться ввести учащихся, по емкому выражению Д. Б.Эльконина, в  «звуковую действительность языка». Обучая школьников анализу звучащей речи, особое внимание нужно уделять формированию умения соотносить звук и букву, не допускать смешения этих понятий.  Средством, обеспечивающим проникновение в фонетическую структуру слов, является звуко-буквенный или  звуко-слоговой анализ на основе текстов малых фольклорных жанров (стихотворений, скороговорок, загадок ) , а фольклор -это основа основ воспитания и обучения детей, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов.

    Тема.       Согласные звуки [к], [к'], буквы  К, к

    Цель урока:

    1.Создание условий на уроке для развития у учащихся умения читать слова и предложения с буквами  К, к

    Решаемые проблемы: Учить различать звуки [к] и [к'] в словах, находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах, читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией,  произносить правильно скороговорки,объяснять смысл пословиц.

    Планируемые результаты: 

    Предметные: научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать звуки по твердости и мягкости, читать слова и предложения с изученными буквами, пересказывать отрывки из знакомых сказок

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

    Познавательные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения,  правильно произносить скороговорки, логично выстраивать сюжет сказки. 

    Личностные результаты: Соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности)

    Образовательные  ресурсы:

    Разрезная азбука, модель сказочного паровозика, силуэтный рисунок Кота в сапогах, таблички с названием сказочных станций для сказочного путешествия, лента букв.

                                    Ход урока

    I. Организационный момент

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    -Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Стране Знаний, где   есть удивительный город  Буквоград. В путешествие мы отправляемся на нашем веселом паровозике. Что вам необходимо сначала сделать, чтобы паровозик  отправился в путь?

    -Обсудить, что узнаем  и чему научимся в нашем путешествии.

    (Лента букв разделена на две части: в правой стороне буквы, с которыми уже познакомились на прошлых  уроках , в левой те, с которыми предстоит познакомиться.  По данной таблице ученики легко определяют предметные цели урока)  

             -Познакомиться с согласными звуками [к] и [к'] и буквой к;         

             - находить звуки [к] и [к']  в словах;

             -различать звуки [к] и [к'] в словах.

    2.Обсуждение правил поведения, которые помогут в путешествии:

    -умей слушать того, кто говорит;

    -сам    говори спокойно и ясно;

     -говори в полголоса;

    - говори только по делу.

    3.Обсуждение маршрута путешествия. (На доске и на экране маршрут следования Веселого паровозика.)

    -Наш паровозик не может двинуться в путь. Что нас задерживает?

    -Мы должны вспомнить то, чему научились.

     Задания для повторения:

    1.Игра «Свяжем  цепочку из скороговорок» (дети передают мячик друг другу и быстро произносят одну из выученных скороговорок).

    2.Прочитать слова и предложения, которые уже научились читать. (коллективное и индивидуальное чтение)

    На доске.          НА      НО     НУ    НЫ      НИ

                    СА       СО     СУ    СЫ       СИ

                    ОС       АС     АН   ИНС      ОНС

                    Нина у осины. Сани у Сони.

    (чтение с выделением гласных букв)

    3.  Работа в парах.  Составление звуковой схемы слова сани. (Одна из пар работает у доски.)

    4.Взаимопроверка.Защита правильной  модели слова.

    -   Задания выполнены. Этих знаний достаточно, чтобы отправиться в          путь. Если отгадаем загадку, то уточним   конечный   маршрут путешествия.  

    Загадка.   С этим зверем вы знакомы

           У него усы как спицы.

           Он, мурлыча, песнь поет,

           Только мышь его боится

    Угадали? Это…(кот).

    -Мы отправимся в гости к букве К.

              -Поехали!

             Физкультминутка

    (Дети стоя имитируют движение паровоза) .

    Загудел наш паровоз

    И вагончики повез.                        

    Чу-чу-чу

    Далеко я укачу.

    Вагончики зеленые

    Бегут, бегут, бегут,

    А круглые колесики

    Всё тук, да тук, да тук.

    -Вот мы подъезжаем к маленькой станции, которая называется       Полустанок Поэзии. Здесь нет остановки. Но мы знаем много стихотворений о буквах. Давайте их вспомним.

    Работа в парах. Чтение стихов о выученных буквах. Дети,  повернувшись  друг к дружке, рассказывают свое любимое коротенькое стихотворение о букве.

    II. Работа над новым материалом.

    -А вот и наша станция. Какая буква хозяйка этой станции? 

    -Буква К

    -   Буква К нам  приготовила много испытаний.

     Испытание 1.Ответить на вопросы.

    а) Какое отличие у звука и  буквы?

    б)На что похожа буква К?

    в)Дать характеристику звукам  [к] и [к'] и букве  К http://www.youtube.com/watch?v=F_6h4UFdbfQ

    г)Ответить на вопросы викторины-молнии. Все ответы в данной викторине на букву К. 

    Викторина-молния.

    1.Огромное морское млекопитающее, на котором плыл в Африку Доктор Айболит? (кит) http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=219504606-01-72&n=21

    2.Чудесный шарик из ниток, подарок доброго старичка Ивану- царевичу в русской народной сказке «Царевна-лягушка». (клубок) http://s55.radikal.ru/i149/1112/07/bfb6056f7767.jpg

    4.Плетеная сумка, сданная в багаж дамой из стихотворения С.Маршака. (корзина) http://www.robertopiecollection.com/Application/images/wicker-baskets/garden-vegetable-basket-lg.jpg

    5.Храбрец, одолевший Паука в стихотворении К.Чуковского «Муха-Цокотуха». (комар) http://sante.lefigaro.fr/sites/default/files/styles/450_x_190/public/media/field_visuel/samala244_0.jpg

    6.Толстая, изогнутая деревянная планка для носки ведер на плече, которой баба била волка, ловившего хвостом рыбу в русской народной сказке. (коромысло) http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13409696077726.jpg

    -  Хорошо. Но этого недостаточно. Нужно ещё узнать мягкий или твердый первый звук в отгадках.

    Коллективная   работа с сигнальными карточками.(-) (=)

    Кит, клубок, корзина, комар, коромысло.

    -Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Отправляемся в путь.

    Физкультминутка повторяется

    (Дети стоя имитируют движение паровоза) .

    -Вот она-  главная станция –станция  «Азбука»

    Чтобы сделать остановку, нужно поработать с разрезной азбукой. Работа в парах

    -Составить и прочитать открытые слоги с буквой К

    -Составить и прочитать закрытые слоги  с буквой К

    -Составить и прочитать  слоги со стечением согласных в конце слов.

    Дети  составляют и читают слоги.

    III. Работа с учебником «Азбука».

    -  А ведь гость буквы К – не простой кот, а сказочный.

     -Он приготовил для нас задания

    Задания Кота в сапогах. Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке?

      -Что изображено в верхнем левом углу? (Сказочный замок)

      -Кого везут красивые белые кони? (Короля и принцессу)

       -Какую беседу ведет кот с косарями?

       -Чем косари косят траву?

       - О чем он их просит?  (Рассказывание сюжета сказки.)

    Задания для групп :  (Работают три группы )  1.Объяснить смысл пословиц. 

    2.Озвучить вопросы в   учебнике.

    3.Чтение по ролям  текста в учебнике .                                                  

    Отчет работы по группам.

    Рефлексия

    -Мы выполнили все испытания, которые приготовила буква К.

    -Кто уверен в себе, что прочтет все слова с буквой К- поднять зеленые сигналы.

    -Кто не уверен - поднять красные сигналы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема.Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

    Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к

    Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к...

    Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

    Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс    Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять мест...

    Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

    Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

    Конспект и презентация урока обучения грамоте по теме " Согласные звуки [к ], [к\' ], буквы К, к".

    Конспект урока для 1 класса, УМК " Школа России" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская,М.В.Бойкина....

    Технологическая карта по обучению грамоте на тему: Звуки [к], [к`], Буквы [К], [к] 1 класс

    Цели деятельности: ознакомление с буквой, обозначающей согласные звуки [к], [к`].Планируемые результатыПредметные:Знать: графический образ буквы [к]; характеристику звуков [к], [к`].Уметь: различать з...