Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ковтун Нина Петровна

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_sbornik.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте)

Тема.       Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к

         1 класс, «Школа России»

                                                                                                         

                                                                                      Ковтун Н.П.,

                                                                                    МОУ «Майская гимназия»

        Белгородского района

        Белгородской области

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на уроках обучения грамоте в целях развития умения учиться, необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД) Работая над обучением детей грамоте, необходимо не только формировать рациональные приемы чтения и письма, но и стараться ввести учащихся, по емкому выражению Д. Б.Эльконина, в  «звуковую действительность языка». Обучая школьников анализу звучащей речи, особое внимание нужно уделять формированию умения соотносить звук и букву, не допускать смешения этих понятий.  Средством, обеспечивающим проникновение в фонетическую структуру слов, является звуко-буквенный или  звуко-слоговой анализ на основе текстов малых фольклорных жанров (стихотворений, скороговорок, загадок ) , а фольклор -это основа основ воспитания и обучения детей, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов.

Тема.       Согласные звуки [к], [к'], буквы  К, к

Цель урока:

1.Создание условий на уроке для развития у учащихся умения читать слова и предложения с буквами  К, к

Решаемые проблемы: Учить различать звуки [к] и [к'] в словах, находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах, читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией,  произносить правильно скороговорки,объяснять смысл пословиц.

Планируемые результаты: 

Предметные: научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать звуки по твердости и мягкости, читать слова и предложения с изученными буквами, пересказывать отрывки из знакомых сказок

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения,  правильно произносить скороговорки, логично выстраивать сюжет сказки. 

Личностные результаты: Соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности)

Образовательные  ресурсы:

Разрезная азбука, модель сказочного паровозика, силуэтный рисунок Кота в сапогах, таблички с названием сказочных станций для сказочного путешествия, лента букв.

                                Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Стране Знаний, где   есть удивительный город  Буквоград. В путешествие мы отправляемся на нашем веселом паровозике. Что вам необходимо сначала сделать, чтобы паровозик  отправился в путь?

-Обсудить, что узнаем  и чему научимся в нашем путешествии.

(Лента букв разделена на две части: в правой стороне буквы, с которыми уже познакомились на прошлых  уроках , в левой те, с которыми предстоит познакомиться.  По данной таблице ученики легко определяют предметные цели урока)  

         -Познакомиться с согласными звуками [к] и [к'] и буквой к;         

         - находить звуки [к] и [к']  в словах;

         -различать звуки [к] и [к'] в словах.

2.Обсуждение правил поведения, которые помогут в путешествии:

-умей слушать того, кто говорит;

-сам    говори спокойно и ясно;

 -говори в полголоса;

- говори только по делу.

3.Обсуждение маршрута путешествия. (На доске и на экране маршрут следования Веселого паровозика.)

-Наш паровозик не может двинуться в путь. Что нас задерживает?

-Мы должны вспомнить то, чему научились.

 Задания для повторения:

1.Игра «Свяжем  цепочку из скороговорок» (дети передают мячик друг другу и быстро произносят одну из выученных скороговорок).

2.Прочитать слова и предложения, которые уже научились читать. (коллективное и индивидуальное чтение)

На доске.          НА      НО     НУ    НЫ      НИ

                СА       СО     СУ    СЫ       СИ

                ОС       АС     АН   ИНС      ОНС

                Нина у осины. Сани у Сони.

(чтение с выделением гласных букв)

3.  Работа в парах.  Составление звуковой схемы слова сани. (Одна из пар работает у доски.)

4.Взаимопроверка.Защита правильной  модели слова.

-   Задания выполнены. Этих знаний достаточно, чтобы отправиться в          путь. Если отгадаем загадку, то уточним   конечный   маршрут путешествия.  

Загадка.   С этим зверем вы знакомы

       У него усы как спицы.

       Он, мурлыча, песнь поет,

       Только мышь его боится

Угадали? Это…(кот).

-Мы отправимся в гости к букве К.

          -Поехали!

         Физкультминутка

(Дети стоя имитируют движение паровоза) .

Загудел наш паровоз

И вагончики повез.                        

Чу-чу-чу

Далеко я укачу.

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Всё тук, да тук, да тук.

-Вот мы подъезжаем к маленькой станции, которая называется       Полустанок Поэзии. Здесь нет остановки. Но мы знаем много стихотворений о буквах. Давайте их вспомним.

Работа в парах. Чтение стихов о выученных буквах. Дети,  повернувшись  друг к дружке, рассказывают свое любимое коротенькое стихотворение о букве.

II. Работа над новым материалом.

-А вот и наша станция. Какая буква хозяйка этой станции? 

-Буква К

-   Буква К нам  приготовила много испытаний.

 Испытание 1.Ответить на вопросы.

а) Какое отличие у звука и  буквы?

б)На что похожа буква К?

в)Дать характеристику звукам  [к] и [к'] и букве  К http://www.youtube.com/watch?v=F_6h4UFdbfQ

г)Ответить на вопросы викторины-молнии. Все ответы в данной викторине на букву К. 

Викторина-молния.

1.Огромное морское млекопитающее, на котором плыл в Африку Доктор Айболит? (кит) http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=219504606-01-72&n=21

2.Чудесный шарик из ниток, подарок доброго старичка Ивану- царевичу в русской народной сказке «Царевна-лягушка». (клубок) http://s55.radikal.ru/i149/1112/07/bfb6056f7767.jpg

4.Плетеная сумка, сданная в багаж дамой из стихотворения С.Маршака. (корзина) http://www.robertopiecollection.com/Application/images/wicker-baskets/garden-vegetable-basket-lg.jpg

5.Храбрец, одолевший Паука в стихотворении К.Чуковского «Муха-Цокотуха». (комар) http://sante.lefigaro.fr/sites/default/files/styles/450_x_190/public/media/field_visuel/samala244_0.jpg

6.Толстая, изогнутая деревянная планка для носки ведер на плече, которой баба била волка, ловившего хвостом рыбу в русской народной сказке. (коромысло) http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13409696077726.jpg

-  Хорошо. Но этого недостаточно. Нужно ещё узнать мягкий или твердый первый звук в отгадках.

Коллективная   работа с сигнальными карточками.(-) (=)

Кит, клубок, корзина, комар, коромысло.

-Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Отправляемся в путь.

Физкультминутка повторяется

(Дети стоя имитируют движение паровоза) .

-Вот она-  главная станция –станция  «Азбука»

Чтобы сделать остановку, нужно поработать с разрезной азбукой. Работа в парах

-Составить и прочитать открытые слоги с буквой К

-Составить и прочитать закрытые слоги  с буквой К

-Составить и прочитать  слоги со стечением согласных в конце слов.

Дети  составляют и читают слоги.

III. Работа с учебником «Азбука».

-  А ведь гость буквы К – не простой кот, а сказочный.

 -Он приготовил для нас задания

Задания Кота в сапогах. Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке?

  -Что изображено в верхнем левом углу? (Сказочный замок)

  -Кого везут красивые белые кони? (Короля и принцессу)

   -Какую беседу ведет кот с косарями?

   -Чем косари косят траву?

   - О чем он их просит?  (Рассказывание сюжета сказки.)

Задания для групп :  (Работают три группы )  1.Объяснить смысл пословиц. 

2.Озвучить вопросы в   учебнике.

3.Чтение по ролям  текста в учебнике .                                                  

Отчет работы по группам.

Рефлексия

-Мы выполнили все испытания, которые приготовила буква К.

-Кто уверен в себе, что прочтет все слова с буквой К- поднять зеленые сигналы.

-Кто не уверен - поднять красные сигналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) 1 класс,УМК "Школа России"

В методической разработке представлен план-конспект урока литературного чтения ФГОС НОО первый класс,УМК "Школа России".Тема: "Звуки [л],[л].Буква Л.В плане отражены основные этапы урока открытия ново...

Методическая разработка. Тема: «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» УМК: «Школа России» Класс: 1 класс

Тип урока:  Открытие нового знанияПедагогические технологии:Информационно-коммуникационныеЭлементы здоровьесберегающих Цель урока Познакомить обучащихся с новыми звуками [ф], [ф’], бук...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б." (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б....

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....