Методическая разработка. Тема: «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» УМК: «Школа России» Класс: 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Вихорева Ольга Валентиновна

 

Тип урока:  Открытие нового знания

Педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникационные
  • Элементы здоровьесберегающих 

Цель урока

Познакомить обучащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

Задачи

  • Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
  • распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;
  • Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки [в] — [ф] и [в’] — [ф’] в словах.
  • развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.
  • Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.
  • Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Оснащение урока:

  • Компьютер
  • Мультимедиа проектор
  • Экран
  • Презентация к уроку
  • Учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ff.pptx288.62 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»

Слайд 3

Цель: Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. Задачи: 1. Научиться выделять новый звук. 2. Читать слова и предложения с новой буквой. 3. О тличать на слух звук [ф], [ф’], 3. сопоставлять звуки [в-ф], [в’-ф’].



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Организацион-ный момент

Приветствие обучающихся

У. проверяет готовность к уроку

У. организует учащегося к учебной деятельности

- Какое  сегодня число?

- Какой сейчас месяц?

- Какое предыдущее число?

- Какое следующее число?

- Назови соседей месяца?

- Какой сегодня день недели?

- Какой он по счету?

- Назови 3 по счету день недели?

У. мотивирует к учебной деятельности

 

Дети приветствуют учителя

- настраиваются на урок

- осуществляют самоконтроль готовности к уроку

- определяют личностный смысл учения

- дежурный отвечает на вопросы поставленные учителе.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные:

умение вести диалог, слушать собеседника

2. Актуализация знаний

У. организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.

 

Какую букву мы с вами изучаем?

С каким звуком мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Какой буквой он обозначается?

- Какие особенности есть, у этой буквы?

- Какое правило, мы узнали, изучаю букву Щ.

- Назовите, мне буквы, звук которых всегда твердый.

 У. загадывает загадку, подводя к новой теме.

Захотела река улететь под облака.

Целый день летит, летит,

В небо поднимается,

Но обратно о гранит

В брызги разбивается.

У. задает вопросы, на понимание загадки.

- Как догадались?

- Какие слова помогли?

- Обоснуйте, свой ответ.

У. подводит к теме урока, задавая ключевой вопрос.

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

(если тема урока, не достаточно верно сформулирована, У. поправляет ребенка, повторяя грамотно тему урока)

- А как вы догадались?

Д. повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи

Звук [щʼ], буквы Щ, щ.

Буква Щ, всегда имеет мягкий звук. Буква Щ, не стоит с гласными: я, ю, ы.

ЩА, пиши с буквой А. ЩУ, пиши с буквой У.

- Д. называет буквы: Ц, Ш, Ж.

Д. отгадывает загадку

-фонтан (слайд 1)

Д. обосновывают свой ответ

- поднимается, о гранит разбивается, брызги.

(Дождь и река лететь не могут, дождь льет вниз, и только лишь и фонтана вода поднимается вверх.)

Д. отвечая на вопрос У., определяют тему урока.

«Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» (слайд 2)

- Отгадав загадку, услышали, новый звук

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений

Регулятивные:

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Целеполагание

У. А теперь попробуйте, назвать цели урока (учитель спрашивает учеников, и помогает им правильно сформировать цель)

- Какие задачи, мы должны поставить перед собой, чтобы ее достигнуть?

У. ставит проблемный вопрос.

- если у звуков [ф], [ф’] парные?

У. – тогда какая у нас еще задача появиться на уроке?

У. организует самостоятельную поисковую деятельность учачихся.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.

У. Что мы сейчас делали?

Д. определяют цели урока, конкретизируют цели в учебной задачи

- Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

- Научиться выделять новый звук. Читать слова и предложения с новой буквой.

- да

отличать на слух звук  [ф], [ф’], сопоставлять звуки [в-ф], [в’-ф’]

(слайд 3)

Д. самостоятельная поисковая деятельность учащихся: планируют учебные действия.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Открытие нового знания

У. организует самостоятельную поисковую деятельность обучающихся

Выделение нового звука (слайд 4)

(изображение фонтана)

- Что изображено на доске?

- Произнесите хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

- Произнесите первый звук?

- Какой он? (гласн./согл.)

- Почему?

- зв./гл.? Почему?

- тв./мяг. Почему?

Составь слого-звуковую схему.

Проверка с интерактивной доской.

 (Слайд 5)

-Посмотрите, что изображено? (слайд 6)

- Это кто или что? Почему?

- Произнесите хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

- Произнесите первый звук?

- Какой он? (гласн./согл.)

- Почему?

- зв./гл.? Почему?

- тв./мяг. Почему?

Составь слого –звуковую схему.

Проверка с интерактивной доской. (слайд 7)

У. С какими новыми звуками познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?

(слайд 8)

- Почему их две?

- Для чего нужна заглавная буква?

- Какие слова, относятся к именам собственным?

- На что похожа буква Фф.

- Назовите слова, которые начинаются на букву Ф, из тех, которые изображены на доске.

У. Какой можно сделать вывод, на данном

этапе урока?


Молодцы, вы хорошо справились с предыдущими заданиями.

Откройте учебник по закладки, переверните страницу вперед, закладка на правой, работаем на левой, на ст. 70

Рассмотрите иллюстрацию. Что на них изображено?

У. организует групповую погоду

Работа в группах.

Разделитесь по группам с помощью разноцветных кружков, которые лежат у вас в конвертах.

1 группа – круги красного цвета – составляют два предложения про подводную лодку.

2 группа – круги синего цвета – составляют два предложения о кораблях.

3 группа – круги зеленого цвета – составляют два предложения про парусники.

У. поводит итоги. Задает вопросы.

- Как одним словом, можно назвать то, о чем вы построили предложения?

- Какой бывает флот?

Д. самостоятельная поисковая деятельность обучающихся; работают с информацией.

- фонтан

- 2

- фон

- тан

- 2

- [ф]

- согл

- воздушная струя встречает преграду

- гл. – слышен только шум, нет голоса

- тв. – стоит перед буквой О.

Д. проверяют свою проделанную работу.

- филин

- Кто? Живое - птица

- 2

- фи

- лин

- 1

- [ф’]

- согл.

- воздушная струя не встречает преграды

- гл. не слышно голоса

- мяг. Стоит перед буквой И.

Д. проверяют свою проделанную работу.

- [ф], [ф’]

- Фф

- одна строчная, другая заглавная

- она нужна для написания имен собственных, и в начале предложения.

- имена, фамилии, названия городов, рек…..

 - на шлем рыцаря, когда руки в боки, ключ…

Д. называют слова, изображенные на иллюстрации.

Д. формулируют вывод

- мы познакомились со звуками [ф], [ф’], которые обозначаются буквой Ф, ф.

Д. работают в группах

- корабли, парусники, яхты

Д. составляют предложения по картинкам

Д. отвечают на вопросы

- флот

- гражданский и военный

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные

Умение работать в парах

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений

Регулятивные:

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Познавательные:

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Д. Снятие мышечного напряжения

Первичное закрепление

У. управляет первичным закреплением, организовывает работу над  совершенствованием навыков чтения  слогов и слов с изученными буквами

Чтение слогов

- Прочитай слоги со звуком [фʼ]

- Прочитай слоги со звуком [ф]

Чтение слов

- Прочтите слова про себя

- Прочти название символа нашего государства

- Прочти названия покрытия дороги

-Прочти названия запечатления интересных моментов жизни

У. организует актуализацию знаний

- Вспомните, какие гласные буквы показывают на мягкость предшествующего согласного звука.

У. оказывает адресную помощь ребенку

Д. решают типовые задания, читают слоги и слова с изученными буквами

Д. самостоятельная поисковая деятельность

Д. повторяют учебный материал

Познавательные:

логические:

построение логи-ческой цепи рас-суждений;

- доказательство;

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

Регулятивные:

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия, результата;

Применение нового знания

Работа с текстом

У. организует работу по совершенствованию навыков чтения, ищет способ включения в работу каждого, корректирует.

Стр.70

Чтение текста

- Понравились ли прочитанные строки?

- Какие чувства навеяли?

- О чем текст?

- Какая главная мысль в строках?

- Из какой сказки эти строки?

Стр.71

Чтение текста

- Понравились ли строки?

- Какие эмоции вызвали?

-Какая картина рисовалась вам когда вы слушали о чем читают?

-О чем этот текст?

- Как понимаете фразу «В Европу прорубить окно»?

- Кто правил в то время?

- А чего он хотел добиться?

- как вы понимаете фразу « Все флаги в гости будут к нам?

- Что такое флаг?

У. организует работу в парах

Рассмотрите внимательно таблицу

 (парные по глухости-звонкости)

-Прочитайте хором верхнюю строчку таблицы.

-Какой был 1й звук? Звонкий или глухой?

Прочитайте хором нижнюю строчку таблицы.

-В чем разница?

Теперь прочитаем хором столбики.

-Итак, поработав с таблицей, что мы выяснили?

Работа в парах

1 обучающий придумывает слово со звуком [фʼ] или [ф], другой в ответ придумывает слово со звуком

У. организует актуализацию знаний

- Как проверить, какую писать букву в парных звуках?

Игра «Хлопки»

У. организует развитие фонематического слуха

Хлопай в ладоши, когда услышишь звуки [фʼ] или [ф], топай ногами, когда услышишь звуки [вʼ] или [в].

Фабрика, фартук, кефир, кровать, муфта, Ваня, фигура, сова, фиалка, телевизор, трава, поварешка, Марфа.

У. организует работу с лентой букв

Куда, поместим букву Ф?

Почему?

У. организует развитие навыков чтения.

Стр. 72

- О чем текст?

- Какая главная мысль?

- Как можно озаглавить?

- Чему учат эти строки?

Д. совершенствуют свой навык чтения, фиксируют содержание текста, устанавливают взаимосвязь между новым знанием и уже изученным учебным материалом.

Д. применяют ранее полученные знания

- В верхнем ряду первый звук глухой, а в нижнем звонкий

У. формулируют вывод

У. работают в парах, осуществляют самоконтроль и самооценку

У. повторяют учебный материал

Д. развивают фонематический слух

Д. доказывают свою точку зрения

Д. осмысляют возможность применения знания в жизни.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные:

формируем умение выражать свои эмоции

Познавательные:

формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий,

1) взаимодействие

2) сотрудничество

3) интериоризация

(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)

Рефлексия

У. создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке

- Вспомните, какую цель, мы с вами определили в начале урока?

- Подумайте достигли вы ее или нет.

- Дайте мне характеристику звуков [фʼ] или [ф], и скажите какой буквой они обозначаются?

- Что еще нового узнали на уроке?

У. А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке.

Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему

Зелёный – все понял.

Желтый – понял, но ещё сомневаюсь.

Красный – много непонятного.

Д. соотносят цель и результат учебной деятельности

Д. Самооценка с помощью светофора

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

 Регулятивные:

волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б." (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи у...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [б], [б\'] . Буква Б, б" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласных звуках [б]  и [б'], навыка письма буквы б; умения читать и писать слоги, слова с новой буквой.Задачи урока:Дидактические:1.Фор...

Технологическая карта урока обучения грамоте."Согласный звук [т], [т\']. Буква Т,т" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о согласных звуках [т], [т,] и букве Т, т; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;формирование алгоритм...