Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами Бб; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать букву Бб;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО

Дата: 9.11.2021

Школа: №152

Класс: 1 «в»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Берсенева Е.М._________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами Бб; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать букву Бб;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте, который будет проходить, как путешествие. План – это наша карта.  С каждым правильным ответом, вы будете получать золоту монету. А сейчас, наша первая остановка – схема слова.

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

Проводит графический диктант:

А вот и первый пункт – схема слова. И сейчас мы должны показать, как хорошо знаем цвет, обозначающий звуки. Ваша задача, после того, как я назову какой-либо звук, показать, при помощи «светофора» какой он. А я буду проверять. Приступаем.

[а], [м‘], [т], [в‘], [н], [л‘], [и], [у],[т‘], [р], [о], [п‘], [с], [з‘], [б].

Какой звук из перечисленных вам ещё не знаком?

Справились с заданием и нам открывается новый материк «Тема урока».

Выполняют задания:

-     ,      ,       ,       ,      ,      ,      ,

      ,     ,      ,     ,      .  

- звук [б].

Предметные: уметь составлять схемы слов.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Раздаточный материал для составления схем слов.

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой. Но сначала послушайте стихотворение:

Белка в БуБен Бойко Била,

БараБанить так люБила.

БоБр к ней Быстро приБежал,

БуБен Браво отоБрал.

Какой звук встречается чаще всего?

В слоге «Бу», какой звук слышим?

А какой звук слышим в слоге «Бен»?

Формулирует тему и цель урока

Какие же звуки мы только что произнесли?

Знакомы ли вы с этими звуками?

Какую цель и тему урока сформулируем?

 

Выполняют задание:

- звук [б].

- твердый звук [б].

- мягкий звук [б’].

Формулируют тему, цель урока:

-[б],[б’].

-нет.

-«Звуки б, бь. Буква [бэ]» Цель: дать хар-ку новым звукам, учиться читать слова с новой буквой.

Предметные: знать звуки.

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд со стихотворением. Слайд с темой урока и целью.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Организует выполнение упражнений:

Мы переходим к новому материку. И сейчас вам необходимо отгадать загадки:

В Африке живёт.

Траву жуёт.

Носит матроску

В чёрно - белую полоску.

Откройте страницу 97 учебника и посмотрите на схему слова «зебра» в рамочке.

Сколько в этом слове слогов? Почему?

Прочитайте слово по слогам.

Сколько звуков в слове?

Назовите третий звук в этом слове.

Дайте ему характеристику. Какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий?

Давайте еще раз произнесем новый звук.

Кто еще раз сможет дать характеристику нового звука?

Отгадайте следующую загадку:

На проводах, заборах, крышах,

Уступах и чердачных нишах.

Они собрались и сидят,

И за прохожими следят.

Посмотрите на схему слова «голуби». Прочитаем слово по слогам.

Сколько слогов в этом слове и почему?

А теперь прочитаем с ударением.

На какой слог падает ударение?

Прочитайте третий слог.

Сколько звуков в этом слоге?

Произнесите первый звук.

Какой он? Согласный или гласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий?

Давайте еще раз произнесем этот звук.

Итак. Ребята, с какими звуками мы с вами сейчас познакомились?

Что в них общего?

Чем они отличаются?

Сделаем вывод. Посмотрите на схему. Что мы можем сказать про звук [б],[б‘].

На странице 97 азбуки, посмотрите на слоги в рамочке, для того, чтобы их прочитать, надо познакомиться с буквой [бэ].

Знакомит учащихся с буквой Бб.

Буква Б, как бегемотик,

Нарисуем ей животик,

Козырек добавим выше:

Буква Б у нас под крышей.

 хором прочитаем их.

Прочитаем слоги.

Посмотрите на слова под схемой. Давайте прочитаем их по слогам.

Что в этих словах общего?

Знакомит учащихся с написанием букв Бб.

Ребята, звук [б] на письме обозначаются строчной и заглавной буквами [бэ].

Откройте пропись на странице 12-13. Какая из букв строчная? Почему?

Из каких элементов состоит строчная буква б?

В каких буквах вам уже встречались эти элементы?

Пальчиковая гимнастика

Проверяет посадку:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

С этими элементами вы уже знакомы. Аккуратно пропишите элементы строчной буквы [бэ]. По завершению поставьте руку на локоток.

Демонстрирует написание строчной буквы [бэ]:

Сейчас я вам продемонстрирую написание строчной буквы б.

- пишем букву «о»: начинаем писать чуть ниже верхней линии РС, введём вверх, чуть закругляем влево; доводим до верхней линии РС; ведём вниз округлую линию до нижней линии РС; поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма;

- продолжаем писать вверх длинную наклонную линию до середины широкой вспомогательной строки и, немного закруглив вправо, пишем короткую прямую линию вправо.

Давайте все вместе проговорим алгоритм написания строчной буквы «б» и пропишем ее в воздухе.

А теперь пропишите три строчных буквы д в прописях.

Подчеркните самую красивую.

А сейчас мы с вами приступим к письму соединений. Сначала я вам показываю на доске, затем вы пишите в прописи. Итак, первое соединение ба.

Напишите в тетрадях.

Объясняет написание соединения ба, бу, бе.

Выполняют упражнения:

-зебра.

-два. Так как два гласных звука.

-зеб-ра.

-пять.

-[б].

-звук [б]-согл.т.к.при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к.состоит из шума и голоса, твердый т.к.спинка языка не приподнимается к верхнему небу.

-произносят звук [б].

-один ученик повторяет.

 

-голуби.

-го-лу-би.

-три, т.к.в слове 3 гласных звука.

-гОлуби.

-на первый.

-би.

-два.

-[б’].

-звук [б’] согл.,т.к.при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду, звонкий, т.к.состоит из шума и голоса, мягкий,т.к. при произношении спинка языка приподнимается к верхнему нёбу, произносится мягко.

-произносят звук [б’].

-[б],[б‘].

-оба согласные, звонкие.

-звук [б]-твердый, звук [б‘] – мягкий.

-согласный, звонкий, твердый и мягкий.

-читают хором.

-делают вывод.

-читают слоги.

-читают слова по слогам (зеб-ра, коб-ра, зуб-ры, зеб-ры, бел-ка, бар-сук).

-буква [бэ].

-отвечают.

- состоит из овала и наклонной линии с горизонтальной линией.

- в буквах а, о.

-прописывают элементы строчной буквы.

Наблюдают.

Пишут строчную букву [бэ].

Пишут соединения.

Предметные: уметь определять гласный согласный звук, глухой-звонкий, твердый-мягкий.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Пропись.

Доска.

Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик отыскать-

Надо на носочки встать.

Повторяют движения:

Потягиваются.

Наклоны туловища.

Разводят руки в стороны.

Мотают головой.

Разводят руки в стороны.

Тянутся вверх.

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

Ребята, сейчас поработаем с текстом.

Посмотрите на текст на странице 97. Сейчас я буду читать вам текст, а вы внимательно слушайте. Ведь вам необходимо будет дать ответ на вопрос: о чем текст. Затем будем читать его вместе.

Прочитаем вместе.

О ком текст?

Что делал белка?

Где была белка?

Что она брала из рук?

Как можно озаглавить текст?

С какой буквы напишем заголовок?

Сейчас мы с вами будем учиться писать заглавную буквы [бэ].

Откройте пропись на странице 13. Из каких элементов состоит заглавная буква Б?

Аккуратно пропишите элементы заглавной буквы [дэ]. По завершению поставьте руку на локоток.

Демонстрирует написание букв Бб:

Ребята, сейчас я вам покажу, как писать заглавную букву Б.

-начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки: пишем длинную наклонную линию; чуть не доходя до нижней линии РС закругляем вверх влево;

- делаем «петлю», пересекая написанную линию в месте пересечения с верхней линией РС;

- пишем полуовал: ведём округлую линию вправо, касаясь верхней линии РС, затем вниз, и, касаясь нижней линии РС, закругляем влево чуть выше нижней линии РС; - пишем верхний элемент: пишется слева направо - начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.

-Повторим написание заглавной буквы [бэ] в воздухе с проговариванием.

Пропишите 3 заглавных буквы [бэ] в прописи. Подчеркните самую красивую.

Сейчас мы с вами приступим к написанию соединений. Сначала я напишу на доске с объяснением, затем выполните написание в прописи. Итак, пишем соединение Ба.

Объясняет написание соединений Ба, Би, Бе.

Выполняют упражнение.

-внимательно слушают текст.

-читают текст вместе.

-о белке.

-скакала с ветки на ветку.

-на воле.

-баранки.

 -белка.

-с заглавной.

- состоит из длинной наклонной линии с петлёй внизу, полуовала и горизонтальной линии с закруглением.

Наблюдают.

Повторяют написание.

Пишут.

Пишут соединения.

Предметные: знать букву [бэ], уметь писать букву [бэ].

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Пропись.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная      Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

А теперь пришло время самостоятельной работы, которую вы будете выполнять в парах.

У вас на партах лежат листочки. Ваша задача – завершить схему – звук [б]. По завершению сделайте домик, чтобы я проверила вашу работу.

Проверяет работы.

Хорошо. Все справились с работой. Давайте посмотрим на доску, и еще раз проверим схемы.

Выполняют самостоятельную работу.

Буква Б.

            [ б ]              [б‘]

       

-проверяют выполнение.

Предметные: уметь составлять схемы.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :  учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Проводит гимнастику для глаз.

Организует выполнение упражнений на закрепление:

Вы хорошо работали на протяжении всего урока. И пришло время узнать, как вы усвоили материал.

-Сейчас мы поиграем в игру, я буду читать вам слова, если в них есть звуки [б]-хлопните один раз, если есть звук  [б’]-хлопните 2 раза.

 – Белка, брошь, будильник, беда, бедность, борьба, букварь, бюро, блины, баранка, билет.

Выполняют задания:

Предметные: уметь услышать звуки [б], [б’].

Метапредметные: 

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

Посмотрите, нам удалось пройти все пункты плана, так как цель урока была достигнута и новую информацию мы получили. Хорошо работали и активно все выполняли учащиеся…, остальные выполняли всё хорошо.

Но нас ждет последнее задание. Посмотрите на доску и скажите, какая характеристика у звука [б],[б‘]?

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...