Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мельникова Марина Дмитриевна

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчной буквы Т.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить давать характеристику звукам [т] и [т’], различать эти звуки;
  2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Т;
  3. Научить читать слоги, слова с буквой Т;
  4. Научить писать букву Т по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования упражнений;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата: 26.10.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:55-9:35  Кабинет: 206

Студент: Мельникова Марина

Группа: 41

Учитель: Копотева Л. И.

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Звуки [т] и [т′]. Буквы Т,т»

Тип урока: «открытие» нового знания.

        

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчной буквы Т.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить давать характеристику звукам [т] и [т’], различать эти звуки;
  2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Т;
  3. Научить читать слоги, слова с буквой Т;
  4. Научить писать букву Т по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования упражнений;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Оборудование: учебник  «Азбука»  автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), прописи «Мой алфавит» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте и письма.

-Проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должна быть «Азбука»,пропись «Мой алфавит» и звуковички.

-Теперь давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке.

-Если я произнесу слово, которое начинается на согласную букву, садятся мальчики, если на гласную садятся девочки.

-Пенал

-Одежда

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

-проверяют готовность к уроку.

-улыбаются, обмениваются пожеланиями.

-садятся мальчики.

-садятся девочки.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

  1. Формулирует задание.

-Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки. Верно.

-Назовите отличительные признаки гласного звука.

-Отличительные признаки согласного звука?

- Какие преграды может встретить согласный звук?

-Дайте характеристику согласного звука. Какой он?

-Здорово! Молодцы!

2. Проводит артикуляционную разминку.

- Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как показано на картинке.

-Давайте проведем артикуляционную разминку.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.

-Проговорим все вместе хором.

-Теперь 1 строчку проговорит, 1 ряд.

-2 строчку проговорит 2 ряд. И 3 строчку, 3 ряд

-Ребята, какой звук встречается в этой чистоговорке чаще всего?

3. Организует проблемную ситуацию.

-Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие за новыми знаниями!

-В этом нам поможет Том. Скажите что у него в руках?

-Скажите, что общего у этих слов?

-Дайте характеристику этому звуку

-Ребята у нас с вами возникло затруднение.

- гласные и согласные.

- 1. Произносится свободно, без преград.

2.  Состоит только из голоса.

3. Образует слог.  

- 1. Произносится с преградой.

2. Самостоятельно не образует слог.

3. Не бывает ударным.  

- Зубы, губы, язык.

- Согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий.

-правильно садятся

-проговаривают хором

-проговаривают

-проговаривают

- Звук [т].

-у него в руках торт

-Они начинаются на букву Т.

-не могут дать характеристику

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

-Предположите какая тема урока у нас будет?

-Какую цель поставим на урок?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, давайте поможем Тому составить план.

  1. Потренируемся в написании слов с буквой Т.
  2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Т.

  1. Выполним слого-звуковой анализ и дадим характеристику новым звукам.

3. Организует инструктаж по оцениванию своей работы.

-На парте у каждого лежит «Лесенка успеха». На ней вы будете отмечать своих успехи на протяжении всего урока. Критерии, которые будут оцениваться: правильность и аккуратность. Правильность: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность: плавное движение руки, написано без помарок.

-Если все критерии соблюдены, то отметьте звездочку на высшем уровне, если были недочеты, то на среднем. Если выполнено неаккуратно и неправильно, то на нижнем уровне.

  1. Определяют тему и цель урока.

- Звуки [т], [т’]. Буква Т,т

-Научимся давать характеристику новым звукам [т], [т’] и писать букву Т.

-составляют план

  1. Выполним слого-звуковой анализ и дадим характеристику новым звукам.
  2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Т.
  3. Потренируемся в написании слов с буквой Т.

-слушают инструкцию к оцениванию.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

Листы достижений

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Аналитико - синтетический: звуковой анализ слова, характеристика звука.

Словесный: учебный диалог

Поэлементный анализ

Языковой анализ:

выделение первого

звука в слове

Наглядный: демонстрация, ассоциация

Практический: пальчиковая разминка

Наглядный: демонстрация написания букв

Практический: письмо в воздухе

Фронтальная

Анимированный плакат

Наглядный: демонстрация алгоритма написания буквы

Копировальный: письмо по теневым линиям

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

-Сейчас откройте азбуку на странице 84.  Посмотрите на слово под красной рамкой.

-Прочитайте его. Разделите на слоги

-Скажите, где находится буква т? 


- Определите, сколько слогов в слове? Прохлопайте.  

-Назовите, какой это звук [т]?

-Какую преграду встречает звук?

-Закройте ушки и произнесите звук, глухой он или звонкий?

-Мягкий или твердый?  

-Возьмите набор для составления схем.

-Составьте схему первого слога. Теперь второго. Давайте отметим первый звук. Каким цветом?

-Второй звук. Какой он? Каким цветом?

-Третий звук. Какой он? Каким цветом?

-Четвертый звук. Каким цветом?

-Пятый звук. Какой он?

-Повторите характеристику звука [т],  в паре со своим соседом.

2. Организует работу по составлению характеристики звука.

-Посмотрите на слайде, перед нами снова Том, но скажите что рядом с ним появилось?

-Скажите какой это у нас звук?

-Хорошо, произнесите звук  [т’], какой он еще?

-Молодцы!

-Как вы думаете, каким цветом в схеме будет обозначаться звук  [т’]?

-Какие звуки обозначает буква Т?

-Какой вывод мы можем сделать?

3.Организует знакомство с буквой.

-Скажите, что с вами выполним дальше по нашему плану?

-А знаете ли вы на что у нас похожа буква Т?

-Ребята Том забыл где находится буква Т в алфавите, давайте покажем ему. Кто покажет, где находится буква Т в алфавите?

-Умнички! Теперь откройте свои прописи на странице 30.

- Посмотрите в верхний правый угол и скажите, из скольких элементов состоит строчная буква т?

-Можете ли вы назвать эти элементы?

-Прежде чем приступить к письму, давайте выполним разминку.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

4.Демонстрирует написание буквы.

-Сядьте прямо, красиво и посмотрите на написание строчной буквы т.

-Сейчас давайте пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео.

5.Организует самостоятельную работу по написанию буквы в прописи.

 -Пропишите строчную букву Т в прописях по теневым линиям.

- Теперь пропишем букву Т самостоятельно вместе со мной под диктовку.

1. Ставим точку на верхнюю линию рабочей строки и ведём наклонную линию вниз;

2. Делаем повтор по прямой снизу вверх, и, дойдя чуть выше середины линии, отклоняем ручку вправо;

3. Не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

4. Опускаем наклонную прямую до нижней линейки.

5. Делаем повтор по прямой до ее середины.

6. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо.

7.Не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

8. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

6. Организует самооценивание.

-Отметьте звездочку на верху если ваша буква соответствует правильности: ширина и высота буквы, наклон; аккуратности плавное движение руки, написано без помарок. На средней если у вас были помарки.

-Молодцы! У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся.

-Сделаем вывод: из скольких и каких элементов состоит буква Т?

Динамическая пауза

- А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Повторяйте движения на экране.

-открывают.

-Антон

-в середине слова/во втором слоге

-2 слога

- [т], согл., т.к. струя воздуха встречает преграду.

-Глухой.

-Твердый, т.к. произносится твердо.

-составляют.

-Красным.

- Согласный, синим.

- Согласный, синим.

-Красным, гласный.

-Согласный, синим.

-повторяют в паре.

-тень

-согласный

-мягкий, глухой, парный.

-зеленым

- [т], [т’]

-Данные звуки, всегда согл., глухие, но различаются по мягкости- твердости.

-2.Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Т.

-похожа на молоток, зонт, гриб и тд.

-показывает

-открывают

-из трех элементов.

-состоит из наклонной палочки, наклонной палочки с закруглением вверху и наклонной палочки с закруглением вверху и внизу.

-повторяют движения.

-повторяют написание.

-слушают, затем прописывают

-оценивают работу.

-из трех, из наклонной палочки, наклонной палочки с закруглением вверху и наклонной палочки с закруглением вверху и внизу

-выполняют

Метапредметные:

П: структурирование знания

П: звуковой анализ, моделирование

К: сотрудничество

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

 П: анализ, синтез

Р: саморегуляция

П: анализ написания буквы

Р: выполнение действия по заданному правилу

Р: оценка

Презентация

Раздаточный материал

«лист достижения»

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

Конструирование: составление слогов

Парная

Словесный: беседа

Фронтальный

Копировальный: письмо по теневым линиям

  1. Организует составление чтение и письмо слогов.

-Откройте азбуку, на стр. 84 слева найдите рамку. Потренируемся в составлении слогов.

-Сейчас в паре попробуйте составить и прочитать слоги.

-Что общего?

-Что заметили?

Какой из этих слогов отличается? И почему?

-А как еще можно составить слоги?

-Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают?

-А готовы ли вы написать слоги?

2.Организует написание слогов, работу в прописи.

-Откройте прописи на стр.30.

-Какие слоги представлены?

-Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно.

-Я буду писать слоги на доске, комментируя. Вы внимательно слушаете, затем пишите в прописи.

ТИ: пишу букву т, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, и веду вверх, соединяя с буквой И, верхним соединением.

ТА: пишу букву т, останавливаюсь чуть выше линии РС и веду вверх, соединяя с буквой а, верхним соединением.

ТО: пишу букву Т, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, отклоняюсь чуть-чуть в право и снизу соединяю с буквой О, нижним соединением.

-Пропишите каждый слог еще по 2 раза.

3. Организует самооценивание.

-Оцените написание слогов по следующим критериям:

1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.

2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

-та, то, тэ, ти, ты

-буква Т.

-Буква Т согласная синим цветом, гласные красным цветом.

-В слоге «ти» буква Т является мягкой, а в остальных слогах твердая.

-наоборот, ит, ат, от и тд.

-Верхнее, нижнее, среднее.

-открывают

-ти, та, то

-прописывают

-прописывают

Самооценивание.

Метапредметные:

 П: структурирование знаний;

П: смысловое чтение

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

П: работать по предложенному плану;

Р: саморегуляция

Р: оценка

Презентация

Пропись

Лист достижения

Самостоятельная работа с самопроверкой
5 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная Словесный: учебный диалог Практический: упражнение

Копировальный: письмо по теневым линиям

  1. Организует самостоятельную работу в прописи.

-Скажите, что мы можем составить из слогов?

-Верно, молодцы!

-Путешествие не заканчивается, Том хочет получить еще новые знания. Поэтому сейчас мы с вами пропишем слова состоящие из данных слогов.

-Пропишите в прописи слово лото и аист сначала по теневым линиям, затем по одному разу.

-Какие соединения в этих словах?

-Сколько слогов в словах?

2. Организует самооценивание.

-Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям – то поставьте звездочку на линеечке на верхнем уровне.

-слова

-прописывают слова

-верхнее, нижнее

-отвечают

-оценивают работу.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

 

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

Р: саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой информации

 Р: оценка

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

5 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа

Практический: жужжащее чтение Индивидуальная Практический: Чтение предложений

  1. Организует работу с текстом.

-Если из слогов мы можем составить слова, то что мы с вами можем составить из слов?

-Откройте азбуку на стр.84.  Найдите предложения с пропусками.

-Сколько предложений? Как вы догадались?

-Сейчас самостоятельно, в полголоса прочитайте предложения. В предложениях слова заменили картинкой, будьте внимательны.

-Кто нам прочитает 1 предложение? 2? 3? 4?

-Что интересного вы узнали?

-Прочитайте предложение которое состоит из 4 слов?

-Прочитайте предложение в котором речь идет об Антоне?

-Найдите и прочитайте все слова с буквой Т?

3. Организует самооценивание

-Кто смог верно ответить на все вопросы. Оцените себя звездочкой на верхнем уровне линеечки.

-предложения

-4 предложения

-читают

-читает

-что у Антона есть талант к рисованию.

-читают.

-она носом: «та-та, то-то, тон-тон! Антон-талант».

-стоит, Антон, рисует, ветка, талант.

-оценивают

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Метапредметные:

П: анализ, синтез

П: смысловое чтение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: оценка, фиксация затруднений

Презентация

Азбука

Лист достижений

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Давайте посмотрим на наш план, все ли пункты мы выполнили?

-Дайте характеристику звукам [т], [т'].

-Из каких элементов состоит буква Т?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-На парте перед вами лежит солнышко и тучка.

Поднимите солнышко и покажите его мне, если вы считаете, что справились со всеми заданиями и у вас все звездочки находятся на высшем уровне и одна на среднем.

-Поднимите тучку, если у вас возникли трудности и у вас есть звездочки на нижнем уровне.

-Не расстраивайтесь, вы большие молодцы, вам стоит еще потренироваться в написании буквы Т.

-Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

-Тема: «Звуки [т], [т'], буква Т, т».

-Цель: Научимся давать характеристику новым звукам [т], [т’] и писать букву Т

-да

-[т]: согл., глухой, тв.

[т’]: согл., глухой. Мягкий

- состоит из наклонной палочки, наклонной палочки с закруглением вверху и наклонной палочки с закруглением вверху и внизу.

Оценивают свою работу на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема: «Закрепление знаний о буквах Б и П. Сопоставление букв Б и П». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: закрепление знания учащихся о согласных буквах  Б, б, П, п.; сопоставление звуков [б],[б’],[п][п’] в речи; развитие речевой и мыслительной деятельности учащ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [с], [с’] и буквы Сс» (1 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звуках [с], [с’] и буквах Сс.Задачи урокаДидактические:1. Дать представление о звуках [с], [с’] и буквах Сс;2. вырабатывать умение вы...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл». (1 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [л] и [л’] и обозначающей их буквой &laqu...