Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с буквами Б, б; учить выполнять слого-звуковой анализ слов; характеризовать звуки [б], [б,];
  2. совершенствовать навыки; составлять слоги, слова и читать их; учить сравнивать звуки

Развивающие:

  1. развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание;
  2. развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
  3. развивать умения работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по обучению грамоте

Дата: 19.10.2021

Школа: №152

Класс: 1 «б»

Урок: 1

Время:  8.50 – 9.30    Кабинет: 213

Студент: Абдрашитова Д. Ф.

Группа: 45

Учитель: Кузнецова В.В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с буквами Б, б; учить выполнять слого-звуковой анализ слов; характеризовать звуки [б], [б,];
  2. совершенствовать навыки; составлять слоги, слова и читать их; учить сравнивать звуки

Развивающие:

  1. развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание;
  2. развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
  3. развивать умения работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте!

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: парная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Проверка знаний по предыдущей теме.

  -У нас урок обучения грамоте, а начнём мы его с речевой разминки-повторения: (на доске напечатаны слоги и слова)

  1. ЗА-ЗО-ЗУ, А-О-У

СЫ-СУ-СА, Ы-У-А

ЗЕ-ЗА-ЗИ, Е-А-И

  1. КОЗА-КОСА      РОЗА-РОСА

Что мы знаем о букве «З»? Что мы знаем о букве «С»?

Мотивация учащихся

-Ребята, за активную и хорошую работу на уроке, вы будете получать жетоны. Если вы набираете 5 жетонов, то получаете наклейку.

-А теперь откройте учебник на странице 97 и посмотрите на поля, где изображены зебра  и голуби.

- Как вы думаете, что общего у слов зебра и голуби?

  1. Читают глазками, шёпотом, хором, парами.

  1. Читают пары слов, отвечают на вопрос «Чем они отличаются?»
  2. Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают картинки

- буква Б (бэ)

Предметные:

Знать: материал по предыдущей теме

Уметь: применять полученные знания

Метапредметные:

Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник, жетоны

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока

-Значит, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

-Предположите, какую цель мы должны поставить сегодня на уроке?

Познакомиться со звуками и согласной буквой Б, которые она обозначает.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

-О букве Б

-познакомиться с этой буквой

Предметные: знать, о чём будет говорится на уроке; уметь предполагать тему и цель урока. Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Изучение нового материала  

-Теперь вернемся к учебнику. Выполним слого-звуковой анализ слов зебра и голуби.

-Произнесём слово зебра. Как слышим?

-Произнесём по слогам Зеб-ра

-Сколько слогов в слове зебра?

-Почему? (потому что сколько в слове гласных, столько и слогов)

-Сколько здесь гласных? (2) Значит 2 слога

-Давайте произнесём 1 слог (Зеб б)

Произносим последний звук [б]. Какой он?

-Поселим его на ленту памяти, на верхнюю  строчку, потому что он звонкий.

-У него есть парный звук?

-Да, парный звук [п] – он какой? (глухой)

-То есть звук [б] по звонкости глухости – парный.

-Произнесём слово голуби. Как слышим?

-Произнесём по слогам Го-лу-би

- Сколько слогов в слове голуби?

- Почему? (потому что сколько в слове гласных, столько в нём слогов)

-Сколько здесь гласных? (3) Значит 3 слога

-Произнесём 3 слог (би)

-Какой звук слышим?

,] Какой он? Он согласный, мягкий и звонкий.

Составим схему

Учитель объясняет схему и вывешивает на доске.

-Дадим характеристику новым звукам

-твёрдо

-2 слога

-потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов

- звонкий

-Да

-Глухой

-3 слога

-,]

Внимательно слушают учителя

Высказывают свои предположения.

Предметные: знать слого-звуковой анализ слов; уметь произносить звуки, читать слова

Метапредметные

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник, схема

 

- Звук [б] – согласный, твёрдый, на схеме обозначается синим цветом, синим слиянием.

-Звук [б’] – согласный, мягкий, на схеме обозначается зеленым цветом, зеленым слиянием. Это звонкие звуки.

– На письме звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б (бэ)

На что похожа буква (бэ) Б?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 97)

– Прочитаем слоги-слияния хором

На доске вывешены слоги

Ба бо  бу  бы  бе  би

– Прочитаем слоги с твёрдым слиянием

- Прочитаем слоги с мягким слиянием

-Почему слияния бе и би мягкие? (потому что гласные е и и обозначают мягкость предшествующего согласного)

– Прочитаем слова

Зебра  кобра  зубры  зебры  белка  барсук

-Поиграем в игру. Если вы услышите слово в которым есть мягкий звук [б’] –хлопните, если услышите слово в котором твёрдый звук [б] – топните.  

Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник,
с. 96)

– Рассмотрите иллюстрацию.

– К какой сказке иллюстрация?

– Кто написал эту сказку?

– Кто живет под елью?

– Что делает белка?

– Какие она грызет орешки?

– Кто стережет белку?

– Выразительно прочитайте стихотворение.

-Кто хочет прочитать стихотворение?

–Дома  выучите стихотворение наизусть

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Хором читают слоги.

Называют слоги с мягким звуком [б’] и твердым звуком [б].

Ученики по порядку читают слова

Рассматривают иллюстрацию.

– Сказка о царе Салтане.

– А. С. Пушкин.

– Белка.

– Песенки поет и орешки все грызет.

– Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд.

– Слуги стерегут.

Выразительно читают стихотворение

По строчкам

Учебник, распечатанный материал на доске

Первичное закрепление (4-5 мин)

Формы:  фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

Работа с текстом (учебник, с. 97)

Учитель читает текст

– Где были дети?

– Что видели в парке?

– Что делала белка?

– Что белка брала из рук детей?

– Озаглавьте текст.

Работают над закреплением нового материала

-в парке

-липы, сосны и белку

-скакала с ветки на ветку

-баранки

-Прогулка в парке; однажды в парке

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с прописями

определять падеж имён срвррвоыргртотстущ.).

Работа в прописях (стр. 12)

-Увидели оранжевый флажок. Первая строчка строчная буква б.

-Сколько элементов в строчной букве б?

Показывает элементы на доске

-Сначала пишем основной элемент - овал. Писать его начинаем так же, как букву "а" в начале слова, затем пишем дополнительный элемент - ведём прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо.

-Обведите элементы по образцу.

-Сядьте прямо, правильно возьмите ручку, подняли руку вверх. Вы пишете в воздухе, а я на доске.

- Будем начинать писать от красной точки.

-Напоминаю, что рабочая строка у вас узкая.

-Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём овал, закругляем, дальше наклонная прямая и ведём вправо.

-Обведите по образцу и самостоятельно в строчку пропишите строчную б ещё 3 раза!

-Теперь заглавная буква Б. 

- Сколько элементов в заглавной букве Б?

Показывает элементы на доске

-Заглавная буква Б состоит из длинной прямой линии с полуовалом и верхней прямой линии "шапочки".

-Обведите эти 3 элемента по образцу.

-Пропишем в воздухе..

Мы начинаем её писать выше рабочей строки на вспомогательной. Ведём наклонную линию. Дальше петелька, ведём её до верхней границы рабочей строки, закругляем полуовал.

Работа в прописях

-2 элемента

-3 элемента

Предметные:  знать пройденный материал; уметь применять полученные знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Прописи

рпр

-Обведите по образцу и самостоятельно в строчку пропишите заглавную Б ещё 3 раза.

-Ребята, на 3 строчке какую закономерность вы  видите?

- У вас заглавная, состоящая из 3 элементов и строчная, состоящая из 2 элементов.

Показывает правописание букв на доске

- Пропишите, чередуя их 3 раза, то есть заглавная, строчная, заглавная, строчная…

-Дальше, под голубым флашком на 1 строчке, какая закономерность? (Строчную соединяем со строчной)

Показ соединения строчных букв б

-Вы пишете сначала 2 строчных, затем ещё две и ещё две, то есть всё по 3 раза.

-Показ соединения заглавной и строчной буквы

-Пропишите 2 строчку под голубым флажком также по 3 раза.

-Теперь подчеркните те буквы и соединения, которые у вас получились красиво и аккуратно.

-Рядом с каждой строчкой оцените себя .

Поставьте зеленый кружок, если у вас все элементы написаны правильно, без ошибок.

Желтый кружок - 1, 2 ошибки

Красный - не получилось правильно написать элементы.

-Заглавная чередуется со строчной

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Организует выполнение задания на повторение материала:

 -Теперь давайте с вами посмотрим на слова под розовым флажком. Прочитаем.

Банк  обед  рыба  обои

-Какое слияние в слове банк с новой буквой? (ба)

-Оно какое? (твёрдое). Подчеркните синим цветом.

-В слове обед, какое слияние? (бе)

Оно мягкое, подчеркните зеленым цветом.

-В слове рыба, какое  слияние? (ба, твёрдое)

-Почему слияние ба твёрдое? (потому что А указывает на твёрдость предшествующего согласного, а Е указывает на мягкость предшествующего согласного)

-Скажите, а в слове обед буква Е будет обозначать один или два звука? (один, потому что стоит после мягкого согласного)

-Обведите эти слова.

-Теперь давайте прочитаем следующее слово болт. Что это слово обозначает? (деталь)

-Итак, наша задача сделать схему к слову.

Учитель показывает на доске, дети в тетрадях

-Выделите прямоугольник у себя в тетради,  в строчке.

-Произнесём ещё раз.

-Сколько слогов в слове болт? (1) Значит ударение мы с вами ставить не будем.

Боолт, слово начинается с отдельного звука или со слияния? (со слияния)

-Бо, отделили себе слияние, показали.

-Какое это слияние, твёрдое или мягкое? (твёрдое)

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

-Значит, цвет какой? (синий) Закрасили.

-Бо-л-т. Отдельный звук или слияние? (отдельный) Какой? (твердый) значит цвет синий. Т – отдельный звук? (Да)

Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Прописи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Кто назовёт тему нашего урока?

-Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Кто считает, что мы достигли цели?

-А теперь поднимите зеленый карандаш, если вам было всё понятно на уроке. Желтый – у вас были ошибки. Красный – ничего не поняли.

-Кто заработал жетоны за урок, подойдите ко мне.

-Молодцы! Спасибо за работу. До свидания!

Отвечают на вопросы:

-Согласная буква Бэ и звуки [б], [б’]

-познакомится с буквой Бэ

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласный звук [й’]. Буквы Й й», 1 класс ,программа "Планета знаний"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 «А» классеКласс: 1 «А»Тема: «Согласный звук [й’]. Буквы Й й».Цель: формирование представлений у обучающихся о непарном ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Согласные звуки б, б’, буквы Б, б"

Технологическая карта урока по обучению грамоте Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [к], [к’]. Буква К, к» 1 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знания о согласных звуках [к], [к’]и букве «к», выработать умение проводить слогозвуковой анализ слова, читать слова и предложения с новой буквой,писать стро...