Технологическая карта урока по обучению грамоте "Согласные звуки б, б’, буквы Б, б"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока по обучению грамоте Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc473.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б

Педагогическая цель

Узнать новую букву; характеризовать звуки, которые она обозначает; научить читать слоги и слова с этой буквой

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют бережное отношение к окружающей природе, готовность заботиться о животных

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: общеучебные – отличают новое знание от уже известного; логические – характеризуют звуки [б],  б’.

и буквы Б, б.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают художественный текст

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ

Формы организации учебной работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Образовательные ресурсы

Проектор, экран, компьютер, модели слог-слияний, Азбука, электронное приложение к учебнику

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организационный момент.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

-Все у парт красиво встали, все затихли, замолчали.

Прозвенел у нас звонок, начинается …(урок!)

-Давайте поприветствуем друг друга. И в приподнятом настроении начнем урок. Повторение правила посадки.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний

Коллективная.

-У нас урок обучение чтению, а начнём мы его с речевой разминки-повторения: (на доске напечатаны буквы, слоги и слова)

-Посмотрите на доску. Давайте вспомним буквы, которые мы уже знаем.

1) А, И, О, М, Н, Т, У, Ы, К, Е, Р, Л, С, П, В, З

-На какие две группы разделим их?

-Назовите гласные буквы, которые указывают на твердость впереди стоящего согласного?  На мягкость согласного?

-Какая буква обозначает 2 звука?

-Давайте прочитаем слоги и слова

2) ЗА-ЗО-ЗУ-СЫ-СУ-СА,ЗЫ-

ЗЕ-ЗИ, СО-СЕ

3)КОЗА,КОСА,РОЗА,РОСА СИМА,ЗИНА,ЛИЗА,ЗВУК, ЗИМА,ЗОНТ,ЗМЕИ, ЗАМОК, ЗВОНОК.

-Какая буква чаще всего повторяется в словах?

- Вспомним, с какой буквой знакомились на прошлом уроке?

-Что мы знаем о букве «З»? Что мы знаем о букве «С»?

Дети хором называют буквы

а, о, у, ы – указывают на твёрдость впереди стоящего согласного, и, е – указывают на мягкость впереди стоящего согласного

Дети хором читают слоги и слова

Отвечают на вопросы учителя

III. Проверка домашней работы

Фронтальная.

-Прочитайте тексты на стр. 94-95

-Как озаглавили текст на стр. 94?

-Задайте вопросы по содержанию текста на стр. 95?

Дети читают текст по цепочке, по предложению на стр. 94-95

Задают вопросы к тексту

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

IV. Самоопределение к деятельности

Коллективная. Словесный.

-Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. А куда мы отправимся, нам поможет узнать ЖУК-БУКВОЕД

 На доске (Жук - буквоед)

-Жук-буквоед испортил буквы. Остались только кусочки. Соберите их.

-Прочитайте слово.  

 -Сколько букв в этом слове?  -Сколько гласных?

 -Сколько согласных?

-Сколько слогов в этом слове? -Как определили?

-Как вы понимаете значение этого слова?

Ученики называют буквы и читают слово

ЗООПАРК

Отвечают на вопросы учителя

Сколько в слове гласных, столько и слогов

Место, где содержат животных для показа

IV. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

Мы узнали с вами, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята, чтоб животных увидать,  

Но сначала надо букву  всем нам новую узнать

-Как звучит барабан?    

- Как блеет баран?

– Бум-бум…

-Бе-бе…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произнесли в слове БУМ, БЕ?

– Давайте сформулируем учебную задачу урока

б.

б’.

– Познакомимся со звуками б, б’ и буквой, обозначающей их на письме

Вместе с учителем формулируют учебную задачу

VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 97)

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

-Вот и первые животные зоопарка. 

Откройте азбуку на стр.97. Посмотрите на картинки, рядом со схемами

кто изображён? (зебра и голуби).

– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, голуби.

Произнесите слово зебра по слогам.  

-Сколько слогов?

-Назовите 1 слог.

-Из каких звуков он состоит? (з), (э), (б)

-Охарактеризуйте звук б (согласный, звонкий, твёрдый)

-Произнесите слово голуби по слогам.

-Сколько слогов?

Назовите 3 слог. Что это за слог?(слог-слияние)

Из каких звуков он состоит? (б'), (и)

Охарактеризуйте звук б' (согласный, звонкий, мягкий)

Вывод:  Звуки б и б' согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми. На письме обозначаются буквами Б (заглавная), б (строчная) 

Это интересно!

Зебры – это род лошадей. Тело зебр покрыто тёмными и светлыми полосками. Такой окрас делает их малозаметными. Бег у зебр менее быстрый, чем у лошадей, и они менее выносливы. Приручаются они с большим трудом. От врагов они защищаются зубами и копытами.

– Зебра, голуби.

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове зебра звук
[б] твердый, в слове
голуби звук [б’] мягкий

Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают


2. Знакомство с буквой Б

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

―На что похожа буква Б?

Буква Б проснётся рано                                  

Буква Б – бочонок с краном                          

Умывайся, будь здоров                                    

Богатырь Борис Бобров!  

 

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет:  Бе-е… 

   

-Найдите букву в  «Ленте букв»?  

-Отгадайте ребусы?   

bukva-10.jpg

-Из карандашей выложите букву Б

Высказывают свои предположения.

Находят букву Б на «Ленте букв».

Бабочка, Булка

Из карандашей выкладывают букву Б

Находят букву Б на «ленте букв». Моделируют ее из карандашей

3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 97)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

В зоопарк спешат ребята,

 Чтоб животных увидать,

Но сначала с этой буквой  

  Надо слоги прочитать.

– Прочитайте слоги  на стр.97

– В каких слогах звук [б’] – мягкий, а в каких слогах [б] – твердый?

Букву новую узнали,

Слоги мы с ней прочитали,

Значит, может весь наш класс

В зоопарк попасть сейчас!

―На доске слова и картинки с животными.

-Прочитайте слова.

Зебра, зубры, кобра,  барсук, белка

Это интересно!

К зубрам относятся очень крупные и могучие быки. Длина зубра до 3 м, масса около 1 т. У зубров короткие, толстые и острые рога; высокая горбом холка; покатая спина; густая грива и борода из длинных волос.

Кобры – очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю часть тела, образуя капюшон.

Хором читают слоги.

Называют слоги с мягким звуком [б’] и твердым звуком [б].

Читают слова

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [б] и [б’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука

4. Дидактическая игра

Коллективная. Словесный. Игра

-Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. И он совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’].

(Бегемот, верблюд, кабан, собака, баран, барс…)

Отгадывают загадки, определяют буквы, в обозначающих их словах, записывают эти буквы и читают получившееся слово


Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо
и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке


Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с текстом
и иллюстрацией

(учебник, с. 97)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение, рассказ

– Прочитайте текст.

– Где были дети?

– Что видели в парке?

– Что делала белка?

– Что белка брала из рук детей?

-Какие деревья растут в парке?   – Озаглавьте текст.

– Рассмотрите картинку.

– Видели ли вы когда-нибудь белку?

-Что вас удивило в тексте?    

- Что значит « белка была не в клетке, а на воле»

- Как думаете, где белка живет лучше: дома в неволе или в лесу?

Вывод: Природу надо любить и беречь

Читают текст по предложению. Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Озаглавливают текст.

Читают текст вслух, определяют основную мысль, озаглавливают. Формулируют ответы на вопросы, используя текст. Придумывают свой рассказ, соблюдая логику повествования

2. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник с. 96)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Рассмотрите иллюстрацию.

– К какой сказке иллюстрация?

– Кто написал эту сказку?

– Кто живет под елью?

– Что делает белка?

– Какие она грызет орешки?

– Кто стережет белку?

– Выразительно прочитайте стихотворение.

– Выучите стихотворение наизусть

Рассматривают иллюстрацию.

– Сказка о царе Салтане.

– А. С. Пушкин.

– Белка.

– Песенки поет и орешки все грызет.

– Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд.

– Слуги стерегут.

Выразительно читают и заучивают стихотворение, рассказывают его

Формулируют ответы на вопросы, опираясь на иллюстрацию и имеющиеся знания сказки. Выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, заучивают стихотворение наизусть

VIII.  Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

- Понравилось ли вам наше путешествие в зоопарк?   Какую учебную задачу ставили на уроке?

  - С какой буквой познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?  

- Что нового узнали на уроке? Что особенно запомнилось?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

I. Организационно-мотивационный этап.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Сообщение темы, целей урока.

  • Ребята, сегодня у нас не обычный урок обучения грамоте, а урок-путешествие. Мы с вами отправляемся в удивительную страну букв и звуков, чтобы узнать ещё одну букву и научиться читать новые слова.

III. Повторение изученного материала.

  • А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались.

У меня на доске слово. Буквы наполовину закрыты. Догадайтесь, что это за буквы и прочитайте слово.

Ученики называют буквы и читают слово. (ЗООПАРК)

  • Сколько букв в этом слове?  Сколько гласных? (3) Сколько согласных? (4) Сколько слогов в этом слове? Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

IV. Постановка темы и цели урока.

  • Мы узнали с вами, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята,

Чтоб животных увидать,

Но сначала надо букву

Всем нам новую узнать.

Фонетическая зарядка

  • Как звучит барабан?  (бум-бум-бум)
  • Как блеет баран? (бе-е…)
  • С какого звука начинается слово бум? (б)
  • С какого звука начинается слог бе? (б')
  • Определите тему  сегодняшнего урока? (познакомиться с буквой б, со звуками б, б')

Открывается буква на доске

001 (3).jpg

V. Работа над новым материалом.

  • Слого-звуко-буквенный анализ
  • Откройте азбуку на стр.101. Посмотрите на картинки, рядом со схемами.
  • Кто изображён на картинках? (зебра и голуби).

slide0006_image006.jpg                          1896.jpg

  • Произнесите слово зебра по слогам.  Сколько слогов? Назовите 1 слог.
  • Из каких звуков он состоит? (з), (э), (б)
  • Охарактеризуйте звук б (согласный, звонкий, твёрдый)
  • Произнесите слово голуби по слогам. Сколько слогов? Назовите 3 слог. Что это за слог?(слог-слияние)
  • Из каких звуков он состоит? (б'), (и)
  • Охарактеризуйте звук б' (согласный, звонкий, мягкий)

Вывод:  Звуки б и б' согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми. На письме обозначаются буквами Б (заглавная), б (строчная)

Физминутка

  • Знакомство с буквой Б
  • На что похожа буква Б?        

        b7.jpg

          Буква Б проснётся рано                         Буква Б с большим брюшком,

Буква Б – бочонок с краном                  В кепке с длинным козырьком.

Умывайся, будь здоров                                    Разыгралась буква Б

Богатырь Борис Бобров!                       И бараном блеет:  Бе-е…          

  • Выкладывание из счётных палочек букву Б
  • Печатание в тетрадях заглавной и маленькой букв Б, б
  • Ребусы

bukva-10.jpg

VI. Чтение слогов – слияний.

В зоопарк спешат ребята,

Чтоб животных увидать,

Но сначала с этой буквой

Надо слоги прочитать.

  • Что обозначает эта схема? Учитель показывает учащимся схему-слияние твёрдого согласного звука с гласным. (Слияние твёрдого согласного звука с гласным.)
  • Что обозначает эта схема? Учитель показывает учащимся схему-слияние мягкого согласного звука с гласным. (Слияние мягкого согласного звука с гласным.)
  • Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Дети читают слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЕ, БИ, АБ, ОБ, УБ, ЫБ – с доски

А затем читают слоги в азбуке (стр.101)

VII. Чтение слов.

Букву новую узнали,

Слоги мы с ней прочитали,

Значит, может весь наш класс

В зоопарк попасть сейчас!

  • На доске слова и картинки с животными. Прочитайте их

  Белка

 0006-005-Belka.jpg           

 Зебра  

slide0006_image006.jpg

Барсук  

barsuk1.JPG

Кобра

1248624245_allday.ru_3.jpg 

Зубры

01698b.jpg

  • Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. И он совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’].

(Бегемот, верблюд, кабан, собака, баран, барс…).

VIII. Знакомство с Красной книгой и животными, занесёнными в Красную книгу. Знакомство с Красной книгой Архангельской области и животными, занесёнными в Красную книгу.

Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Люди решили составить список этих животных. Так появилась Красная книга. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Некоторые из наших животных тоже занесены в Красную книгу.

Зебры – это род лошадей. Тело зебр покрыто тёмными и светлыми полосками. Такой окрас делает их малозаметными. Бег у зебр менее быстрый, чем у лошадей, и они менее выносливы. Приручаются они с большим трудом. От врагов они защищаются зубами и копытами.

К зубрам относятся очень крупные и могучие быки. Длина зубра до 3 м, масса около 1 т. У зубров короткие, толстые и острые рога; высокая горбом холка; покатая спина; густая грива и борода из длинных волос.

Кобры – очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю часть тела, образуя капюшон.

В Архангельской области тоже есть животные, которые находятся под охраной государства. Это тюлень, дельфин, белый медведь, барсук, северный олень.

IX. Упражнение в чтении текста. Работа с учебником. Стр. 101.

  • Послушайте загадку.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка)

  • К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле.
  • Кто видел белку в лесу или в парке?
  • Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ. (стр. 101)

Чтение рассказа учителем (стр.101)

«Мы были в парке»

Проверка восприятия.

  • Где были дети?
  • Какие деревья растут в парке?
  • Чем ребята угощали белку?

Чтение рассказа по предложениям детьми.

  • Как надо относиться к животным, которые живут на воле?

Вывод:  Природу надо любить и беречь.

  • М.М. Пришвин очень любил природу. Прочитаем, что говорил М.М. Пришвин о любви к природе.

На доске плакат “Любить природу – значит любить Родину”. 

X. Прослушивание аудио сказки “Сказка о царе Салтане…”

  • В вашем учебнике есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно.
  • Кто знает, как называется эта сказка?
  • Кто написал сказку?

Учитель обращает внимание учащихся на портрет А.С. Пушкина.

  • Послушайте отрывок из “Сказки о царе Салтане…” (аудио-кассета)
  • Когда вы выучите все буквы, сможете прочитать эту сказку полностью. Книги с произведениями А.С. Пушкина есть в школьной библиотеке. (Учитель обращает внимание на выставку книг со сказками А.С. Пушкина.)

XI. Подведение итога урока.

  • Понравилось ли вам наше путешествие в зоопарк? (просигнальте карточками)
  • С какой буквой познакомились на уроке?
  • Какие звуки она обозначает?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что особенно запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [Д], [д’], буквы Д, д».

Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д». Класс 1. УМК « Школа России». Предмет Литературное чтение. Тип урока «Откры...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»

- научить  детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать  звуки  [л], [л’] буквой л.- формировать...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)

Дата: 16.11.2021Школа: №152Класс: 1 «в»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110Студент: Закирова ЭльвираГруппа: 45Учитель: Берсенева Е.М._________________________Методист: Кошкаров...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [д], [д,], буквы Дд».1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [д], [д ,] и буквами Дд.Задачи урокаДидактические:1. Учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Строчная и заглавная буква Й, й"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по обучению грамоте: чтению и письму к УМК "Перспектива"...