Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

Дата: 16.11.2021

Школа: №152

Класс: 1 «в»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110

Студент: Закирова Эльвира

Группа: 45

Учитель: Берсенева Е.М._________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

 

 

Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать букву Яя;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО

Дата: 16.11.2021

Школа: №152

Класс: 1 «в»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110

Студент: Закирова Эльвира

Группа: 45

Учитель: Берсенева Е.М._________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать букву Яя;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

Меня зовут – Эльвира Рахимовна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

Упражнения на зрительную память 

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

- Когда буква Я обозначает букву, слог и слово? 

- В течение урока подумайте над этим вопросом, а потом в конце урока ответите.

-Как называется наша страна?

Учитель записывает на доске слово «Россия».

– С помощью чего записано это слово? 

– А что мы произносим? 

– Чем отличаются буквы от звуков?

– На какие две группы делятся звуки русского языка?

– Назовите гласные звуки в слове «Россия»?

– Назовите согласные звуки в слове «Россия»?

– Как вы думаете, почему букву Я называют хитрой? 

– Какую роль она выполняет в начале слова, после гласного, после согласного? 

-Откройте учебник на стр.112

-Прочитайте слоги.

Ма- я -к , ма- я -ки, вы- со -ко, вы –со- ка- я,  я –р- ко , мо- ре.

-Почему в слове маяк четыре буквы и пять звуков?

-Среди этих же слов найдем слова с буквой я а) в начале слова (Ярко), б) в середине слова (маЯк. маЯки), в) в конце слова (морскаЯ, высокаЯ)

Выполняют задания:

-Россия

-с помощью букв

-звуки

-буквы мы пишем, а звуки мы слышим и произносим

-гласные и согласные

-о,и,я

-р,с,с

-она имеет два звука

- В начале слова и после гласной обозначает два звука – тогда и образуется слог [ЙА], а после согласного звука один звук

-потому что буква я после гласной имеет два звука ( й а).

 Метапредметные:

Р: коррекция

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

-  как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим?

-Правильно.

  Рассмотрите на рисунок. Что изображено на рисунке?

-Произнесем по слогам.

-Как определим количество слогов?

-Сколько слогов в слове маяк?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

Произнесите второй слог протяжно.

- Какие звуки слышите?

- Сколько их?  

Какой первый? Произнесите.

Это гласный или согласный звук?

Это мягкий или твердый звук?

Какой второй? Гласный или согласный?

Анализ схемы

-Посмотрим на схему слова «маяк»

Произнесите второй слог протяжно.

Что слышите?

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й' а]?

Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой Я. Мы слышим 2 звука [й’а], а пишем одну букву я. Где стоит буква я?

Сколько звуков в слове «маяк»?

Сколько букв в слове «маяк»?

-Почему буква я особенная? 

Знакомство с буквой

Рассмотрите заглавную и строчную буквы Я я (Экран)

-Посмотрите на букву Я и скажите, на что она похожа?  (экран)

Сколько Ягод! Сколько Яблок!

Ясно всё! Приплыл кораблик.

 Мы приехали, друзьЯ, Нас встречает буква Я.
-Сколько элементов содержит заглавная буква? Из каких элементов состоит эта буква?

Выполняют задание:

- Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я»

-познакомиться со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я

-маяк

-ма-як

-сколько гласных, столько  слогов

-два

-маЯк

-на второй

-маЯЯЯЯЯЯЯЯк

-й а

-два

-согласный

-мягкий

-а – гласный, твёрдый

-маЙАк

-два

-предпоследняя

-5

-4

-даёт два звука

-ответы детей

-3

Из наклонной с закруглением внизу влево с овалом и наклонной линии с закруглением внизу вправо.

Предметные: уметь анализировать схемы слов.

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Доска.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

-Посмотрите, как пишется буква я (экран)

-теперь посмотрите на доску. 

Начинаем писать немного выше линии рабочей строки, закругляем вправо вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную прямую наклонную линию; не доходя до середины междустрочного пространства, закругляем влево и пишем овал, который касается верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Физкультминутка.

По стене ползет паук, восемь лап, как восемь рук (руки скрестить, бегущими движениями пальцев перебирать по плечам).

Паутину славно ткёт, насекомых в гости ждёт(показать руками шитьё иголкой).

Прилетели мухи, Мухи-Цокотухи(машут руками, показывая, как летают мухи).

Повертелись, покружились(круговое движение рук перед собой).

И от паука все скрылись(прячут руки за спину).

-Возьмите ручку в руку и пропишем в воздухе букву Я несколько раз.

-Напечатайте букву Я в тетради целую строчки.

Какая буква я – гласная или согласная?

Выполняют упражнения:

-гласная

-гласная

Предметные: уметь правильно и красиво аписать букву я.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Пропись.

Доска.

Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку:

Физминутка
 (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!

(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Повторяют движения:

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

-Сейчас вы будет работать в парах. Вам нужно будет на листочках закончить схему буквы Я. На какие два звука делится и под звуками раскрасьте круг таким цветом, какой звук. (согласный или гласный)

-Кто помнит правила работы в паре?

-Молодцы!

Выполняют упражнение.

           Я

й(согласная)     а (гласная)

-ученики отвечают

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Пропись.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная      Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Вам даны карточки. Вам нужно соединить слово и звук, который в этом слове встречается: [й’а]или [’а]

Слова:1 вариант.   Моя, мясо(а),морская, якорь      

2 вариант. Мята(а),маяк,яхта,ящерица

Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте со слайда.

У кого все верно поставьте плюс на карточке и верните хозяину.

Выполняют самостоятельную работу.

-проверяют выполнение.

Предметные: уметь писать различать звуки.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :  учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

Чтение текста

Теперь мы будем учиться читать тексты с буквой я.

ТЕКСТ:

МАЯК

Вот на море завыл ветер. Стало совсем темно. Сверкает молния. Высоко взлетает морская волна. Надо скорее судам в порт. А на пути — подводные скалы и мели. Но ярко светит маяк. Он виден издалека. И смело идут корабли к земле.

О чем текст?  

-Для чего нужен маяк?

- о каком времени суток говорится?

Замените слово УМЕЛО другим словом. Какое предложение получилось?

Парная форма работы

- Найдите слова с буквой я и назовите их друг другу.

Какую новую букву Вы узнали?

Какая эта буква?

Сколько звуков она может обозначить?

В каких случаях буква я обозначает два звука?

Когда буква я обозначает один звук?

Выполняют задания:

-о маяке

- Маяк служит для того, чтобы корабли, находящиеся в плавании, могли по огоньку маяка увидеть, что где-то недалеко Земля. Особенно помогает маяк ночью и в тумане.

-ночь

-уверенно, бесстрашно

-гласная

-два

-в начале слова и после гласной буквы.

-после согласной буквы.

Предметные: уметь различать звуки.

Метапредметные: 

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Когда буква Я означает букву, слог и слово?

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую   цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи у...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [д], [д,], буквы Дд».1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [д], [д ,] и буквами Дд.Задачи урокаДидактические:1. Учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Знакомство со звуками [м], [м’] и буквой Мм» (1 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [м], [м‘] и способом его графического обозначения с помощью букв Мм.Задачи урока:Дидактические:1 Познакомить обучающихся с...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т", УМК "Школа России", 1 класс

Цель: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [т], [т'] и способом их обозначения на письме с помощью букв Т, т.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с согласными зву...