Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв. 

 

Задачи урока

Дидактические

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [т], [т']. 
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует. 

Развивающие

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки [т], [т'], буква Т, т38.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ПИСЬМА

Дата: 26.10.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «М»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213

Студент: Петрова Валерия Евгеньевна

Группа:  41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Звуки [т], [т'], буква Т, т».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [т], [т'].
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Валерия Евгеньевна сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Анализируют учителя, выполняют действия.

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

Проблемная ситуация

  1. Проводит артикуляционную гимнастику.
  2. Вспоминают ранее изученное.

Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке.

Проведем артикуляционную разминку.

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

-Какой звук часто встречается в этой скороговорке?

-Прочитайте, пожалуйста, слова, представленные перед вами.

Лампочка, лиса.

-Произнесите первые звуки этих слов.

-Дайте характеристику этих звуков.

-Звук [л]?

-Звук [л']?

-Докажите, что этот звук является согласным.

- У меня для вас есть загадки.

1. Есть у нас в квартире

Волшебное окно,

Что происходит в мире,

Покажет нам оно.

2.То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

3.Зелёное покрывало

Летом на земле лежало.

4.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

- Что объединяет все слова отгадки?

- Давайте проверим, правильно ли вы думаете.

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно.

«Таракан», «Трюмо» и «Тень»

Начинаются на...

- Молодцы, вы были правы.

-Тогда как вы думаете о каком звуке сегодня будет идти речь?

-А кто сможет дать характеристику звуку [т]?

Выполняют артикуляционную гимнастику.

-Звук л.

Читают слова.

-Согласный, непарный, звонкий, твердый.

-Согласный, непарный, звонкий, мягкий.

-При произнесении воздух встречает преграду,

Образует слог только вместе с гласной буквой,

Состоит из голоса.

- Телевизор.

- Тетрадь.

- Трава.

- Туман.

- звук «Т».

- «Т».

-О звуке [т]

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Соотнесите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

-Как вы думаете первый пункт плана мы с вами выполнили?

Организует оценивание деятельности.

-Верно. После каждого устного задания мы будем показывать наш умение жестом.

Палец вверх – мы успешно справились с заданием.

Палец вниз – мы не справились с заданием.

А после каждого письменного задания, будем фиксировать наши результаты звездочками на полях. Посмотрите на критерии оценивания:

  1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.
  2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

Красная звезда – «Я не справился»

Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности»

Зелёная звезда – «Я справился отлично»

Итак, первый пункт нашего умения «Умею определять признак согласного звука» - мы его выполнили. Давайте оценим жестом.

Тема: «Звуки [т], [т'], буква Т, т».

Цель: познакомиться и научиться писать букву Т, т.

признаки согласных букв.

новые сведения о звуках [т], [т'], писать букву Т, т.

-Да.

Самооценивание.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует изучение новой буквы:

-составляют характеристику звука,

-разбирают звуковые схемы.

  1. Организует парную работу.
  2. Знакомство с письменными буквами Т,т.
  3. Показ правильного написания буквы.
  4. Прописывание в воздухе.

-откройте учебник  на странице 84.

-Ребята, что изображено на «волшебном» рисунке?

-А вы знаете, для чего она нужна?

-Сколько слогов в этом слове? Какие?

-Произнесите первый звук в первом слоге.

-Положите руку на горло и произнесите еще раз этот звук.

-Что вы чувствуете? Дрожат ли связки?

-Тогда как вы думаете какой это звук? Глухой или звонкий?

-Верно, если наши связки не дрожат, тогда этот звук является глухим, а если дрожат, то звонкий.

-Как мы определим звук по твердости и мягкости?

-В слове труба первый звук в первом слове какой? Твердый или мягкий?

-Каким цветом мы обозначим?

-Разберём до конца это слово и составим звуковую схему.
-Посмотрите на слово картина. Сколько в этом слове слогов?

-В каком слоге находится изучаемый нами звук?

-Какой это звук?

-Почему он мягкий?


-Каким цветом мы обозначим звук т`?

-Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живет буква Т?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Откройте прописи на странице 30.

Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку.

-Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

-Сравните печатную и строчную букву т. В чём схожесть?

-Из каких элементов состоит буква т?

-Посмотрите, как пишется строчная буква т.

-Начинаем писать букву т от верхней
линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз короткую наклонную палочку.
Третий элемент тоже начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки; закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.
-Потренируемся писать
 букву в воздухе.

Пропишите строчную букву т.

Организует оценивание деятельности.

-Оцените себя на полях звездой, по критериям.

Организует проведение динамической паузы.

-Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

-Труба

-Из неё выходит дым

-2 слога, Тру-ба

-звук т

-Не дрожат.

-Глухой.

-Звук [т],[т`] согласный, струя воздуха встречает преграду, тв./мяг.

-Твердый.

-Синим.

Составляют звуковую схему.

-2 слога

-Во втором слоге.

-Мягкий

-Потому что после него стоит гласный звук, который указывает на мягкость согласного.

-Зелёный.

-В алфавите она живет после буквы С.

-Буква т может быть мягкой и твердой

-Схожести нет

- 1. Наклонная линия слева.

2. Прямая наклонная линия с закруглением слева с верху.

3. Прямая наклонная линия с закругление слева с верху и закругление справа с низу.

Смотрят анимированный плакат

Смотрят на образец написания буквы Т учителем.

Прописывают в воздухе.

Прописывают букву.

Оценивают.

Повторяют за учителем.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу по слогам в азбуке.

-Составьте слоги в рамке.

Прочитаем их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, почему буква Т, написана синим цветом, а остальные красным.

-Прочитайте слоги, написанные рядом.

Какой из этих слогов отличается? И почему?

-В чём схожесть этих слогов?

-Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают?

2. Организует работу в прописях

-Научимся писать с вами соединения в слогах с буквой т.

-Первый слог «ти». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Верно, посмотрите, как пишется этот слог. Сначала обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Следующий слог «та». Какое соединение тут?

-Посмотрите, как пишется слог.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Последний слог «то». Какое соединение в этом слоге?

-Посмотрите, как пишется слог.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают?

Организует оценивание деятельности.

-Оцените себя на полях звездой, по критериям.

 

 -Та, то, ту.

-Согласные изображают синим цветом, а гласные – красным.

-В слоге «ти» буква Т является мягкой, а в остальных слогах твердая.

-Начинаются а букву Т и есть гласная.

-Верхнее, нижнее, среднее.

-Верхнее.

Пишут слог «ти».

-Среднее.

-Нижнее.

-Верхнее, нижнее, среднее.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Организует самостоятельную работу в паре над составлением звуковой схемы.

-Сейчас вы поработаете в паре. Для начала давайте повторим правила работы в паре.

-у вас на парте лежит лист в котором вам нужно картинку соотнести с звуковой схемой. На это задание у вас будет ровно 3 минуты.

-Давайте проверим, что у вас получилось. У всех ли так? Поднимите руку кто справился.

-Ребята, посмотрите на слайд, что это?

-А это?

Что вы заметили?

Тоже самое с трубой.

-А вы знаете, что это за слова? Это слова омонимы. Для них существует даже отдельный словарь «Словарь омонимов»

-Может кто то знает еще такие слова?

-Какой мы с вами можем сделать вывод?

Организует оценивание деятельности.

-Оцените свою деятельность жестом.

 

Выполняют самостоятельную работу в паре.

Проводят проверку.

-Лист

-Тоже лист.

-Одно и тоже слово, но имеет разные значения.

Приводят пример омонимов.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

1.Оранизует работу с текстом.

Учебник страница 84.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

-Давайте прочитает текст под картинкой по цепочке.

-О чем говорится в тексте?

-Сколько предложений в тексте?

-Какое предложение отличается от других? Чем?

-Как нужно произносить предложение?

-Прочитайте данные предложения соблюдая интонацию.

  1. Организует работу в прописях.

-Мы с вами уже научились писать слоги и знаем их соединения. Давайте научимся писать слова с буквой Т.

-Прочтите первое слово.

-Каким соединениям у нас соединены согласные с гласными?

-Обратите внимание как соединена буква О и Т. Она соединена верхнем соединением. Пропишите слово по теневым линиям.

Также идет разбор слова аист.

Организует оценивание деятельности.

-Оцените себя по критериям и выставите себе

3.Организует работу с предложением.

-Посмотрите на предложение ниже. Прочитайте его.

-В каких словах есть буква т?

-Почему «Сани» написано с большой буквы?

-Хорошо, какой вывод мы можем сделать?

-Художник, который рисует.

Чтение по цепочке.

-О художнике и птице.

-5

-4, оно восклицательное.

-С восклицанием.

-Лото

-Нижним

-Прописывают слово лото.

Читают предложение.

-Лото, листы, ноты.

-Потому что это имя.

-Что с большой буквы пишется начало предложения, так же имена.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Назовите слова в которых есть звук [т], затем звук [т'].

-Посмотрите на свои достижения.

У кого больше красных звёздочек – обратитесь за помощью к одноклассникам или учителю.

Если больше жёлтых звёздочек – хорошо повторите тему урока.

У кого больше зелёных звёздочек – сделайте вывод по теме урока.

Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

Тема: «Звуки [т], [т'], буква Т, т».

Цель: познакомиться и научиться букву Т, т.

Анализируют свои достижения.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласный звук [й’]. Буквы Й й», 1 класс ,программа "Планета знаний"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 «А» классеКласс: 1 «А»Тема: «Согласный звук [й’]. Буквы Й й».Цель: формирование представлений у обучающихся о непарном ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Буквы Я, я" (УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [д], [д,], буквы Дд».1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [д], [д ,] и буквами Дд.Задачи урокаДидактические:1. Учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Строчная и заглавная буква Й, й"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по обучению грамоте: чтению и письму к УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т", УМК "Школа России", 1 класс

Цель: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [т], [т'] и способом их обозначения на письме с помощью букв Т, т.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с согласными зву...