Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б." (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Отаханова Валентина Викторовна

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki_b_b_bukvy_b_b.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки (б), (б'), буквы Б, б"

предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;  

 метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;  

 личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Цели урока:

  • образовательные – знакомство детей с согласными звуками [б] и [б’], буквами Б, б; обучение чтению слогов и слов с буквами Б, б;
  • развивающие – развитие фонематического слуха, речи, внимания, логического мышления;
  • воспитательные – воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник для 1 класса “ Азбука”, схемы слогов, карточки со словами, картинки животных, портрет А.С. Пушкина; “Сказка о царе Салтане»;

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.  К нам без опоздания приходи старание. Помоги нам потрудиться в школу мы пришли учиться.

Игровая разминка.   Вдох – выдох.  Самолеты взлетают у - у - у – у.  Машины едут ж - ж – ж.

Лошадки поскакали цок-цок.  Рядом ползет змея  ш – ш - ш.  Муха бьется о стекло  з – з – з.

II. Сообщение темы, целей урока. Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправляемся в удивительную страну букв и звуков, чтобы узнать ещё одну букву и научиться читать новые слова.

III. Повторение изученного материала. А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Жук- буквоед испортил буквы. Остались только кусочки. Догадайтесь, что это за буквы и прочитайте слово.  

(Ученики называют буквы и читают слово). (ЗООПАРК) 

Сколько букв в этом слове?  Сколько гласных? (3) Сколько согласных? (4) Сколько слогов в этом слове? Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). 

Как вы понимаете значение этого слова? ( место, где содержат животных для показа)

IV. Постановка темы и цели урока.    Мы узнали с вами, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята чтоб животных увидать,  

Но сначала надо букву  всем нам новую узнать.

Фонетическая зарядка.  Как звучит барабан?  (бум-бум-бум)     Как блеет баран? (бе-е…)

С какого звука начинается слово бум? (б)    С какого звука начинается слог бе? (б')

Какова  тема  урока? ( звуки б, б' и буква , которая их обозначает)

Какую учебную задачу (цель) поставим на уроке? (познакомиться со звуками ….. и буквой, которая их обозначает, научиться читать…с этой буквой

V. Работа над новым материалом. Знакомство с новыми звуками.

Слого - буквенный анализ. Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в работе. Послушайте загадку.

  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка) 

Давайте хором произнесем слово и разделим на слоги  (бел-ка.) - Сколько слогов в этом слове? (Два.) – Почему? Поставим ударение. Позовите слово.

            -Произнесите первый слог. (бел.)

- Выделите первый звук. ([б])-хором

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный.)-встречает преграду

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды.)

- Звонкий или глухой? (Звонкий, произносится с голосом и шумом.)

- А он твердый или мягкий? (мягкий, произносится мягко)

- Каким цветом обозначим? (зеленым.) 

- Произнесите слияние. (бе.)

- Какое слияние? (мягкое) 

- А теперь произнесите второй слог. (ка.)

- слияние. (ка) - Какое оно? (Твердое.) 

Охарактеризуйте кратко звук б, (согласный, звонкий,мягкий)

На доске схема.  Давайте прочитаем полученную схему.

 Охарактеризуйте звук б' (согласный, звонкий, мягкий)

  Отгадайте загадку. Это животное тоже можно увидеть в зоопарке

      Словно школьная тетрадка полосатая лошадка,

      Полосатая лошадка от хвоста до головы. (зебра)

  Составим схему слова «зебра». Произнесите слово зебра по слогам.  Сколько слогов? (2) Назовите 1 слог.

Из каких звуков он состоит? (з), (э), (б)

Охарактеризуйте звук б (согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите 2 слог. Что это за слог?(слог-слияние)

- Итак, какие звуки мы выделили? ([б], [б*]).

Вывод:  Звуки б и б' согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми.

Физминутка  игра «поймай звук» Б, - встают девочки, б- мальчики (булка, белка,  бобры, бинт, банан, баран, бегемот)

Знакомство с буквой Б.  Найдите букву, которая  обозначает звуки б, б.  Кто из вас покажет эту букву? Как она называется?

На что похожа буква Б?        

 Буква Б проснётся рано                         Буква Б с большим брюшком,

Буква Б – бочонок с краном                  В кепке с длинным козырьком.

VI. Чтение слогов – слияний.

У каждого из вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв. Обведи ручкой ту, которая обозначает звук (б).

В зоопарк спешат ребята,

 Чтоб животных увидать,

Но сначала с этой буквой  

  Надо слоги прочитать.

Что обозначает эта схема? Учитель показывает учащимся схему-слияние твёрдого согласного звука с гласным. (Слияние твёрдого согласного звука с гласным.)

Что обозначает эта схема? Учитель показывает учащимся схему-слияние мягкого согласного звука с гласным. (Слияние мягкого согласного звука с гласным.)

Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?

Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Дети читают слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЕ, БИ, АБ, ОБ, УБ, ЫБ – с доски

Прочитайте слоги, которые соответствуют схеме.

А затем читают слоги в азбуке (стр.101)

VII. Чтение слов.

Букву новую узнали,   слоги мы с ней прочитали,

Значит, может весь наш класс   в  зоопарк попасть сейчас!

На доске слова и картинки с животными. Прочитайте их.

Зебра             зубры

Кобры            барсук

Белка

Подберите  к словам схемы.  Соотнеси слово и схему.

Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. И он совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’]  (Бегемот, верблюд, кабан, собака, баран, барс…).

VIII.  Упражнение в чтении текста. Работа с учебником. Стр. 97.

Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ. (стр. 97) После чтения ответим на вопросы.

Чтение слов с доски:

С КА - К А - Л А        Б Р А - Л А          БА-РАН КИ

Эти слова нам встретятся в тексте.

Чтение рассказа учителем (стр.101)

К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле. Кто видел белку в лесу или в парке? Расскажи о ней.

Проверка восприятия.

- Где были дети?    Какие деревья растут в парке?   Кто скакал с ветки на ветку?

- Что вас удивило в тексте?    Чем ребята угощали белку?

- Что значит « белка была не в клетке , а на воле»

- Как думаете, где белка живет лучше: дома в неволе или в лесу?

Повторное чтение. Чтение рассказа по предложениям детьми.

- Как бы вы озаглавили текст?

- Как надо относиться к животным, которые живут на воле?

Вывод:  Природу надо любить и беречь.

!X. Работа по развитию речи с. 96

В вашем учебнике есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно. Кто знает, как называется эта сказка?  Кто написал сказку?    Расскажите, что изобразил художник? (Кто живет под елью? Что делает белка? Какие орешки она грызет?)

- Чтение отрывка стих.

X. Подведение итога урока

    - Понравилось ли вам наше путешествие в зоопарк?   - Какую учебную задачу ставили на уроке?

  - С какой буквой познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?  - Чему научились?

- Что нового узнали на уроке?- Что особенно запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей». (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...