Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей». (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Отаханова Валентина Викторовна

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki_p_p_bukvy_p_p.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные: - составлять рассказы о профессиях;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;

- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока:  «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» , карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, предметные рисунки.

Деятельность педагога

Орг. Момент

Мотивация учебной деятельности.

Ребята,   сегодня к нам пришли гости. Дайте сделаем так, чтобы я вами гордилась.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Прозвенел звонок и вот

Начинаем наш урок.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте,  не стесняйтесь.

 - Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий,  для этого нужно выполнить определенные задания.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

              Фонетическая зарядка.          

  Самолеты взлетают у-у-у

   Машины едут ж-ж-ж-ж-ж

   Лошадки поскакали цок-цок.

   Рядом ползет змея ш-ш-ш-ш

   Муха бьется о стекло з-з-з-з

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума.  Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

1.  Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При  произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы   обозначают…

Гласные звуки  и, е обозначают…

Буква  е     в начале слова…

2. Работа по слоговой таблице.    Предъявляется слоговая таблица. (Приложение )Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Разбудим наши голоса.Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте . Составьте слова.

Определите, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Как пыхтит тесто?  (пых-пых-пых)
Как пищат птенцы – (пи-пи-пи).

- Какие первые звуки вы сейчас произнесли?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?  

     - Звуки [п] и [п’] и буква, которая их обозначает.              

. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [п] и [п’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Итак, Мы определили тему и цель работы на уроке.

Усвоение новых знаний

- Отгадайте загадки:              Приложение № 2.

Доску грызла и кусала

На пол крошек набросала.

Но не съела ни куска:

Знать невкусная доска. (пила)

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка,

Как сосновый пахнет лес. (плотник)

Игра «Верни букву»          Жук Буквоед съел букву.            * ИЛА?       * ЛОТНИК?      

    - Без какой буквы нельзя написать эти слова? (П)

      ( Это пила. Это плотник.)

Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор.

- Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом?

- Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели.

- С какого звука начинается слово пила?

Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе. Расскажите о нем. Этот звук гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду) - Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему?     (согласный, мягкий, глухой)

- Кто работает этими инструментами?  (плотник)

-Составим слоговую модель слова плотник.

- Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник». С какого звука начинается слово? Расскажите о нем. (согласный, твердый, глухой.)

Вывод: звуки п-п,- согласные, глухие, могутбыть тв. И мяг.

 Игра “ Кулачок-подушечка”. Определи твердость-мягкость.

- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – стучим кулачком, если (п) мягкий – прижимаем к себе.

Плот, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо.

Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки п-п от других.

 Обозначение звуков буквой.

- Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]?   Зачем нужна заглавная буква?  

Вывод: имена, фамилии и начало предложений пишутся с заглавной буквы.

 - А сейчас произнесите про себя свою фамилию.

- Встаньте те дети, в фамилии которых есть новый звук. Определите, где он находится.

На что похожа буква П? . (Ворота, турник). А вот какие стихи придумали поэты.

- Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.

- На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
- Подходящие ворота.
Проходи кому охота!


Дома букву П найдём, 
Заглянув в дверной проём.

-  Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв). В алфавите.

* Развитие мелкой моторики. -   Составьте букву П из палочек.

Оцените свои успехи.  Я знаю букву П.  

.

Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки:

Чтение слогов (с. 79)

-Прочитайте слоги.  (где согласный звук п произносится мягко. Твердо).

Дополните данные слоги до слов, ( которые обозначают название профессий). - Пекарь, пасечник, пилот, повар,почтальон, печник.

Чтение слов (с. 79) 

Задания: прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? Каким словом можно заменить слово пилот?  Чем занимается капитан? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?

 - А кто такой плотник?

ПЛОТНИК – РАБОЧИЙ ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ОБРАБОТКОЙ ДЕРЕВА

- Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой?

!________   что делает?  чем?. (что?).

- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.( - Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?)

Работа по сюжетной картинке (с. 79)

Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша?

(Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.)

Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители? ( Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.)

Чтение пословиц (с. 79)

-О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем.  

 (читаем по одной пословице один ученик)

Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник –он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду.

При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)

Плотника (человека) не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.)

Назовите тему пословиц.( пословицы о труде.) -Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему?

Работа с текстом (с. 83).

Прочитайте текст с доски.

Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа. Кто хочет похвалить своего соседа?

О ком идет речь?

-Как зовут повара?

-Вспомним правило, как пишутся имена?

-Что варит Елена Петровна?

-Какие овощи кладут в суп?

_Какие еще профессии вы знаете?

 Оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы.

Я умею читать слова и предложения

Работа по рис. Стр. 82   Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи. Какие из них Елена  Петровна возмет в суп7

Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I?

- Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.

- Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал.  Вот что писал поэт. (Учитель читает).

- Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей.

Самостоятельная

Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение 3)

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации. (Приложение к разработке урока. Презентация.) проверка работы с использованием презентации.

 Игра «День-ночь»   Игра «Превращение слов»  Замени букву так, чтобы получились новые слова.

    П….лка – П...лка- П ..лка

Иитог

рефлексия

- Какие задачи ставили?         - Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п)

-Какие звуки она обозначает?    Охарактеризуйте их.

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю букву П и её звуки

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой п.

Оценить Цветом: .У вас на парте листочки. Давайте нарядим наше дерево.  Красный -Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.     Зеленый испытывали  затруднение.

- Работа в паре.  Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова.

 

Плотник                            летает.

Повар                               пилит.

Капитан                            варит.

Пилот                               плавает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по теме: "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д."

Подборка материала по теме  "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д.", 1 класс " Школа 2100 "....

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б." (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б....

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...