Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока, презентация, самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc86.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.77 МБ
Файл samoanaliz_uroka.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обучению грамоте

Тема: Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюдение над однокоренными словами.

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с согласными звуками [д], [д’], печатной буквой Д и строчной д; способствовать формированию навыка чтения и письма, обогащению словарного запаса учащихся, развитию интереса к чтению и желание читать.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: познакомиться с согласными звуками [д], [д’], буквой д; читать слоги, слова,текст с изученными буквами; анализировать текст, писать строчную букву д , слова  с этой буквой.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Образовательные ресурсы:

Схемы  звуков, буквы печатные и письменные,  медиа проектор, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный момент.

ΙI.Актуализация знаний

ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- Ребята, к нам сегодня пришли гости . давайте дружно с ними поздороваемся.

_ Всем, всем , добрый день.

Прочь с дороги наша лень

Не трудиться,

Не мешай учиться.

  -Ребята, вам тепло?(да)

-В классе светло? (да)

-Прозвенел звонок?

-Только начался урок?

-Хотите учиться?

-Тогда можно садиться.

-Все расселись по местам.

-Никому не тесно?

-По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

У нас сегодня на уроке ещё один гость. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Он- мужчина, и он сед

Папе- папа, мне он ?(дед)

Верно. Это дед, но не простой, Это дед- загадковед.

Как вы думаете, почему так назвали?(ведает загадками)

Дед приготовил для нас с вами задания и загадки.

I задание. Есть у нашего деда друзья – звуковички. Он просит вас , ребята, помочь им найти свои звуки.

Индивидуальная работа у доски- 3 человека.

-А мы с вами продолжим выполнять задания нашего деда.

Ребята, подберите к слову дед однокоренные слова.

Какие слова мы называем однокоренными? А слово старичок является однокоренным? Почему?

Проверка работающих у доски.

 Самооценка учащихся.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

II задание.

1)Отгадайте-ка, ребятки,

Вы весёлые загадки.(слайд 1)

1.Он -  большой, многоэтажный,
С новым лифтом,  очень важный!
Носит лихо шляпу-крышу,
Всех своих соседей выше! 
Сверху - круглая антенна
В паутине проводов,
В нём живут одновременно
Сто людей и сто котов!

2.Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.         

3.Его весной и летом

Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки.

4.Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

(Читают загадки сильные ученики. ). Повторить отгадки ещё раз.

-Что общего в словах?

2)– Как вы думаете, какая будет тема урока?

-Чтобы вы хотели узнать   и чему научиться сегодня на уроке.

План :

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
  2. Чтение  слогов. Чтение предложений и текстов. 
  3. Письмо слов и предложений.

3)Работа в парах

Сделать звуко-буквенный анализ слова домик и дети.

Проверка (слайд 3,4)

-Ребята, а к какому звуковичку мы допишим наши новые звуки?

 -Почему?

-У кого из вас в имени или в фамилии есть наши новые звуки [д]и [д’]. Что сейчас мы с вами узнали?(1)                                                    

Физминутка «Дождик».

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? (показ на доске)

– На что похожа эта буква? (слайд 5)

Этот домик- буква «Д»

 В домике- окошко.

Из трубы идёт дымок,

А в окошке- кошка

-Узнали , как пишется   печатная буква д , что теперь  можем сделать?

4)Чтение слов, напечатанных на доске.

дама      дол

дума      долина

душа      дыра

дышит    дырка

   

Задание по 1 столбику: - Прочитайте столбик про себя. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- Прочитайте слова, где все согласные звонкие. (дама, дума)

- Прочитайте слово, где есть опасное место. (дышит)

Задание по 2 столбику.: прочитать слова про себя. Все ли слова вам понятны?

Дать лексическое значение слова долина (слайд 6)

( долина-удлиненная впадина среди гор).

Есть ли среди этих слов  однокоренные? Найти ¸выделить корень. Как получились новые слова?

Придумайте однокоренные слова к слову дар.(дарит, подарок).

- Чему сейчас научились?

Давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать?

5. Работа в прописи.  

1) – Откройте прописи на с. 14. Закончите схему -звуковичка.

  – Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке?

– Кто нарисован на картинке? Что они делают? Назовите слова , в которых есть наши новые звуки и буквы. Мальчики заштрихуют картинку, в названии которой есть мягкий звук , а девочки- твёрдый.

Проверка. (несколько вариантов проверить)

– Давайте составим текст по этой картинке.

  Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одну пару выслушать.

– Что мы сейчас с вами делали?

2)Посмотрите на  табло.

– Из каких элементов состоит буква?

– В каких буквах эти элементы встречаются? (о,а,у .) буквы на доске.

3)Физминутка для рук «Дом»

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди , паклю и замазку,

А потом, а потом.

Начинают строить дом.

Чтобы в доме было тепло , давайте его согреем.

4)Объяснение написания строчной буквы

 

Познавательные ууд

 формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

ΙΙΙ. Применение нового знания

Прочитать слоги, досказать до слова

 Написание слогов с буквой д, отработка соединений.  

– Чем отличаются соединения в написании до и од? (до – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.)

5) Дед- загадковед просит вас разобраться с картинками в прописи, самому ему не справиться

Работа с однокоренными словами.

-Какие слова у вас получились? (дом, домик, домишко).

-Как мы называем такие слова. Давайте запишем эти слова в пропись. ( сначала записываем первые два слова самостоятельно, проверяем с доской). Третье слово разбираем «опасное место» и записываем с комментированием.

Выделить корень и суффикс.

– Как оценили свою работу? Почему?

6) Мы сегодня много раз читали и записывали слово дом. А что оно означает?

а) квартира, помещение

б) семья, род.

- Вы знаете пословицы о доме? (слайд  7) Как вы их понимаете?

-А вы любите свой дом? Почему? Как нужно относиться к своему дому, семье?

 В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой  родимый, тёплый дом

5.  Работа в «Букваре».    

– И ещё одно задание  от нашего дедушки.

1)Откройте учебники на с. 90, найдите текст.  

-Прочитайте его самостоятельно.

2)Работа над текстом.

-Что было у дома? А на дереве? Что вело к дому?

Точно ли художник нарисовал картину к тексту.

-Как называются слова , которые выделены синим шрифтом?. Что вы знаете о предлогах?

3)Чтение вслух.

4) Что означает вопрос в начале текста?

6. Работа в паре.

Обсудите название в паре.

Скажите его нам.

7. Работа в прописи.

Составить предложение из деформированного, записать  его  в прописи. (ребёнок у доски с карточками). Повторить правила предложения. Списывают самостоятельно.( у дома растут кусты)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать других

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

ΙV. Итог

Пора прощаться с дедом-загадковедом. Давайте ему расскажем, чему мы научились с его помощью

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали сегодня о русском языке?  

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Все ли задачи выполнили?

– Чему научились на уроке?

-Что у вас в прописи получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте солнышко, если ваша работа получилась хорошо

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто сегодня молодец ?

Деду - загадковеду вы тоже очень понравились.

Урок сегодня был удачный

Не прошёл для вас он зря

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?!

ТООУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте “ Согласные звуки [ д ] и [ д ’] . Написание строчной буквы д , наблюде­ние над однокоренными словами ”

Слайд 5

На что похожа буква Этот домик- буква «Д» В домике- окошко. Из трубы идёт дымок, А в окошке- кошка

Слайд 6

Дол, долина

Слайд 7

Пословицы о доме В гостях хорошо, а дома- лучше. Худу быть, кто не умеет домом жить .

Слайд 8

Проверь себя У дома растут кусты.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока обучения грамоте «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюдение над однокоренными словами.»

       В  классе- 30 человек. На 1 сентября все дети были читающими с разной техникой чтения.

Исходя из особенностей класса мной и был построен урок.

Данный урок является первым уроком в изучении темы «Согласныезвуки [д], [д’], буква Д.», поэтому главной педагогической целью является :

  1. Создание условий для ознакомления с согласными звуками [д], [д’], печатной буквой Д и строчной д;  
  2. Формирование навыка чтения и письма, обогащение словарного запаса учащихся, развитие интереса к чтению.

Структура урока соответствует типу данного урока.

       Планируемые образовательные результаты:

   

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

     Предметные: познакомиться с согласными звуками [д], [д’], буквой д; читать слоги, слова,текст с изученными буквами; анализировать текст, писать строчную букву д , слова  с этой буквой.

     Метапредметные (универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

        Основными формами организации учебной деятельности является: фронтальная, парная, индивидуальная.

         Основные методы обучения: репродуктивные, словесные, развивающие, практические, наглядные,объяснительно-иллюстративные, метод проблемного обучения.

         Выбранные средства способствуют лучшему восприятию усвоения материала.

         При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,  технология проблемного диалога (подводящий диалог), дифференцированный подход.

        Использование мультимедийных технологий позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному усвоению. Слайдовая презентация содержит необходимый наглядный и практический материал.

      Для предупреждения утомляемости были спланированы валеологические минутки, которые содержат упражнения для снятия мышечной усталости и психологической разгрузки.

      Итогово - оценочный этап проведён в форме диалога.

Дети чувствовали  себя на уроке спокойно, уверенно, с интересом приступали к выполнению заданий. После выполнения заданий осуществлялась самопроверка и самоконтроль. На уроке был создан благоприятный психологический климат.

      Таким образом положительные результаты урока обеспечили:

  1. Смена видов деятельности;
  2. Методы ведения урока, способствующие продуктивной деятельности учащихся;
  3. Оборудование урока;
  4. Соблюдение гигиенических требований к уроку;
  5. Самооценка о оценка деятельности учащихся.

Я думаю, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч.

Урок обучения грамоте  по теме " Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч. (УМК "Перспективная начальная школа")...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Урок обучения грамоте по теме: " Согласная строчная буква н"

Презентация создана к уроку обучения грамоте в 1 классе по учебнику "Азбука" 1 часть . Тема : "Звуки [н], [н']. Согласная строчная буква н....