Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Исрафилова Динара Ризвановна

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Цели:

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
  • метапредметные:  способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Огр.момент

Мотивация к деятельности.

Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

 и постановка учебной задачи.

Открытие нового знания,

формулировка темы урока.

Первичное закрепление.

Гимнастика для глаз Профилактика близорукости.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

Работа с ребусами

Подведение итогов.

Рефлексия.

-  Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

Мотивационный диалог:

- Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

(Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука.

(Меня зовут Лера.Моё имя начинается с мягкого согласного звука)

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого  звука.  

(Моё имя Карина.Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого  звука.

(Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука)

-        Молодцы! Все познакомились с гостями.

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:  

 (Звуки, которые мы говорим, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

- Как вы думаете, мы все звуки изучили? …

Какую учебную задачу поставим на уроке?

( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой.Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе: (бант, кошка, коза.)

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе: (бинт, машина, малина.)

– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог,  а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б].Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

а)  Звукобуквенный  анализ слов бант  и бинт.  (работа в парах).

У: - Посмотрите на слайд.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  ( фишками на парте в паре)

Проверка. (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

                                                  [б']- согласный, мягкий, звонкий  

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова.чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)

б)  Сравнение первых звуков в словах.

         Уберите фишки со схем:

  • одинаковые звуки н, т)
  • из слова бинт звук [ а ]  (дети сигналят «ловушка», объясняют, что  в слове нет такого звука)
  • звук [ и ]  
  • звук [ а ]  

-Какие звуки остались?

  • звук [ б ]  
  • звук [ б ]  

в)  Знакомство с буквой Бб. Выкладывание из палочек.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

– Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука?

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай:

Борис,  банан-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (Буква Б с большим

брюшком, в кепке с длинным козырьком)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

Составьте букву из палочек.

- Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  (Взаимопроверка)

- Подчеркни букву б на карточке КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

– Сколько раз вы подчеркнули букву б?

Проверьте работу друг у друга

Оцени свою работу по « шкале успешности»

-Какие слова спрятались в этой строчке?

У: Давайте вспомним, как  мы обычно работаем с новой буквой.

Предлагается план работы с новой  буквой:

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

-Что из предложенного плана уже узнали?

- Так что же будем дальше делать?

Работа по учебнику.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед  а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук  [б'] -е. ё. и, я, ю.

    Чтение слогов.  

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

  • жужжащее чтение
  • выборочное чтение:
  • чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]
  • чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]

бу

бус

бусинка

би

бил

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

Чтение слов с.109

  • жужжащее чтение;
  • выборочное чтение:
  • чтение слов, в которых один слог;
  • чтение слов, в которых два слога;
  • чтение слов, в которых три слога;

-  Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

-  А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом  букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

ба     бебибу

белка   булка

-  Проверьте себя по образцу.

-  По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

-  Составьте предложение со словом белка, булка

Д) Чтение ребусов с. 110

1

2

3

4

5

н

а

б

о

р

3

2

5

4

1

Барон - древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии

1

2

3

4

5

к

а

б

а

н

3

4

5

1

2

- Найди слово в слове

ЯБЕДА    СЕРЕБРО

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

- Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

 - Кому было трудно?

 - Что не получилось?

 -Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 -В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале  урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

-  Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывание.

Анализируют наличие указанных звуков в своем имени.

Принимают учебную задачу.

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

Интонационно выделяют  звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют работу  своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б,].

Знакомятся с новой буквой.

Моделируют букву

Проверка по образцу

Узнают букву среди других букв

Работа в парах: взаимопроверка, согласование.

Анализируют предложенный план, высказывают свое мнение.

Читают слоги (слова). Выбирают слова по заданному критерию

Печатают слоги и слова в тетради.

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

доказательство; целеполагание

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: - выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

Логические:

доказательство

РУУД: Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

РУУД: Умение контролировать действия партнера.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

 Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

Перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

РУУД: планирование собственной деятельности

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

РУУД:

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

Регулятивные УУД: освоение первоначальных форм познавательной рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Урок обучения грамоте. Тема «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц»

Тема: «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц».Цель: 1) Закрепить знания о непарных твердых и мягких  согласных звуках.        2) Развивать ...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...