Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Икрянникова Любовь Александровна

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx162.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Россошанская ООШ

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению

 (обучение грамоте)

по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Учитель: Икрянникова Любовь Александровна

х. Севостьянов

29.11.2018

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Дата проведения: 29.11.2018 г.

Тема: Согласные звуки [з], [з], буквы З, з.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить обучающихся со звуками [з], [з’] и буквой, которой они обозначаются.

Задачи урока:

  • познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;
  • развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

познавательные:

  • умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
  • умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;
  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;

коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. В.Г. Горецкий. «Азбука». М.: «Просвещение», 2014 г.
  2. Проектор, мультимедийный экран.
  3.  «Магнитная азбука», наглядность

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические; чтение слов и предложений, моделирование схемы слова, приём самооценки, взаимопроверки, дидактическая игра.

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Системно-деятельностные технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Игровые технологии.

5. ИКТ

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

 ни минутки не теряем.

Покажите смайликами,  какое у вас настроение?

Улыбнёмся своему соседу и гостям, подарим друг другу хорошее настроение.

  1.   Определение темы урока, постановка целей и задач урока

-Какой урок у нас? (чтение) Что мы учимся делать на уроке? (учимся читать, изучаем буквы).  

          Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие  в замечательное место, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают .

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери .

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем? 

(на доске .ООПАРК) Прочитайте, куда мы отправимся? В чем трудность? (не знаем буквы З). Давайте определим тему урока «Буква З,з и звуки  [з],  [з`]» (вывешиваю на доску)

 Для этого нужно составить маршрут (цели урока). Что мы должны сделать, чтобы изучить новую букву? Цели:

- повторить, что мы знаем о звуках и буквах;

- исследовать новые звуки и букву;

- научиться читать слова и предложения с новой буквой.

(На доску вывешиваю «Лесенку успеха»)

http://900igr.net/up/datas/234245/034.jpg

 Итак, маршрут готов, мы отправляемся на поиски новой буквы. Везти   нас будет  паровозик, но   на дороге у паровозика могут возникать препятствия. Выполняя задания, мы с вами будем включать сигналы светофора: если все выполнили без трудностей- зеленый сигнал, если что-то нужно доучить- желтый, если совсем трудно- красный. Для этого у вас на парте лежат листы самооценки, на которые вы будете наклеивать нужный сигнал.

  Итак, отправляемся в путь. (музыкальный фрагмент клипа «Паровоз Букашка» с 14-й по 48 сек). И вот первое препятствие: на пути завал из букв.  Нужно разобрать завал, чтобы двинуться в путь». (По 2 ученика идут к доске разбирать буквы):

На доске: 1) А, П, Р, Т, У, М, О- на гласные и согласные

2) П, С, Т, Р, М, К, Л- на звонкие и глухие

3) П, а, л, Н, В, е

2)        Игра «Дополни предложение»

- Звуки бывают гласные и  ….(согласные), твердые и …. (мягкие), звонкие и …(глухие).

- Звуки мы слышим, буквы …(пишем)

- В слове столько слогов, сколько … (гласных)

- После твердых согласных пишутся буквы …. (а,о,у,ы)

- После мягких согласных пишутся буквы … (е,и)

Давайте оценим сою работу. Покажите, какой сигнал светофора мы зажжем для паровозика? Вклейте нужный кружок в свои листы самооценки. Итог этапа повторения

ФИЗМИНУТКА

- Первоклашки дружно встали,

И зверятами все стали.

Потоптались как слонята,

Повертелись как лисята,

Поскакали как зайчата.

Как жирафы потянулись

И друг другу улыбнулись.

Вперевалочку, как мышки,

Дружно сели все за книжки.

  1.  Формирование новых знаний и умений.

 

 -Итак, мы движемся дальше (фрагмент с 59-й сек по 1м 33 сек) и приехали к воротам. Что за этими воротами?

.оопарк. Что такое зоопарк?

( Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах, на больших площадках)

  1. Работа по учебнику, стр. 90

- Что вы видите на картинке? Какие животные живут в зоопарке? А кто встретил нас первым в зоопарке? Отгадайте загадки:

                                                   Загадки.

Чем-то на быка похож,  

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет!

(Зубры)- на доске картинка, рассказ про зубров: «ЗУБР относится к  редким животным. Численность этих животных уменьшается из –за вырубки лесов, из-за браконьерства. Чтобы ЗУБРЫ не исчезли с лица Земли их взяли под охрану и занесли в Красную книгу. Растения и животные занесённые в Красную книгу нужно оберегать.

По лужайке целый час  

Бегает игриво,

Полосатенький матрас

С хвостиком и гривой.

(Зебры)- на доске картинка, рассказ про зебр: «Зебра- жительница Африки, она тоже занесена в Красную книгу. Зебра похожа на лошадку. Ее легко узнать по черным полоскам. Браконьеры охотятся на зебр поэтому они по охраной»

- Что общего у этих слов? (первый звук)

Учёные наблюдают за жизнью животных, учатся их разводить, сохраняют многих редких животных. Мы с вами сейчас тоже будем учеными-исследователями, но исследовать будем слова. Мы исследуем первый звук в этих словах.

-Составляем схемы слов в парах. Вспомним, как нужно работать в паре?

(звуковой анализ слов зебра, зубры)

-Чем отличаются слова? 1 буквой.

-Что узнали про звуки[з],  [з`]? (согласный, звонкий, твердый и мягкий).Эти звуки обозначаются буквами З.з (на доске). Научимся читать букву.

- теперь мы можем прочитать название на воротах? Зоопарк. Как получилось слово?(зоо- от греческого слова – живой, животное, парк-место, где гуляют)

2) Продолжим отгадывать загадки и слышать новый звук: если есть в слове звук з- хлопаем, нет не хлопаем)

1) В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно …

(Обезьяна)

  1. По реке плывет бревно.
    Ох и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит … (крокодил)

  1. Верёвка по земле ползёт,

                        Вот язычок, открытый рот,

                        Всех укусить, готова Я,

                        Потому что Я – (змея).

  1. Длинный хобот, важный вид,
    Но на нас он не сердит,
    Головой кивает он,
    Вы узнали! Это… 
    (Слон)
  2. По полю скачет -

                  Ушки прячет,

                  Встанет столбом -

                  Ушки торчком.

                      (Зайчик)

  1. Среди зверей кто самый главный?

                       Храбрый, с гривою шикарной,

                      Он не привык скрывать свой гнев,

                       Зверей он царь, свирепый…

                                                              (Лев)

  1. Есть бородка, шерсть и ножки,
    Ушки, хвост, а также рожки.
    Хоть я блею, не пою —
    Молоко тебе даю.
    Я такая егоза!
    И бодаюсь, я …
    (Коза)

- На что похожа  буква З? На какие другие буквы?

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три.                

З – не просто завитушка,

 З –пружинка, крендель, стружка.  

Выложите из нитки букву з.

-Преодолели мы новое препятствие? Оцените себя нужным сигналом светофора.

 

4. ФИЗМИНУТКА.

 Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

 

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг - и убежал!

5. Первичное закрепление.

  1. Чтение слогов

-Итак, мы теперь можем зайти и погулять по зоопарку. Какие правила нужно знать, и соблюдать, когда мы приходим в зоопарк? (ответы детей)

Мы познакомились с буквой З.

Прочитаем слоги с буквой з и дополним их до слов.

  1. Работа с текстом

Откройте учебник на с. 91, будем читать текст, прочтите название. Как вы думаете, о чём будем читать?

Прочитаем слова, в которых могут возникнуть трудности:

Смотрите, посыпает, аквариум, заинтересовали, зимовали, заползали, выползли.

-Чем отличаются слова заползали и выползли?

3) Первичное чтение (читает учитель.) Вопрос «Что видели дети в зоопарке?»

 И другие вопросы по тексту.

4) Задание на выбор:

- Повторное чтение самостоятельно  или творческое задание в группе (паре): составить рассказ по началу (стр. 92 в учебнике.)

5) Индивидуальное задание:

Чтение слов по карточке (Сотникова А., Вахнина Д)

 -Оцените свою работу.

6.  Рефлексия деятельности.         

- С какой буквой и звуками познакомились? Дайте характеристику букве (буква З,з обозначает 2 звука [з], [з`], эти звуки согласные, звонкие.)

  Вам понравилось наше путешествие? Вот и пришла пора возвращаться домой (муз. фрагмент с 1мин 50 сек до конца). Что понравилось больше всего?  Покажите свои листы самооценки. Над чем еще нужно поработать?

Покажите, какое у вас настроение.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Методическая разработка урока. Урок по литературному чтению в 1 классе (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф, ф. Российский флаг.»

Тип урока: открытие нового  знания.Вид урока: урок смешанного типа.Образовательные технологии, элементы технологий,используемые на уроке:Информационно – коммуникационная технологияЗдоровьес...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...