Методическая разработка урока. Урок по литературному чтению в 1 классе (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф, ф. Российский флаг.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Запевалова Наталья Федоровна

Тип урока: открытие нового  знания.

Вид урока: урок смешанного типа.

Образовательные технологии, элементы технологий,

используемые на уроке:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Педагогика сотрудничества.
  • Групповые технологии.

 

 

 

Разработала:

учитель начальных классов

ГБОУ школа №217

Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Запевалова Н.Ф.

 

Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [ф], [ф’],, буквами Ф, ф.

 

Целевые установки урока:

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- давать характеристику согласным звукам[ф], [ф’],

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

- правильно называть буквы.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы

учебника (под руководством учителя)

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 

Личностные:

  1. Создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
  2. Строить высказывания о чувстве гордости за Родину, российский народ и историю России при знакомстве с российским флагом.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Начинаем урок чтения. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которым

хочется посмотреть, как мы с вами учимся читать. Поприветствуйте их.

- Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой.  Итак,  приступаем к работе.

                   Мы гостей сегодня ждали,                                                                Слайд  2
                   Вас  с волнением встречаем.

                   Не судите очень строго,
                   Ведь учились мы немного!                                                            

 

  1. Актуализация знаний.
  1. Повторение изученных букв и звуков.

- Начнем урок с игры « Доскажи словечко».

- Что мы с вами произносим и слышим ? (…звуки) 

- Что мы с вами видим и читаем ? (…буквы)

- Звуки бывают … ( гласные и согласные)

- При произнесении согласного звука … ( воздух во рту встречает преграду)

- Согласные звуки бывают … ( глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

- Гласные звуки бывают … (ударные и безударные)

- Буквы я, е, ё, ю… ( могут обозначать два звука)

- Звуки ж, ш, ц … (всегда твёрдые)

- Звуки й, ч, щ … ( всегда мягкие)

 

2)  Актуализация опорных знаний.                                               

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

- Посмотрите на нашу ленту букв.

Вопросы:

- Сколько вы уже знаете букв гласных букв ? На каком фоне они написаны?

Назовите их.

- Только гласные есть на ленте букв? ( Нет, есть и согласные) На каком фоне они написаны?

- Назовите согласные.

Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, себя, свои знания. Кто доволен своими знаниями и собой  встаньте. Молодцы. Что нужно сделать остальным? ( Повторить  и поработать с «Лентой букв»)

 

- Все ли буквы нам известны? (Нет)

- Хотите познакомиться с новой буквой? (Да)

 

III.      Определение темы урока и постановка целей.                   Слайд 3

- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы

-Назовите предметы, изображённые на картинках первой группы (флаг, корова, собака)

-Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы ( филин, кит, кот)

- Исключите одно слово из первой  и второй группы по самостоятельно выбранному признаку. (флаг, т. к. в этом слове 1 слог, это неодушевлённый предмет)

(филин, т. к. в этом слове 2 слога и это птица)

- Какие слова вы исключили? Назовите их. ( флаг и филин)

- Произнесите первые звуки исключённых слов.

- А раньше мы говорили про эти звуки? (нет)

- А кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки ф, ф’? (буквой «эф»)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цели урока.

(Правильно, мы должны познакомится со звуками (ф) и (ф’) и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с этой буквой.)                                                 

  

  1. Работа над новой темой урока.

 

  1. Выделение звука [ф] через работу со словом «флаг».

Использование художественной литературы. Чтение стихотворения о флаге (подготовленный ученик) .

***

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело-сине-красный

Флаг Родины моей!

 

***

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный …. Флаг

 - О чем эти стихи ? Демонстрация изображения Российского флага. Постановка проблемного вопроса.

- Кто может рассказать, что означает это слово? (ответы детей).

- Значение любого слова можно узнать в толковом словаре.

Толковый словарь – словарь содержащий слова в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова обозначают и, часто, толкование слов сопровождается примерами их использования.

Толкование слова «флаг» с указанием ссылки на толковый словарь (рассказ учителя с демонстрацией словаря).

Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

- Произнесите слово флаг. Сколько в слове слогов? Как определить количество слогов? Какой первый звук слышите?

Дадим характеристику звуку (Ф)

Для того чтобы дать характеристику этому звуку разделимся на три группы.

- Повторим правила работы в группах.

Дети озвучивают основные правила:

  • Внимательно выслушать задание учителя.
  • Выслушать мнение каждого.
  • Уметь принять общее решение.
  • Выбрать представителя от группы для сообщения результатов работы.

Каждая группа получает задание: проанализировать этот звук  и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.                                                                       Слайд  4

Вопрос 1- й группе: Звук (ф) – гласный или согласный?

Вопрос 2 –й группе: Звук (ф) – глухой или звонкий?

Вопрос 3-й группе:  Звук (ф) – твёрдый или мягкий ?

- Обобщим выводы: в слове флаг звук (ф) согл., тверд., глух..

Работа в паре: Постройте схему слова флаг. И на доске.                                Слайд  5

Проверка по доске.                                                                                               

 

  1. Рассказ о флаге и работа с ним.

Обязательная традиция каждой страны иметь свои символы, установилась только в XX веке. Жители разных стран гордятся своими символами. Мы с вами гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами.

О флаге расскажет мой помощник.

Флаг Росси́и  —  официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. 

День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа.

 

Возьмите флажки из папки. Раскрасьте его в нужные цвета.

 

- Вы знаете, что такое флешмоб?

Флешмо́б от англ. flash mob, дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа]) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. 

Может проведём флешмоб?

Вначале разучим движения. Встаём.

- По моей команде, под музыку,  вы быстро выскакиваете к доске, не сбивая никого с ног с флажками. Кто повыше ростом – те назад. Смотрим на помощников.

 

Физминутка – флешмоб.                               Слайд  6

Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, себя. Кто доволен собой поднимите и помашите флажками.

 

 

  1. Выделение звука «ф’» через работу со словом «филин».

Отгадай загадку. Кто это?                                                                                     Слайд  7

Глазастый ловец
При свете — слепец.
Живет в лесу,
Страшная птица,
А сама людей боится.                 

- Кто может рассказать, что означает это слово? (ответы детей).

Толкование слова «филин» с указанием ссылки на толковый словарь (рассказ учителя с демонстрацией словаря).

Филин - хищная ночная птица из отряда сов.

- Произнесите слово филин. Сколько в слове слогов? Как определить количество слогов? Назовите  первый слог. Какой первый звук слышите?

Для того чтобы дать характеристику этому звуку разделимся на три группы.

Каждая группа получает задание: проанализировать этот звук  и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.                                                                  Слайд  8

Вопрос 1- й группе: Звук (ф’)  – гласный или согласный?

Вопрос 2 –й группе: Звук (ф’) – глухой или звонкий?

Вопрос 3-й группе:  Звук  (ф’) – твёрдый или мягкий ?

- Обобщим выводы: в слове флаг звук (ф’) согл., мягк., глух..

Работа в паре: Постройте схему слова филин. И на доске.                           Слайд 9

Проверка:                                                                                                            

- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки (ф) и (ф’). Эта буква родится у вас прямо в руках ( на партах у ребят лежит буква р, сложенная вдвое).

 

Достаньте из папки букву Р,  но не разворачивайте. Сделаем это волшебство вместе, приготовились, раскрываем  …..Эта буква превратилась в новую букву – «эф».

 

- Обобщим все выводы: Звуки (ф)  (ф’) обозначаются на письме буквой Ф (эф).

- Откройте учебник на стр. 71, найдите эту буквы.

- Почему на плакате 2 буквы ф?  (2 печатных: маленькая и большая)

-А зачем заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…)

Определим местоположение буквы «эф» на ленте букв. ( Дети рассуждают и находят местоположение новой буквы)

 

  1. Усвоение нового материала

1. Чтение слогов – слияний                                                                          Слайд  10

- С буквой «эф» познакомились, теперь её надо познакомить с гласными буквами

(читаем слоги – слияния).

фа, фу, фы, фо фи, фе, фё

- шёпотом (хором)

-громко (хором)

-радостно (мальчики)

-вопросительно (девочки)

- Какой звук обозначает буква ф в 1-ом столбике?

- Какой звук обозначает буква ф в 2-ом столбике?                                        

 

2.   Чтение слов (на с. 71 учебника)

-Прочитайте слова шёпотом.

-Чтение слов «цепочкой».

-Какие незнакомые слова вам встретились? Где можно найти толкование слов?

-Прочитайте самое длинное слово? Слова, состоящие из трёх слогов?

-Какие слова можно отнести к морской тематике? (флот, флаг)

-Поясните значение слов «флот» и «флаг»? Как вы их понимаете?

Телефо́н

Аппарат для разговора на расстоянии в котором передача речевой информации осуществляется при помощи электрических сигналов по проводам

или по радио.

Ферма

Частное хозяйство или сельскохозяйственное предприятие на собственном или арендуемом земельном участке.

Асфальт

Дорога, покрытая чёрной смолистой массой, для заливки покрытий дорог, улиц, тротуаров.

Фабрика

 Промышленное предприятие с машинным способом производства. 

Флаг

 Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или

нескольких цветов, часто с эмблемой.

Флот

1. Совокупность всех видов судов страны или отдельного моря,

2. Крупное соединение военно-морских судов.

 

3.    Чтение скороговорки

 ( на карточках) – работа над дикцией в парах.

- Хочу предложить вам задание потруднее. Научиться читать скороговорку с новыми буквами. Достаньте карточку № 1 со скороговоркой.

Флот плывёт к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

- Прочитайте с радостью,

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте быстро.

-Ребята, мы познакомились с новыми звуками, буквой, научились читать слоги, слова, скороговорку - самое время отдохнуть.

Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, себя. Кто доволен своим чтением поднимите и помашите флажками.

 

 

Физминутка для глаз                                                  Слайд  11

 

  1. Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70

 

 а) Человек издревле мечтал о покорении небесного и водного пространства и постоянно совершенствовал механизмы, которые помогали ему в этом. Человеку не хватит сил, чтобы переплыть большие пространства, поэтому нужно было изобрести какие-то плавательные средства, чтобы переплыть  большие реки, плавать по озёрам, морям, океанам.

Проблемный вопрос:

  • Как вы думаете, какое плавательное средство было у человека первым? (БРЕВНО)

Рассмотрите  рисунок на с.70 в «Азбуке»

-  Что вы видите на иллюстрации? (Корабли)

- Назовите корабли, которые уже не используются (ГАЛЛЕРЫ, ПАРУСНИКИ, ПАРОХОДЫ).

Парусник присутствует и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море, как и в далёкие годы. Один из таких парусников вы могли наблюдать у причала города Петропавловска-Камчатского. Это парусное судно «Паллада».

- Как одним словом назвать, то, что вы видите?

-  Правильно. Флот (Все корабли называют флотом.)

Морской флот бывает надводный и подводный. Надводные корабли бывают такие большие, что на палубу может приземлиться самолёт. Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Назовите современные корабли (АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ, КРУИЗНЫЙ ЛАЙНЕР, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ).

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

-  «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

 

б)   Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.              Слайд  12

Прочитаем стихотворение А.С.Пушкина.    Чтение отрывка учителем

 - Из какого произведения эти строки? 

Чтение учащимися стихотворения (про себя). 

 Чтение вслух сильными учащимися. 2-3 чел.

  Хоровое чтение стихотворения.

 

  1. Работа в «Азбуке» на с.71

а ) Рассмотрите рисунок корабля на стр. 71

- Как он называется? (Парусник)

На каждом корабле есть флаг. Российские корабли ходят под Андреевским флагом.

-  Расскажет вам о флаге мой помощник.                                                      Слайд  13

 (подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота белое полотнище с голубым крестом, лежащим по диагонали с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

                                                                                                                                                                        

б ) Знакомство с отрывком из «Медного всадника А.С.Пушкина.

 

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! 
Особое внимание флоту стал уделять Петр I. Петр Первый - первый русский флотоводец. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому построил город на Неве, назвал его Санкт-Петербургом. Петр Первый стал создавать русскую флотилию. Он отправил юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом.
 

- Великий русский поэт А. С. Пушкин так сказал об этом событии:  (Читает учитель)

 

“Природой здесь нам суждено 
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море. 
Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам, 
И запируем на просторе”.

 

- Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства.

 

- Прочитайте стихотворение шёпотом и найдите новую букву.. Чтение детьми (жужжащее).

- А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

(Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути, чтобы в новый город приплывали иностранные корабли, развивалась торговля. )

В каких строках сказано, что царь Петр І ждал к себе гостей из других стран? Прочтите.
Дети находят слова: «Все флаги в гости будут к нам...»
- Каким выражением можно заменить выражение «все флаги...››'? (Все страны в гости будут к нам...)

 

- Прочитаем стихотворение хором.   Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, себя. Кто доволен своим чтением поднимите и помашите флажками.

 

  1. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Последнее задание будет по карточкам по выбору. Достаньте из конверта карточку № 2. На карточке написаны буквы. Задание по желанию.

            1-е задание: Найти и обвести букву Ф.

  2-е задание: Найти слова с буквой ф и обвести их.

 

фонарьролулицаэгжёлтыйхещгшфокусроллюди

ньыждпфуэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

     эфггидыфлагжыдподругойдплорросветофорэжд

 

Проверка.

 

  1. Итог урока.

Вопросы учителя:

-Какую учебную задачу вы решали?

-Удалось ли её решить?

- Какие цели мы ставили?

-Удалось решить?

-Что вы узнали о новой букве?

-Что нового интересного  вы узнали на уроке?

Работа по слайду                                   image    Слайд  14

   Поднимите правую руку , положите руку на голову соседа справа, погладьте  и скажите:

- Ты  сегодня молодец!

Поднимите левую руку , положите руку на голову соседа слева, погладьте  и скажите:

- Ты  сегодня молодец!

Поднимите любую руку , положите руку на голову себе , погладьте  и скажите:

- И я  сегодня молодец!

 

Закончен урок, и выполнен план,                                                             Слайд  15

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запевалова Наталья Федоровна учитель начальных классов ГБОУ школа 217

Слайд 2

Мы гостей сегодня ждали, Вас с волнением встречали. Не судите очень строго, Ведь учились мы немного!

Слайд 4

Характеристика звука Ф гласный согласный звонкий глухой твёрдый мягкий

Слайд 5

Гласный Согласный

Слайд 7

Глазастый ловец При свете — слепец. Живет в лесу, Страшная птица, А сама людей боится.

Слайд 8

Характеристика звука Ф гласный согласный твёрдый мягкий звонкий глухой

Слайд 9

Гласный Согласный

Слайд 10

фа фо фу фы фи фе фё

Слайд 12

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 14

фонарь ролулицаэгжёлтыйхещгш фокус роллюди ньыждп фу эажрлкрасныйэыждпл футбол жпдолоз эфггиды флаг жыдподругойдплорро светофор эжд

Слайд 15

Я вспомнил научился Я знаю

Слайд 16

Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей». (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б." (УМК «Школа России»)

Предмет: обучение грамоте   Класс: 1 Программа: УМК «Школа России» Разработка урока по ФГОС  по теме: Согласные звуки [б] [б,], буквы Б, б....

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....