Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта к уроку31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока.  

Урок литературного чтения в период обучения грамоте.

Тема урока:  Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»

Автор: Чурбакова Л. И. учитель начальных классов МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа.»

 Калужской области.

Тема

Звуки [Н] – [Н, буквы Н, н.

Цели

Образовательные :учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки [н] и [н,]; формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; Учить правильно расставлять логические ударения в предложениях, практически ознакомить с основой предложения; развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся;

Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

Воспитывать:культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

- Личностные: занимать  активную познавательную позицию; относиться к книге как источнику знаний; ответственно относиться к своей учебной деятельности; пользоваться формулами речевого  этикета; совместно давать оценку деятельности ученика и всего класса на уроке.

-Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно  составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; взаимодействовать с учителем и одноклассниками; выразительно читать и пересказывать простой текст.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; находить заголовок текста, определять тему текста, находить в тексте незнакомые слова.

Планируемый результат

Предметные: учащийся выделяет звуки (н) и (н,) в процессе   звукового анализа, характеризуют их, читает слоги с буквой Н и буквами, обозначающими гласные звуки ,а также слова со знакомыми  буквами, находят букву Н в тексте, моделирует предложение по схеме, составляет рассказ  по опорным словам.  

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ИКТ (Познавательные УУД).

Основные понятия

Правильно выделять и называть твердый и мягкий звук [н]; чтение слов и предложений с новой буквой Н.

Межпредметные связи

Позиционный принцип чтения.    

Имена собственные, заглавная буква в именах людей.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова С.Г.Макеева «Азбука» ч. 1, ИКТ Компьютер,  мультимидийный  проектор и интерактивная доска, электронное приложение к «Азбуке».

Организация пространства

Работа в парах; индивидуальная работа; работа в группах, фронтальная.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I.Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

  1. Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

(Читается стихотворение).

Я сегодня быстро встал,

В школу рано прибежал,

Очень я хочу учиться,

Не лениться , а трудиться.

2. Великий ученыйДжорж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- А чтобы узнать что-то новое, мы должны? (вспомнить то, что уже знаем). А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений задачи на нахождение нового неизвестного звука в слове

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Организует  умение произносить новый звук.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения

На какие 2 большие группы делятся все звуки речи? (На гласные и согласные). Как мы различаем согласные и гласные звуки?

( Гласные тянутся в песенке звонкой.,

Могутзаплакатьизакричать?

Могут в кроватке баюкать ребенка,

 Но не желают свистеть и ворчать.

 А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

(При произношении гласных звуков преград нет, а согласных звуков есть преграды –зубы, язык, губы.)

А сейчас мы встретимся  со старым знакомым  другом Незнайкой. И пришёл он не один , а со своей любимой буквой. Назовите эту букву. Почему  Незнайка  держит  заглавную букву Н? Давайте произнесём.  Какой новый звук услышали? (Н) Что мешает нам в произношении этого звука? ( Язык, зубы). Значит  какой звук [Н]? (согласный, )Назовите  имена собственные с заглавной Н (Наташа, Нина, Никита.)  Какие  услышали звуки? (Согласный  мягкий (н,) и согласный  твёрдый (н) Сделайте самостоятельно вывод: ( Звук [н] согласный, звонкий,  может быть мягким и твердым, а еще он непарный , ) Фиксация индивидуального затруднения. Игра «Где звук, в каком слоге?»  Нитки, ноты, Аня, он, ножницы, умны. В начале слова, в середине, в конце слова.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КоммуникативноеУУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Где были ошибки? В слове  ножницы. В слове  ножницы 3 слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласные: о, и, ы.  Звук [н] в первом слоге и  во втором слоге. Прохлопали слово  ножницы по слогам.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта знакомство с новой буквой Н

(5 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Знакомство с буквой Н.

Звук [н]обозначается на письме буквой Н. Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем нарисовать букву в тетради.

2. Сопоставим свои буквы с учебником.

3. Сделаем звукобуквенный- анализ слов Ножницы и Нитки , затем буквенную схему заполним. Чтение слогов с буквой Н.Задания ИКТ

4. Применим правило «Перед гласными АОУЫЭ – предшествующий согласный звук  произносится твердо, перед гласной И –предшествующий согласный звук  произносится мягко.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель ИКТ) .

Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Предлагаю провести исследование. Согласны?

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (Дружно, старательно, внимательно, с уважением)

Работа в группах. Каждая группа  читает  текст в учебнике . Все получают план работы.  

1.Прочитать текст шепотом.

 2.Прочитать текст  громко.

 3.Найти и выяснить непонятные слова. (С ними, сними. )

 4. Озаглавить текс.    

Дети работают в парах.

-К какому выводу мы пришли? (в группах работать интересно)

Уметь вычитать числа, используя правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

.Работа с иллюстрацией. Кого нарисовал художник? Используя  слова  под иллюстрацией составим рассказ  Воспитательный момент  Дети сами зашили  порванную куртку. Как вы поступаете в таких ситуациях .Придумайте предложение по схеме.  Расскажите  что вы знаете о предложении.  

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют  задание самостоятельно с звуковыми бусинками .

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя  место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

Самостоятельная  работа с проверкой по эталону)

Стр.80, чтение  загадки. Отгадка .  Задания по содержанию.

Эталон для самопроверки.

-

Кто прочитал без ошибок?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

Самооценка по эталону.

Уметь читать громко, выразительно.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите, чему научились на уроке.

Какое задание вам понравилось  больше?

Какое вызвало затруднение?

- Оцените свою деятельность на уроке сами и сообщите мне.

Сохранилось у вас хорошее настроение?

Спасибо за урок!

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Использованная литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2010

 Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова. Москва «Просвещение» 2010.  Учимся  играя В.Волина. Москва «Новая школа» 2004 Азбука Л.Ф. Климанова,  С.Г. Макеева. Москва «Просвещение. » 2011

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте

1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема "Звуки [д, д’], бука Дд".    Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с   согласными...

Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»

Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...