Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Махмутова Ольга Николаевна

Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ч,]  , буквы Ч, ч»

  1. Речевая разминка.
  1. Гласные а-и-у-о-я-ы-е: пропеть.
  • Рассказать все, что знаете о гласных.
  1. Читаем вторую строку: за-ны-те-Ро-де-са.
  • Какое сочетание лишнее?
  • Назвать гласные звуки, согласные.
  • Назовите парные согласные.
  1. Повторение скороговорок.
  1. Актуализация знаний.
  1. Послушайте внимательно загадки и подумайте, о чем в них говорится. А если трудно определить, то помогут разгадать слово первые буквы названий предметов, изображенных на картинках.Машина, ежи, яблоко, редис, волк.
  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит, не догонишь его.
  • Вчера было,
    Сегодня есть
    И завтра будет.
  • Что возвратить нельзя? (Это время.)
  • По схеме рассказать о слове время.
  • Сколько в слове гласных, согласных, твердых, мягких?
  • Сколько всего звуков в слове?
  • Собрать слово из букв.
  • Прочитать слово время.
  1. Работа по учебнику: прочитать название темы вверху страницы 4.
  • Как вы понимаете значение этой пословицы? (Основное время – делам, а забавам, веселью – только немного.)
  1. Чтение загадки в учебнике.
  • Отгадайте. Что это? Часы.
  • Деление на слоги, составление схемы.
  • Какой новый звук услышали в слове?
  • Расскажите о звуке [ч]: согласный, мягкий, глухой.
  • Можно ли его спеть?
  1. Формулировка темы и цели урока.
  • Слово часы начинается со звука [ч]. Значит тема урока – звук [ч] и буква, которая его обозначает.
  • Цель урока познакомиться со звуком [ч] и с буквой ч.
  • Учиться отличатьзвук и букву от других букв.
  • Учиться читать слова с новой буквой.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Рассказать о новом звуке.
  2. Знакомство с новой буквой. (Карточка.)
  • На что похожа буква ч?

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

  • Зачем нужна большая буква Ч?
  • Посмотрите, где находится буква на ленте букв.
  1. Образец печатной буквы на экране. Печатание на листочке.
  2. С. 5. Назвать предметы на картинках. Рассмотрите схемы к словам. Где находится звук [ч] в словах?
  3. Чтение слогов с буквой ч. (на экране)
  • С какими гласными нет слогов?
  • Как вы думаете, почему? (В русском языке нет слов, в которых встречается сочетание чы. Также нет в словах сочетания чя. Звук [ч] всегда мягкий, и поэтому не нужна специальная буква для обозначения его мягкости. В русском языке пишется сочетание ча.
  • Чтение слогов в учебнике.
  • Чтение правила.
  1. Чтение слов в столбиках. Часы – это, чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное.
  • Сравним слова. Чем похожи? Чем отличаются?
  • Второй столбик. Значение слов. Черника – это ягода, чистота – это не имеющая грязи.
  • Сравним слова. Чем похожи? Чем отличаются?
  1. Знакомство с часами.
  1. Часы – это прибор для отсчета времени. Они бывают самые разные.
  • Какие часы были первыми? (Солнечные.)
  • Почему они оказались неудобными? (Солнце светит не всегда.)
  • Потом люди придумали другие. Как вы думаете, какие?(Потом люди стали измерять время водяными часами, песочными и даже часами из свечки.)
  • Удобно измерять время такими часами? Почему? (Но время, которое определяли по этимчасам, было неточным.)
  • Какие часы есть у вас дома?
  • Главные часы нашей страны.
  • Послушайте, как они бьют.
  1. Отправляемся в азбуку к часовых дел мастеру.
  • Какие есть часы?
  • Что в них интересного?
  • Покажите песочные часы, солнечные.
  1. Чтение текста (читает 1 ученик).
  • Для чего нужны часы?
  • Чтение цепочкой.
  • Задайте вопрос к 1-2 предложениям. Начните со слова какие.
  • Ответьте на вопрос.
  1. Вывод: для чего человеку нужны часы?
  • Но чтобы часы были полезны человеку, они должны показывать … время.
  1. Составить слова из готовых слогов: час, часы, часик, часики, часочек, часовой, часовщик. (На доске в строчку расположены слоги для одного слова.)
  • Что заметили? (Одинаковая часть час.)
  1. А из чего состоят часы? (Механические часы: циферблат, на нем по кругу расположены числа от 1 до 12, в центре закреплены стрелки: часовая – короткая, минутная – длинная. Бывают и секундные стрелки, они тонкие. )
  1. Профессия часовщик.
  • Часовой Мастер – мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных,карманных и прочих часов.
  • А теперь потренируемся правильно произносить звуки. Прочитайте скороговорку медленно. Повторите медленно. Рассказываем чуть быстрее. Еще быстрее.
  • Рассказать по рядам.
  • Задание: разделить слова на слоги, поставить ударение.
  1. Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ч.

Наступило чудесное утро. Светит солнышко. Порхают бабочки. В траве стрекочет кузнечик. Черепашонок Чупа проснулся и подумал: «Почему бы не поиграть в песочнице?» Чупа положил в тачку формочки, ведерко, совочек и отправился на улицу. Но одному играть было очень скучно. И Чупа позвал своих друзей бабочек и кузнечика. Все вместе они слепили много куличиков.

  1. Назвать слова с буквой ч: чудесное, бабочки, стрекочет, кузнечик, черепашонок, Чупа, почему, песочнице, тачку, формочки, совочек, очень, скучно, куличиков.
  • Культура речи: правильное произношение слова скучно.
  • Лексическое значение слов тачка, куличики. Та́чка — простое устройство для транспортировки грузов, использующее принцип рычага для уменьшения прикладываемого усилия. Состоит из грузового кузова, одного или нескольких колёс и рукоятки.

Тачка была изобретена в античной Греции.

Куличик I. ку-ли́-чик. 1. разг., детск. вынутый из металлической формочки влажный песок, сохраняющий очертания такой формочки (в детской игре). 2. разг. уменьш.-ласк. ккулич; сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе.

  1. Почему утро названо чудесным?
  • О чем еще можно сказать чудесное?
  • Подберите слова, близкие по смыслу, к слову чудесное: прекрасное, радостное, чудное, прекрасное, отличное, удивительное, волшебное, очаровательное, великолепное, замечательное, превосходное, поразительное, потрясающее.
  1. Почему Чупа позвал своих друзей бабочек и кузнечика? А у вас есть друзья? В какие игры вы играете вместе?
  2. Викин рассказ.

Однажды солнечным днем бабочки прилетели на песочницу, окруженную цветами. Там их ждал кузнечик. Одинокий черепашонок тоскливо посмотрел в окно и позавидовал: «Ведь у них есть компания!» Он понял, что у них нет игрушек. Черепашонок собрал все свои игрушки, сложил их в тачку и пошел прямиком к ним с надеждой обрести новых друзей. Насекомые с радостью приняли его. Так черепашонок обрел друзей. Он навсегда запомнил этот замечательный день.

  1. Придумать слова, чтобы ч была в начале, середине, конце слова.
  2. Чтение слов в столбиках.
  • Чем похожи? Чем различаются?
  • Как большой предмет превратить в маленький?
  1. Чтение стихотворения.
  • О каких лисичках идет речь?
  • Еще в каком значении употребляется слово лисички?
  • Многозначные слова.
  1. Текст «Ручки».
  • В каких значениях употребляется слово ручки?
  • Найдите слова, которые написаны с большой буквы.
  • На какие 2 группы разделим эти слова?
  1. Задание на листочках.
  • 3.Найди и обведи букву Ч.
  • Сколько букв нашли?
  • 4. Прочитай и уменьши слово на 1 букву.
  • Какие слова получились?
  • Ребусы.
  1. Послушайте стихотворение.
  • Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

  • Как вы понимаете выражения «часы стоят», «часы идут», «часы отстают», «часы спешат»? (Стоят – значит бездействуют, спешат – показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма, идут – действуют, отстают – показывают неверное время из-за замедленного хода механизма.)
  • Вывод: да, часыиногда могут стоять на месте, опаздывать, а время никогда. Оно идет только вперед.
  • Незаметно пролетело время, отведенное на урок.
  • Что нового узнали, чему научились?
  1. Итог урока. Рефлексия.
  • Итак, с каким звуком сегодня познакомились? Расскажите о нем.
  • Какой буквой он обозначается?
  • Правописание каких сочетаний запомнили?
  • Я благодарю вас за хорошую работу, за внимательность, наблюдательность.
  • А теперь время урока закончилось. Пришло время для перемены. Всему свое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...

Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук  [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Урок обучения грамоте Тема: Гласный звук Э, буква э

Цели:1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить анализировать текст.3.Развивать речь учащихся, внимание, память,...