Урок обучения грамоте Тема: Гласный звук Э, буква э
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цели:

1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой

2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить анализировать текст.

3.Развивать речь учащихся, внимание, память,  воображение.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.

4. Прививать интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnyy_zvuk_e_bukva_e.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема: Гласный звук Э, буква э

Цели:

1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой

2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить

анализировать текст.

3.Развивать речь учащихся, внимание, память,  воображение.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.

4. Прививать интерес к чтению.

Ход урока

I.Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Хорошо ли мы умеем:

И читать и отвечать

Не судите слишком строго

Ведь учились мы немного.

-Сегодня у нас много гостей. И как гостеприимные хозяева вначале им окажем внимание. Повернитесь к гостям и поприветствуй те их. А теперь можно тихо сесть.

II.Актуализация знаний

1.слайд-Обучение грамоте

1. Повторение о звуках

-Посмотрите на доску. Перед  вами буквы: а  о  к  у  ы  и

-Какая буква лишняя? (к.- потому что она обозначает согласный звук)

-Что вы можете сказать про остальные буквы? ( остальные буквы обозначают гласные звуки)

-Как отличить согласный звук от гласного? ( гласный можно петь. Он не встречает преграды.)

2.Обозначение темы урока.

-Откройте Букварь на стр.144-145 . Рассмотрите разворот учебника.

- Чему   сегодня будем учиться? Давайте составим план нашего урока.

2 слайд- план.

  1. Знакомство с новым звуком и новой буквой.
  2. Чтение слогов.
  3. Чтение слов.
  4. Чтение загадок.
  5. Работа с текстом

–Значит какая тема нашего урока? (знакомство с новой буквой и звуком)

3.Знакомство с новой темой

III Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

3.Слайд – Эскимосы и эскимо.

1. Работа в букваре.

а) Выделение звука из слова

- Посмотрите внимательно на картинку.

- Кто изображен? ( эскимос)

- Кто это- эскимосы? ( Жители Севера)

-Да ,на Севере живут разные народы: эскимосы , ненцы, чукчи, якуты

-А что ещё видите на картинке? ( эскимо)

- Какой первый звук слышится в этих словах? Повторите ещё раз этот звук.

-Встречались ли мы с этим звуком? ( Да. Когда изучали букву е)

-Давайте попробуем дать характеристику данному звуку. ( Этот звук гласный, потому что его можно петь).

-Найдите в букваре звуковичка.

-Давайте оденем нашего «человечка» – звуковичка. Какой карандаш нам потребуется?

б) Знакомство с буквой Э

- Может вы знаете какой буквой можем обозначить этот звук?

- Новый звук э обозначается буквой э

4 слайд –буква э с языком

Стихотворение о букве э:   Это Э - с открытым ртом

И большущим языком.

в) Игра « Вообразилия» .

-На что похожа буква Э?

-Хорошо, вы все  правильно подметили признаки данной буквы.

-А теперь посмотрите на верхнюю строку. Почему буквы:   с  е  ё   э написны на одной строке?

-Что у них общего?  (схожесть элементов )

-А сейчас я предлагаю послушать разговор двух букв, послушайте его внимательно

5 слайд-Алфавит

г) Инсценирование сказки про букву Э

— Э-э, —   поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..

— Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.

-Какова главная мысль этого разговора?

-А буква э полезная буква.( Да, потому что без неё мы не прочтём некоторые слова)

2. Физминутка «Кто самый внимательный»

-Я называю слова. А вы , если услышали звук э хлопайте. Если в слове нового звука нет, то приседайте.( Лист, зкскурсия, город ,медведь, банан эхо,  , яблоко , экскаватор ,белый,  сон)

IV Применение нового знания

-А сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес.

6 слайд- Гуси лебеди

1)  Чтение слогов

На лесной опушке, в сказочной избушке

Буква “Э” живёт, не тужит,

Со зверьками она дружит!

Вдруг, откуда-то с небес – гуси!

Хвать её и в лес.

-Помогите, помогите,

Букву “Э” освободите!

И в погоню за гусями

Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми

к любым испытаниям, активно  и дружно участвовать в поиске

7 слайд- лес, яблоня в яблоках

Яблоня в яблоках- на доске

( на доске яблоня)

Вот мы входим в тёмный лес.

Он полон загадок и чудес!

Яблонька – красавица стоит на пути…

Наливные яблочки, ну-ка, собери!

Вспомните сказку.

- А для чего нужно собрать яблоки? ( чтобы яблонька указала нам путь, где искать букву)

Вы должны сорвать яблочко и прочитать слог. ( Слоги выстраиваем в ряд на доске)

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и читают слоги,  написанные на яблоке. В заключении прочитываются хором -- метод эхо)

Молодцы, одно испытание прошли.

-Отгадайте загадку и вы узнаете что нас ждёт впереди.

Пышит- жарит!

Кашу нам варит. ( печка)

8 слайд - печка

-Печка вам тоже приготовила задание.

-Нужно прочитать слова и поставить знак ударения.

2. Чтение слов

а) Чтение слов  вполголоса

Вы поставили ударение. Обратите внимание на букву э.  Что заметили? ( Звук э может быть ударным и безударным)

б)Чтение слов вслух ( лексическое значение слов ), нахождение однокоренных слов)

Эму- название крупной птицы, страуса. Который живет в Австралии и Тасмани.

Эра – Крупный исторический период

Эхо- отзвук.

Эй – когда так говорят? ( когда кого-то хотят окликнуть)

Эгоист – человек, который любит только себя.

Эскалатор – движущаяся лестница

Экскаватор – машина с большим ковшом.

Слова , связанные с литературой – поэт, поэма, поэзия

Этика. – учение о морали и нормах поведения человека

Этикет – правила поведения, принятые в обществе.

Этикетка – наклейка

Экология – наука о защите окружающей среды. Решает вопросы. Что нужно сделать, чтобы всё живое не исчезло на нашей планете.

Эколог – профессия человека, занимающегося решением этих вопросов.

Мэр – глава городской власти. У нас в городе мэром города является- Степанов     И в нашем городе « Фантазёрске» тоже есть мэр- Богодухова Ангелина.

в) Выборочное чтение

-Найдите и прочитайте однокоренные слова. Выделите в данных словах корень.

Справились с заданием. Молодцы.

Идем дальше

3. Чтение загадок

Ребята, посмотрите на ребус. Прочитайте

Река- на доске

Игра «Протяни мосток» соответствие схемы- слову

-Ребята, посмотрите на ребус. Прочитайте.

Какое слово зашифровано?

На пути молочная река течёт

И нам новое задание даёт:

-Прочитайте загадки, слова – отгадки соедините с соответствующей схемой.

а) Самостоятельное чтение 1 ряд -1 загадка

2ряд -2 загадка

3 ряд- 3 загадка

б) Чтение вслух

( На доске рисунок реки .  На одном берегу появляются слова отгадки, а на другом прикреплены схемы этих слов)

Ребята, к какому слову можно поставить вопрос «Кто это?» ( заяц, потому что это одушевленный предмет)

А какой вопрос можно поставить к двум другим словам? ( Что это?)

Почему ( Это неодушевленные предметы)

-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие-на вопрос Что?

Молодцы сегодня были.

Букву Э   освободили,

Будем дальше мы стараться

Знаний много набираться.

-А теперь мы будем знакомится с текстом, в этом нам поможет новая буква.

9 слайд – Сладков

Чтение рассказа-загадки Н. Сладкова «Бегающие кусты» (Раздать кружочки)

На уроках чтения мы знакомились с произведениями Сладкова и ещё не раз встретимся.

Его наблюдательность, понимание природы, талант помогают читателям открывать чудеса, которые находятся рядом с нами.

4 Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста.

– Разве так бывает?

– Рассмотрите иллюстрацию. - Знаете ли вы, что это за кустик?

- Кто автор этого текста?

-Хотите разгадать тайну кустов?

а) Самостоятельное чтение текста

Сей час мы будем читать текст самостоятельно вполголоса.

-Поднимите у кого синий кружок. Вы читаете текст под первым заголовом. Поднимите красные кружочки. Вы читаете текст до конца.

Найдите ответ на вопрос: Почему кусты назвали бегающими?

б) Чтение цепочкой

-Почему мы не удивляемся когда видим как передвигаются животные?

-А если бы вы увидели  бегущее дерево. Вы бы удивились?

-А может ли такое быть?

Почему автор употребляет слово пошагало, а не пошло,говоря одереве, а о травинке- что она запрыгала?

-Согласны ли вы, что эта картина невероятная?

Я приготовила для вас отгадку.

10слайд – перекати-поле

V  Итог урока. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Что было на уроке трудным для вас?

VI  Домашняя работа

Прочитать текст на стр.  145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук  [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку по обучению грамоте . Тема: Гласный звук[о] и буквы О,о

Данная презентация предназначена к уроку  обучения грамоте по теме:Гласный звук [ о ] и буквы О,о...

Методический материал для проведения урока обучения грамоте в рамках дистанционного обучения по теме "Гласные звуки и буквы"

Материал  для изучения темы "Гласные звуки и буквы" (по предмету Обучение грамоте , 1 класс,) подобран так, что обучающиеся, исходя из поставленных перед ними проблемных ситуаций изучаю...

Конспект урока по обучению грамоте: Изучение гласного звука [А], буквы А а

Конспект урока по теме: Изучение гласного звука [А], буквы А а...