Конспект урока по обучению грамоте: Изучение гласного звука [А], буквы А а
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Морденко Елена Викторовна

Конспект урока по теме: Изучение гласного звука [А], буквы А а

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnaya_a.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Морденко Елена

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Тема урока

Изучение гласного звука [А], буквы Аа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1) Изучение гласного звука [А] и буквы Аа;

2) Научить выделять изученные звуки в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова;

3) Наблюдение за особенностями произнесения звуков;

4) Научить характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу;

5) Научить определять место изученной буквы на «ленте букв».

1) Научить анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах;

2) Развитие умения объяснять смысл пословиц и поговорок;

3) Развитие умения отвечать на вопросы, составлять рассказ по сюжетной картинке.

1) воспитание интереса к книге;

2) воспитание культуры речи;

Решаемые учебные проблемы

Слогообразующая роль

Основные понятия, изучаемые на уроке

Звук, гласный звук, буква, слог

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя.

  1. познакомить учащихся с буквами А, а
  2. Учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Работать над культурой речи.
  5. Формировать умение четко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.

Деятельность учителя

- Здравствуйте. Вы готовы начать урок?

-Я хочу вас поздравить с началом изучения букв. Мы не в первый раз обращаемся к теме учебы, школы.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

-Ребята, как вы думаете , почему именно азбука развивает ум человека?

-Помните такую мудрость- «повторение- мать учения»?

-Давайте с вами прежде чем начать изучать новую тему, вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках. На какие две группы можно разделить все звуки речи?

-Как разделить слова на слоги?

-Молодцы.

Деятельность учащихся

-Здравствуйте. Готовы.

-Потому что, изучив грамоту, человек научится читать, будет знать буквы, изучать другие предметы.

-помним.

-Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

-Нужно знать сколько в слове гласных, столько и слогов.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

-Ребята, вам интересно, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

-Посмотрите здесь больной, очень просит доктора ему помочь! Приехал врач по вызову, а скажите, что просит врач, когда осматривает горло больного? (Скажите:“А-а-а!”)

-ребята, отгадайте загадки:

Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует . Что это?

-Правильно, у всех на столе есть азбука?

-Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется?

-И азбукой и алфавитом мы будем пользоваться на протяжении всего учебного года.

- с какого звука начинаются эти два слова?

--Как вы думаете, какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Так давайте же определим, с каким звуком и буквой мы познакомимся на уроке?

- Правильно!

Деятельность учащихся

- да

-А-а-а

-Азбука

-да

-Алфавит

Со звука [А]

Буквой А

- С гласным звуком А, и буквой а

3.Этап целеполагания и планирования

Деятельность учителя

На физкультминутке мы определим, какие овощи и фрукты мы возьмём с собой, а какие нам не нужны. Если в слове есть звук [а], мы стоим и хлопаем в ладоши, если нет звука [а],приседаем – слово нам не нужно.

(Салат, морковь, ананас, помидор, огурец, арбуз, капуста, чеснок, перец, кабачок.)

Деятельность учащихся

Выполняют указанные действия.

4 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

  1. знакомство со звуком [А]

Беседа по картинкам Азбуки.

-Ребята, откройте страницу 20-21 Азбуки. Рассмотрите картинки. Где сидят звери?

-Назовите животных, изображенных на картинке?

-Кто учит зверей? Что она держит в руках?

-Ребята, а посмотрите, что нарисовано в рамочке с правой стороны?

-Как называется этот цветок?

-С какого звука начинается это слово?

-А с какой буквы?

-А что еще изображено на картинке?

-С какого звука начинается это слово?

Разбор предложения, чертеж схемы:

-Давайте составим предложения к предложенной в учебнике схеме. Подходит к нашей схеме?

-Зарисуйте в тетради.

Слого-звуковой анализ слова «Астра» на слух.

-Произнесем слово «Астра» по слогам

- Сколько слогов в этом слове?

-Почему?

- Произнесем первый звук, какой он?

-Ребята, гласные звуки мы с вами будем обозначать красным цветом.

-Произнесем второй звук

-Какой он?

-Как обозначаем его на схеме?

-Какой третий звук?

-Какой он?

-Давайте прочитаем второй слог:

-Какой первый звук в этом слове?

-Мы его отдельно произносим?

-Какой звук второй?

-В какое он входит?

Обозначим теперь на схеме?

-Давайте произнесем слово целиком, чтобы поставить ударение

-Какой слог ударный?

-Напомните мне, с какого звука мы начинаем произносить слова «Астра» «Арбуз»

Слого-звуковой анализ слова с опорой на схему.

-Ребята , на доске вы видите схему? Какому слову она соответствует?

-Докажите.

Узнавание звука в других словах:

-Назовите слова, в которых есть звук [А]?

-А теперь я вам назову слова, а вы скажите, в каких звук [А] есть, а в каких нет: пирог, ужин, завтракать, Москва, каток, обед, айва

Знакомство с буквой А.

Гласный звук «А» записывается буквой, которая так и называется: гласная буква «А». Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

(Учитель показывает карточку с изображением буквы Аа (презентация).

- Почему на с.25 изображены 2 буквы «А» и «а»? Ребята начало предложения начинается с заглавной буквы А. Также имена собственные мы пишем с заглавной буквы А.

-На каком фоне должна находиться буква А?

-Почему?

Деятельность учащихся

- в школе. В лесном классе.

-лиса. ЕЖИК, белка, зайчик. сова

-Сова. Пытается научить зверей, Листок с буквой А

-цветок

-Астра

-со звука [А]

-с буквы А

-Арбуз

-Со звука [А]

Звери учатся читать

-аст-ра

-2

-Потому что 2 гласных звука в этом слове

-[а]- он гласный

[c]

-Согласный

-[т]

-Согласный

-«ра»

- [р]

-нет

-[а]

-РА

-Аст-ра

-первый

-Эти слова мы начинаем произносить со звука [А]

-Арбуз

-2 гласных звука, 3 согласных, второй слог ударный.

-Лампа, доска, ананас, апельсин

-на красном

- так как она обозначает гласный звук.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

-Ребята давайте прочитаем с вами стишок на страничке 24 и выделим слова, в которых есть звук [а]

-Подберите слова, в которых звук [а] стоит вначале слова?\

-А в середине предложения?

-а в конце слова?

-Молодцы.

(Анализ предложений)

-Ребята, давайте составим маленький рассказ по картинкам на странице 24-25 Азбуки. (Что делает Сова? Где сидят звери? Хотят ли звери учиться?)

-Ребята, нужно ли изучать Азбуку?

-А подходит ли это предложение к нашей схеме в учебнике? (Азбуку нужно изучать)

-Ребята, откройте страничку 26. Знакомы ли вам персонажи на картинке сверху?

-Из какой сказки?

-А какие зверята пришли к доктору?

-а в каких из этих слов мы слышим звук [А]?

-а в слове «Айболит» есть звук [А]?

-Что просит сказать доктор, чтобы проверить не болит ли горло?

-Правильно. А как плачет Аленушка, увидев, что Иванушка превратился в козлёночка?

-Ребята, а что вы видите на последней картинке?

-Вы знаете , что это за цветы?

-Обратите еще раз внимание на то, что красным квадратиком в схеме обозначается гласный звук.

-во всех ли словах есть звук [А]?

-в каких есть?

-в каком слоге?

-Ребята, на доске я записала пословицу «Азбука- к мудрости ступенька», как вы ее понимаете?

Знакомство с лентой букв.

-Откройте страничку27. Под картинками вы увидите табличку. Эта таблица называется лентой букв и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые располагаются на розовой части ленты, отражают гласные звуки. А буквы, которые будут на синей строчки, обозначают согласные звуки. Первой изученной буквой является какая буква? Таблицу мы будем заполнять по мере изучения букв

Деятельность учителя

-АккурАтность, человекА, крАсит.

-Арбуз, акация, аист

-Барабан, заяц, вагон

-лиса, сова, мама, сестра

-Сова учит Детей. Звери сидят за партами. Все хотят учиться.

-да, Азбуку нужно изучать

-подходит.

-Да

-Доктор айболит

-Заяц, медведь, волк и лиса

.-Заяц , лиса

-да

-открыть рот и сказать «а-а-а-а»

-а-а-а-а

-цветы.

-Мак, Роза, Ирис

-нет

-Мак, роза

-мак -в первом, роза- во втором

-Изучив азбуку, можно стать мудрым, научиться читать книги и изучать другие предметы.

-Буква А

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились?

- Дайте характеристику звуку [а].

-Как на письме обозначают звук [а]?

-Понравился ли вам урок?

- Всем спасибо за интересную и дружную работу.

Деятельность учащихся

-Мы познакомились со звуком[а], буквами А, а.

-Звук [о] гласный, , бывает ударным или безударным.

-буквой Аа

- да.

8 ЭТАП Домашнее задание. Составить рассказ по иллюстрациям на страничке 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...

Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук  [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"

На данном уроке формируются представления о звуке [ж],  буквах Ж,ж, совершенствуются каллиграфические и читательские умения, развивается фонематический слух, внимание, память, словесно &nda...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Звук и буква Э.

Конспект для отурытого урока по обучению грамоте 1 класс. Знакомство со звуком  Э....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа...