Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Наталья Васильевна Поповцева

На данном уроке формируются представления о звуке [ж],  буквах Ж,ж, совершенствуются каллиграфические и читательские умения, развивается фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление Методы обучения:

словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

    • фронтальная работа;
    • парная;
    • индивидуальная
    • групповая

В ходе работы используются фишки для обозначения звуков, развивающие игры В.Воскобовича «Геоконт» и «Конструктор букв», которые помогают детям самостоятельно конструировать буквы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx90.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект урока по обучению грамоте

Автор: Поповцева Наталья Васильевна
Класс: 1.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о звуке [ж],  буквах Ж,ж;
  • совершенствование каллиграфических и читательских умений;

развивающие:

  • развитие фонематического слуха, внимания, памяти, словесно – логического,  наглядно – образного мышления;
  • развитие умения мыслить, планировать свою деятельность;
  • развитие речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила

воспитательные:

  •     воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная
  • групповая

Оборудование: учебник, тетрадь, фишки для обозначения звуков, развивающие игры В.Воскобовича «Геоконт» и «Конструктор букв»

Ход урока

I Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

     -   Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

               Приготовились учиться,

               Ни минутки не лениться,

                Не стучать, не отвлекаться,

                А стараться и стараться!

       - Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествие по городу звуков и букв

II  Актуализация знаний

- У нас сейчас урок обучения грамоте. А что мы делаем на уроках? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

III Постановка учебной задачи:

-Ой, я сегодня нашла «волшебный мешочек», который издаёт странные звуки. Послушайте, кто там может жить (дети слушают звуки из мешочка)

-Это жуки. Давайте вместе пожужжим.

Сформулируйте тему урока. 

-Чему вы должны научиться на уроке?

-сформулируйте цели урока (помогут слова-помощники)(слайд 1)

 ВЫВОД:            [Ж]        согласный (почему?)

Игра «Узнай звук»

 Если в слове услышите звук[ж]  -мы  хлопаем, если звука нет - топаем

ножницы, шкаф, кружок, зонт, пушка, снежинка, кожа, кошка, жук, снег, ложечка, дощечка, чайка, жираф.

Назовите слова, в которых звук [ж] стоит в начале слова, в середине слова.

-Что ещё мы можем узнать о звуке?  (определяем звонкость)

Рисунок1.png

      ВЫВОД:      [Ж]        согласный,               звонкий

  1. Наблюдение за  звуком [ж]

-давайте понаблюдаем за   звуком    [ж]

Но сначала отгадайте загадки:

  1. В кусочке сдобного теста
    Нашлось для начинки место,
    Внутри него не бывает пусто -
    Есть мясо или капуста. (пирожок)
  2.  Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней, их жалко.
    А для ускоренья бега

      Палками касаюсь снега  (лыжи)

Звуковой анализ слов лыжи, пирожок

Какая схема подходит?

-какой по счёту звук  [ж]?

ВЫВОД: У звука [ж]  нет мягкой пары - в этом его особенность 

 (доска)                                                        

                [Ж]        согласный,           звонкий, всегда твёрдыйРисунок1.png

5. Физкультминутка(песня о жуке)

IV. Знакомство с новой буквой

-На письме  звук [ж] обозначается буквой ж.

 -Определим её место в алфавите.

РАБОТА В ПАРАХ

Конструирование буквы ж  («Геоконт», «Конструктор букв»)

- На что похожа буква Ж? (слайд)

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

 с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи    

  Посмотри-ка: буква Ж

      На жука похожа,

      Потому что у нее

      Шесть жучиных ножек.

      Эта буква широка

     И похожа на жука.

     И при этом, точно жук,

     Издает жужжащий звук:

     Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

     Стала снежинка

     Буквою Ж,

     Солнце ее

     Не растопит уже!

Работа в группах «НАЙДИ СЛОВО В СЛОВЕ»

ЁЖИК, ЖЕРЕБЁНОК. ПОЖАР,ЖАВОРОНОК

V Первичное закрепление

 Дифференцированная работа по учебнику (с.122)

1 группа (чтение слогов)

2 группа (чтение слов, загадок)

- Прочитайте слова, найдите слова – названия животных. (Жук, уж, жаба.)

- Прочитайте слова, найдите слова – действия( Скажи, покажи, завяжи)

- Прочитайте слова, найдите слова, где буква ж-в первом слоге

3 группа

 - Прочитайте и  отгадайте загадки.

 - Что интересного в этих загадках?(подчеркнуть новую букву «ж») –(Еж, снег.-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные)

Физминутка (с грецкими орехами)

Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

VI Работа в прописи

-Сколько элементов? (слайд)

Прописать в воздухе

VII Чтение рассказа «Жаба и жук».

  - Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

 Вопросы по содержанию:

 - Где жила жаба?

 - Кто сел ей на голову?

 - Каким был жук?

 - Почему жаба прыгнула в воду?

 - Какой была жаба?

 - Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в     воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук? 

VIII  Рефлексия

- Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж)  (СЛАЙД)

- Какие цели вы ставили? (Познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой ж, учиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой)

- Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

   

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=297681026-40-72     http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=310923572-66-72http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=483356857-43-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"

Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши....

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [п], [п‘], буквы П, п"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе  по УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.

Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "ГЛАСНАЯ БУКВА Э"

Тема: «Гласная буква Э»Задачи: познакомить учащихся с буквами Э,э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознатель...