Главные вкладки

    Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Шмелева Елена Владимировна

    Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок чтения в 1 классе

    Тема: Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши.

    Цели урока:

    -закрепить знания учащихся о согласной букве ж;  познакомить с сочетаниями жи-ши;

    -развивать речь, логическое мышление, память;

    -воспитание доброго, дружеского отношения друг к другу.

    Оборудование: плакат «Страна шипящих звуков»; лента букв; слоги жа, жо, жу, же, жи; рисунки: кот Леопольд, чиж, жаба, жук, жираф, журавлик, жеребенок, ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши, зимние пейзажи, снежинки; слова  «дружба», «дружный», «дружить»; пословица  «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»; текст «Первые снежинки».

     

    Ход урока

    I.Оргмомент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок!

    II.Постановка целей и задач урока.

    -Ребята, по какой стране мы с вами путешествуем? (Мы путешествуем по стране шипящих звуков.)

    -Почему она так называется? (Там живут шипящие звуки.)

    -Назовите эти звуки. ([ч], [ш], [ж])

    -С какими ее жителями мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились со звуком [ж].)

    -Расскажите все, что вы знаете о жителях этой страны.

    ([ч’] – согласный, глухой, мягкий;

    [ш] – согласный, глухой, твердый;

    [ж] – согласный, звонкий, твердый)

    -Какие правила существуют в этой стране?

    ( Ча – пиши с гласной а.

    Чу – пиши с гласной у.

    Ши – пиши с гласной и)

    -Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним правилом этой страны. Продолжим работу над звуком [ж].

    III.Повторение пройденного материала.

    1.Работа с «лентой букв».

    -Страна шипящих звуков очень большая. В нее приезжает очень много гостей. Это другие звуки. Все они очень дружат между собой. Посмотрим на «ленту букв» и увидим, кто часто приезжает в страну шипящих звуков. У каждой буквы есть свой домик

    -Кто живет в красном домике? (Там живут гласные буквы.)

    -Назовем их. (хором)

    -Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (я, и, е)

    Какие из них могут обозначать два звука? (я, е)

    -Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова и после гласного.)

    -Кто живет в синем домике? (Там живут согласные буквы.)

    -Почему они живут на двух этажах? (На верхнем – звонкие согласные, на нижнем – глухие согласные.)

    -Назовем звуки верхнего этажа.

    -Назовем звуки нижнего этажа.

    -Какая буква живет отдельно? (ь)

    -Почему? (Она не обозначает звука.)

    -Какую работу она выполняет? (Она обозначает мягкость согласного звука.)

    2.Чтение слогов-слияния.

    -Все звуки очень дружные. Однажды к звуку [ж] пришли гласные и встали рядом.

    -Прочитаем, что у них получилось.

    жа               же

    жо               жи

    жу

    -Придумаем слова, в которых есть эти слоги. (Жаба, жаворонок, жук, журавль, жеребенок, жизнь, жетон, животное, жираф.)

    Физкультминутка

    (чистоговорка)

    Жа-жа-жа – мы поймали ужа.

    Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

    Жи-жи-жи – к нам ползут уже ужи.

    3.Чтение слов и пословицы.

    -В стране шипящих звуков есть очень важные слова. Там все эти слова знают и очень их берегут. Прочитаем эти слова.

    ДРУЖБА

    ДРУЖИТЬ
    ДРУЖНЫЕ

    -Почему эти слова очень важные?

    -Что значит дружить?

    -Кого мы можем назвать другом?

    -Для чего нужны друзья?

    -Прочитаем пословицу.

    ГДЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖАТ, ТАМ ВРАГИ ДРОЖАТ.

    -Что означает слово «дорожат»? (берегут, хранят)

    -Что значит «дрожат»? (боятся)

    -Что означает эта пословица?

    -Назовите героя мультфильма, который хотел жить дружно. (Кот Леопольд)

    -С кем он хотел дружить? (Он хотел дружить с мышами.)

    -Как мы с вами должны жить? (Мы должны дружить.)

    4.Стихи о животных на букву ж.

    -В стране шипящих звуков дружат не только звуки, но и разные животные. Расскажем стихи о некоторых из них.

    1) Жаба ждет, раздув живот,

        Жук летит ей прямо в рот.

    2) Жук упал и встать не может,

        Ждет он, кто ему поможет.

    3) Мне очень нравится жираф

        Высокий рост и кроткий нрав.

        Жирафа – он ведь выше всех, боятся даже львы,

        Но не вскружил такой успех жирафу головы.

    4) Журавлик длинноногий

        Ждет маму у дороги.

    5) Иго-го – кричит ребенок.

         Значит это – жеребенок.

    -Назовите животных на букву ж.

    Физкультминутка

    Жук.

    На лужайке, по ромашкам

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу-жу-жу

    Я с ромашками дружу

    Тихо на ветру качаюсь,

    Низко, низко наклоняюсь.

    IV.Работа над новым материалом.

    1.Работа над текстом «Первые снежинки»

    - В стране шипящих звуков есть несколько правил, которые все соблюдают. Чтобы мы могли спокойно путешествовать по ней, мы это правило тоже должны выучить.

    -Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

    -Какай месяц? (декабрь)

    - Какие изменения в природе происходят в конце осени? (Замерзают лужи. Падают снежинки.)

    -На уроке рисования мы с вами нарисовали красивые снежинки. Посмотрим на них. Все они разные и очень красивые.

    -Сколько слогов  в слове «снежинки»? (3)

    -Почему?

    -Прочитаем текст на стр.150.

    -Как он называется?

    Первые снежинки.

        Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.

    1) чтение всеми детьми;

    2) чтение по предложениям.

    -О каких изменениях в природе здесь говорится?

    -Посмотрите внимательно на текст. В каком слове вам встретилось правило страны шипящих звуков? (В слове «пушистые».)

    -Какое это правило? (Ши пиши с гласной И.)

    -Подчеркнем это сочетание.

    -Назовите слова, в которых есть звук [ж].

    -Мы сейчас произнесем эти слова, а вы скажите, какой звук вы слышите после звука [ж]. (Снежинки, закружились, лужи.)

    -Какой звук вы слышите, после звука [ж]? ([ы])

    -Но посмотрите внимательно на эти слова. С какой буквой написано сочетание жи? (Пишется буква и.)

    -Какое правило нам надо запомнить?

                                           Жи-ши – пиши с гласной И.

    Жи-ши, жи-ши

    С буквой И всегда пиши

    Мыши, ежики, ужи,

    Лыжи, лужи, камыши.

    -Произнесем правило страны шипящих звуков.

    -В каком из главных слов есть это правило? (В слове «дружить»)

    2. Чтение слов с сочетаниями жи-ши.

    Чижи – чиж

    Стрижи – стриж

    Малыши – малыш

    Карандаши – карандаш

    Жил – шил

    - Прочитаем слова.

    - Кто такие стриж и чиж?

    -Назовите слова, которые обозначают много предметов.

    -Назовите слова, которые обозначают один предмет.

    -Подчеркнем сочетания жи – ши.

    Ученики по одному выходят к доске и подчеркивают сочетания жи-ши.

    -Как пишется жи-ши?

    Физкультминутка

    Червячок влез на цветок.

    Чиж слетел и клюнул его в бок.

    3.Работа с текстом «Чиж»

    -В стране шипящих звуков жил-был чиж. Но однажды пришли плохие люди и поймали его. Они посадили его в клетку.

    -Прочитаем на стр.151  текст об этом чиже.

    1) чтение вслух;

    2) чтение по предложениям.

    -Кто был у Вари?

    -Где жил чиж?

    -Что сказала Варя чижу?

    -Что ответил чиж?

    -Как вы думаете, что нужно сделать Варе, чтобы чиж запел?

    -Почему?

    - Назовите слова, в которых есть звук [ж].

    -Чему учит этот рассказ?

    4. Игра «Кто – Где»

    -Вышли как-то ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши погулять и заблудились. Ребята, поможем отыскать им свои дома.

    -Соединим линиями животное и то место, где оно живет.

    Ежи            в реке.

    Мыши        в небе.

    Ужи           в поле.

    Стрижи     в болоте.

    Ерши         в лесу.

    -Какие правила соблюдаются в этих словах?

    V. Итог урока.

    -По какой стране мы сегодня путешествовали?

    -Какие правила существуют в этой стране?

    -Как все живут в этой стране?

    -А как мы с вами должны жить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

    Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

    Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

    Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

    Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

    Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

    Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

    Урок по обучению грамоте в 1 классе...

    План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

    ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

    Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквой Ц,ц"

    На уроке дети знакомятся  с новым звуком [ц], буквами Ц,ц. Задания направлены на развитие  фонематического слуха и речи, умения обобщать, внимания и памяти, познавательного инт...