Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гумерова Рузиля Габдулловна

 

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pismo_strochnoy_bukvy_v.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Письмо строчной буквы «в».

Цели урока: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «в»; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить находить в слове парные согласные звуки; развивать навыки каллиграфического письма, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование урока: тетрадь «Азбука для письма»,  конверты с шаблонами элементов букв, магнитная доска, таблица четырех форм буквы «в», рисунки с изображением птиц, рисунки для картинного диктанта.

I. Организационный момент.

Заходите, дети,  в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы урока.

– Ребята, о какой птице говорится в загадке? (Воробей.)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает?

(Учитель показывает рисунок с  изображением воробья).
– О какой птице говорят: «Украшение лесов, поёт – заслушаешься»? (Соловей)
(Учитель показывает рисунок с  изображением соловья).
(Двое ребят пойдут к доске и соберут эти слова из разрезной азбуки, а остальные дети будут работать в парах. Они составят звуковые модели этих слов с помощью фишек. Быстро справившиеся с работой ученики выкладывают модели этих слов на доске).
– Давайте сравним модели слов воробей и соловей и определим, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.
2. Постановка проблемы.

– А сейчас запишите слова воробей и соловей письменными буквами.
– Мы не можем записать эти слова.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву «в».
– Так какая будет тема нашего урока?
– Строчная буква «в».
– А какой будет цель урока?
– Научиться писать строчную букву «в».

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «в», которая обозначает звуки [в], [в'].                                                                                                                         - На что похожа буква «в»?

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

                              С. Маршак

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

                               Г. Виеру

Словно букву «В»,

Алена держит трубку телефона.

3. Повторение звуков, изученных на уроках литературного чтения.

а) игра «Услышь Звук».

- Встаньте, если услышите в слове звук [в] или звук [в']: дверь, фара, вата, вареник, фартук, ловля, парта, факел, ведро, валенки, кофта, ваза, фазан, обвал, свет, валик.

б) игра «Камень – вата». 

Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в]  (встает команда «камня»), то с мягким [в'] (встает команда «ваты»).

                   [в]                                                               [в']                                                              

                       валенки                                                        вилка

                       волк                                                              вьюга

                       ворона                                                          веник

                       вата                                                              велосипед

в) Игра «Любопытный учитель»

- Где ты живёшь? (В Волгограде.)

- С кем ты дружишь? (с Вовой, с Варей…)

- На голове у тебя что? (Волосы.)

- Какая машина у вас? (Волга…)

- Какие улицы своего посёлка вы знаете? (Валиди, Вахитов…)                                                                                  

           г) «Убери одну букву и скажи новые слова»                                                                                        овраг - враг                                рукав - рука                                                                                                              веко - век                                    ворона -  ворон

II. Изучение нового материала.

1.Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.

а) демонстрация таблицы четырех форм буквы «в»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

- Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в».

- Чем они похожи? Чем они отличаются?

        б) конструирование строчной буквы «в» на магнитной доске.

- Назовите элементы, их которых состоит строчная буква «в». (Полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)

- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «в».

        в) конструирование строчной буквы «в» на партах учащимися.

        г) проверка правильности выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

2.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

        а) полное и краткое объяснения учителя образца начертания строчной буквы «в» на доске мелом.

- Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную  линию на верхней линейке. Не дойдя до нижней линейке, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

        б) иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «в» под счет.

        в) упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

        г) имитация учащимися начертания буквы «в» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

3.Физкультминутка. Подготовка руки к письму «Лошадки».

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

4.Письмо учащимися в тетради.

- Кто желает попробовать написать строчную букву «в» на доске?
(2 – 3 ребёнка пишут букву на доске, класс комментирует все попытки, указывая на достоинства и недостатки письма).
- А теперь примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (Индивидуальная помощь учащимся)

а) письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «в» по алгоритму.

- Подчеркните самые красивые буквы.

б) упражнение в письме соединений:

- среднеплавного соединения – вё;

- верхнего – ви;

- нижнего – ви.

IV. Физкультминутка «Черепаха».                                                                                                            - Вы – черепаха, вы гуляете и едите траву. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как  опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя…3 раза                                                                                                                                                        

V. Закрепление изученного материала.                                                                                                           1. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.                                                      -  Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?                                                                                               - Сравните слова «вазы» и «вязы».                                                                                                               - Какой звук обозначает буква «в» в этих словах? (Вазы - [в], вязы -  [в'].)                                                                  - Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.                                                                              - Перекодируйте звуки в письменные буквы.                                                                                             - Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо. (Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

[в']

[о]

[д]

[р]

[а]

в

ё

д

р

а

[в']

[ы]

[д]

[р]

[а]

в

ы

д

р

а

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

[в']

[о]

[л]

в

о

л

[в']

[о]

[л]

в

ё

л


- Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)                                                            - Где живет выдра?                                                                                                                                                                                                                                    – Что вы знаете про это животное? (Выдра – смелое, благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт  только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу…)
Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове «выдра»?
– Дайте характеристику звуку [в].
 (Звук согласный звонкий твёрдый.)
Объясните, почему в первом слове звук [в'] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твёрдо?  (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «ё», а во втором слове стоит гласная буква «ы».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»).                                                                                                                                                           - Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?                                                                               - Составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста.                                                                            2. Найдите и подчеркните «лишнюю» букву.                                                                                                      А, о, и, Э, у.                                                                                                                                                                   О, А, У, Э, ы.                                                                                                                                                                                          а, у, н, ы, э.                                                                                                                                                                                            3. Выполнение логических заданий с буквами.                                                                                     - Какие буквы написал Почемучка?                                                                                                             - Сравните буквы о – в. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                    - Сравните буквы в – а. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                             - Сравните буквы б – в. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                                      - Переконструируйте строчную букву «в» в строчную букву «о»; в строчную букву «д»; в строчную букву «а». (Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске).                                                                                   4. Текст с ошибками.                                                                                                                                    – Найдите в тексте ошибки.                                                                                                                                        Мы собрали васильки -                                                                                                                                       на головах у нас щенки.                                                                                                                                                          На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.                                                                                                                      5. Картинный диктант.                                                                                                                                                 – Запишите букву, которая обозначает первый звук. (Учитель показывает картинки: ананас, утюг, облако, игла, апельсин, ирис.)                                                                                  

VI. Итог урока.                                                                                                                                                                                             - Какую букву учились писать на уроке?                                                                                                     - Из скольких элементов состоит эта буква?                                                                                              - Как называются эти элементы?                                                                                                                                                

VII. Самоанализ работы на уроке.                                                                                                             - Что вам больше всего удалось?                                                                                                                    - За что вы себя можете похвалить?                                                                                                              - Что вам не удалось?                                                                                                                                     - Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А какое настроение у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

Конспект урока "Письмо заглавной и строчной букв Сс"

Урок на тему «Письмо заглавной и строчной букв Cс» ,52 урок по счёту в разделе «Букварный период». Это и определило его тип – урок открытия новых знаний. Тема урока соответствует программным требовани...

Конспект урока 1 класс «Правописание строчной буквы б»

Урок обучения грамоте(письмо) 1классТема урока: «Правописание строчной буквы  б»...

Конспект урока по теме "Письмо строчной буквы "я"

Конспект урока по теме "Письмо строчной буквы я"...

Конспект урока по русскому языку " Строчная буква р" 1класс

Конспект урока по русскому языку "Строчная буква р" 1 класс...

Конспект урока "Письмо заглавной и строчной буквы Ё" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...