Конспект урока "Письмо заглавной и строчной букв Сс"
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Урок на тему «Письмо заглавной и строчной букв Cс» ,52 урок по счёту в разделе «Букварный период». Это и определило его тип – урок открытия новых знаний. Тема урока соответствует программным требованиям в рамках системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова. В соответствии с особенностями данной системы мною продуманы цели урока, что послужило одним из залогов его успеха. Целеполагание учебных занятий такого типа – усвоение новых понятий, научных фактов, теорий, законов, закономерностей, поэтому цель данного урока была такой: создать условия для формирования навыка правописания буквы и слов с буквой с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока51.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме «Письмо   заглавной и строчной букв Сс» в 1 «В» классе

Образовательная система «Система Л. В. Занкова»

Предмет: русский язык (письмо)

Класс: 1

Тема:   Письмо заглавной и строчной букв  Сс.

Цель урока:
Создать условия: - для формирования навыка правописания букв и слов с буквой с;                                    
                                - снижения отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, развитие мелких мышц

                                    кисти руки                                                

• Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы, умению анализировать, выделять сходство и  различие;                               • Развивать  речь  и мышление;

 •Формировать чувство гордости за  свой труд.

Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Научить писать заглавную и строчную  буквы с.
• Формировать графические умения.
• Формировать навык каллиграфического письма.

УУД
Развивающие (метапредметные):
- Регулятивные:

• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга. 
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
 Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

                                                                 

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.  Самоопределение к  деятельности

     (1 - 2 мин)

2. Актуализация знаний, мотивация  (5 мин.)

Физминутка.

(1 мин.)

3. Постановка учебной задачи

 (3 мин.)

4. Решение учебной задачи.

(11 мин.)

Пальчиковая разминка.

5.  Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике) (6  мин.)

6.Обратная связь и коррекция после тренировки (2 мин.)

7.  Итог урока. Рефлексия

(5 мин.)

Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне: «Хочу узнать – могу узнать».

Вызвать положительную эмоциональную направленность.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний», выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащегося.

Цель: создание условий для определения детьми цели урока и постановки учебных задач.

Цель: формирование и развитие  совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы с

Цель: формирование и развитие  умения выполнять задание по алгоритму

Цель: проверка знаний, полученных на уроке по теме.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

- Ребята, я хочу у вас спросить: для чего, с какой целью  вы пришли на урок?

Я поняла, что каждый из вас пришёл на урок чему – то научиться, открыть что – то новое для себя, ответить на вопросы, которые вас интересуют. Что же, у вас благородны цели. Давайте пожелаем друг – другу удачи. Вперёд, за новыми открытиями.

- Ребята, предлагаю начать урок с составления кластера, вспомним, из чего состоят слова? (Слайд 1)

- Чем мы на письме обозначаем звуки?

- Какие гласные буквы мы уже умеем писать?

Давайте проверим, как вы это усвоили?

Работа по карточкам в паре.

- Перед вами карточки с элементами букв, какие буквы можно составить из этих элементов?

- Назовите  их вполголоса друг другу.

- У кого получилось лучше всех?

- А согласные буквы умеете писать?

-Какую?

-Хорошо, немного отдохнём и продолжим работу.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдать за ней немножко,

Её движенья можно повторить.

1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза)

3,4,5 – повтори опять,(2 раза)

Просто молодцы!

   - Сегодня на уроке вновь будем делать с вами  «открытие».

-Как вы думаете, какое?

-Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

- Какова цель нашего урока?

-Верно, сегодня будем знакомиться с написанием буквы.  А вот какой? В этом нам поможет  герой нашего урока.  Это – сказочник- гном. (Слайд 2)

- Скажите, а кто такой,  по вашему мнению, сказочник?

-  Сказочник – гном, предлагает вам поиграть в интересную игру «Доскажи словечко». Будьте внимательны. Особенно обратите внимание на слова – отгадки. (Слайд 3)

● Ходит длинный, пасть клыками

   Ноги кажутся столбами

   Как гора, огромен он.

   Ты узнал, кто это? …Слон

● На ромашку у ворот

   Опустился вертолёт –

   Золотистые глаза.

   Кто же это? ...Стрекоза

● Взял дубовых два бруска,

   Два железных полозка,

   На бруски набил я планки.

   Дайте снег! Готовы …Санки

● Спереди – пятачок,

   Сзади -  крючок.

   Посередине спинка,

   А на ней щетинка

   Кто это?... Свинка

● Осёдлая жёлтая птичка,

    А зовут её … Синичка

- Что может быть «лишним»?

-Что общего в словах – отгадках?

-Какой буквой на письме обозначим эти звуки?

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

-Ребята, вернёмся к словам – отгадкам. Если я попрошу вас записать эти  слова. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать их?

Почему?

-Ребята, значит какая задача  стоит перед нами на этом уроке?

-Сказочник – гном приглашает нас в гости. Да не просто в гости, а в свою мастерскую. Дело в том, что наш гном умеет не только рассказывать сказки, а ещё и прекрасный скульптор. (Слайд 4)

-Ребята, а кто такой скульптор?

-Мы будем работать с пластилином. Возьмите пластилин, разомните его и вылепите из него букву 1 вариант – заглавную букву С, а 2 вариант – строчную с. Выложите её на картон и покажите нашему герою.

Работа в парах.

-Молодцы! Мы с вами вылепили печатную букву с.

-Где мы с ней встречаемся?

- Чем отличается заглавная буква  С от строчной? (Слайд 5)

- Когда, в каких случаях используют заглавную букву?

-Подошло время познакомиться с письменной буквой с.

-Открываем прописи на странице 26.

              Пропись я  свою открою

              И как надо положу.

              Я друзья от вас не скрою:

              Ручку я вот так держу

              Сяду прямо, не согнусь,

              За работу я возьмусь

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

 - Потёрли каждый пальчик друг об друга.

 - А теперь потёрли ладошки.

 - Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

Организую работу по анализу построения буквы.

-Рассмотрите письменную строчную букву с.

 -Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?

Составим алгоритм написания буквы с.

-Использую приём «письмо в воздухе» для повторения алгоритма.

Прочитаем, как пишется буква под счёт.

Просмотр письма под счёт на слайде (Слайд 6)

Организую работу по письму элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.

Организую  текущее оценивание.

-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю следовать далее по плану.

 -Какое действие  нужно выполнить сейчас?

-Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.

Организую самооценку и взаимооценку.

-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным  цветом самую удачную букву.

-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.  

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали? (выслушиваю 2-3 пары)

-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

Гимнастика для снятия усталости глаз (Слайд7)

-У нашего сказочника есть мешочек, но не простой, а словарный. (Раздача листов из мешка)

-Вам нужно прочитать слова и подчеркнуть в них букву с и следующую  за ней букву (буквослияние), но только там где 1 звук- первый.

оса    сон   сом   сыр

-Чтобы правильно написать данные соединения, давайте их рассмотрим. (Слайд 8)

-Какое соединение «лишнее»?

-Запишите слоги со строчной  буквой с, обратите внимание на  соединения.

Организую  текущее оценивание.

-Я приготовила для вас слова, но пока вы были заняты, прокрался Жук – буквоед и съел в них некоторые буквы.

-Попробуем восстановить буквы и прочитать слова. (Слайд 9)

О…ы,о…ина,…ани.

-Запишите первое  слово – осы, два раза – 1) по точкам, 2) – самостоятельно

-При написании обращайте внимание на соединение.

-Молодцы! Вы хорошо потрудились и Сказочник не может нас покинуть не рассказав сказку.

-Готовы? Тогда слушайте  «Сказку про бублик и мышку». (Слайд 10)

Жила в норке мама – мышка и мышонок. Мышонок был шалунишка и плохо слушал маму. Говорит ему мама: «Не бегай на кухню, поймает кошка». Но вот мама-мышка ушла по делам, а мышонок пробрался на кухню, вылез из норки и забрался на стол, а там лежит бублик. Стал мышонок грызть его. И бублик становился всё меньше и меньше. Посмотрите, стал похож на полумесяц. Тут и мама – мышка вернулась. Побежал мышонок в норку и рассказал маме, как он грыз бублик и каким он стал.

-Понравилась сказка?

-А понравился ли вам поступок мышонка?

-Что бы вы ему посоветовали?

- Ребята, покажите, как мышонок грыз бублик.

-Что напоминает положение руки?

- Какую задачу ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

- Ребята, давайте обратимся кластеру, который мы составили в начале урока. Мы уже умеем писать согласную букву н.

А чему новому сегодня мы научились?

(Дополняется кластер – буквой с) (Слайд 11)

- Оцените свою работу на этом уроке.

-Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

-Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

-Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

-Ребята, какова была тема урока?

-Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Каким образом вы научились писать  букву с?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение  сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква с. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен. (Слайд 12)

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности

- Я готов к уроку, потому что приготовил пропись, пенал, на моей парте порядок, я готов  работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

A      о           З         □      H

               У

                   О  Ы   И

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.

Ответы учащихся

Осуществляют самооценку

Умеем писать букву н

Выполняют движения

Высказывают свои предположения

Обращаются к   энциклопедии Сказочник – это тот, кто сказывает сказки, много их знает.

Высказывают свои предположения: «санки или синичка»

Все слова начинаются со звуков [с], [с']

Отвечают на заданный вопрос

Высказывают свои предположения

Обращаются к   энциклопедии  Скульптор  – это художник, умеющий искусно работать с различным материалом, такой как гипс, глина и другими.

Выполняют инструктаж учителя

Высказывают оценочные суждения:

Мы работали дружно, я вылепил строчную, а …. заглавную букву. Проверяют работу по  «эталону»  

Отвечают на заданный вопрос

В книгах, объявлениях, плакатах и т. д.

Выполняют правила  посадки и положения тетради и ручки.

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки.

Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать  букву с)

Выполняют разминку

Рассматривают, анализируют, называют элементы  буквы

Составляют   алгоритм написания буквы.

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

–и-раз-и

Находят  написания буквы под счёт. –и-раз-и-   с

Смотрят показ и считают.

Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.

-Выполняют самооценку. Подают сигнал.

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

–и-раз-и

Проговаривают  следующее действие:нужно написать букву с под счёт в рабочей строке.

Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.

В парах осуществляют взаимопроверку.

Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.

Осуществляют самооценку действий.

Записывают слова «осы, осина, сани» согласно инструкции

Осуществляют самооценку

Слушают сказку

Выполняют имитацию рукой и пальцами буквы «эс»

Формулируют задачу урока: Научиться писать  букву с

Осуществляют самооценку

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения

Примерные высказывания детей:

-Тема урока «Письмо  буквы  с»

-Мы научились писать  букву с правильно и красиво

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах.

-Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

План-конспект урока письма по теме "Заглавная и строчная буквы В,в".( УМК Виноградовой)

Данный урок был проведен в 1"б" классе в рамках фестиваля открытых уроков МАОУ СОШ №12 г.Таганрога....

Письмо заглавной буквы К. Письмо слогов, слов и предложений с заглавной и строчной буквами К, к.

Урок письма в 1 классе  - занятие, ориентированное на сохранение физического здоровья учащихся. В уроке присутствуют  следующие  элементы здоровьесберегающих технологий:·...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....

Конспект урока "Письмо заглавной и строчной буквы Ё" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...

конспект урока " Заглавная и строчная Чч"

сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;            -проявлять интерес к новому учебному материалу;- разв...