Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Чеснокова Ольга Александровна

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв.

Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв.

Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием

              2.Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, память.

             3. Воспитывать интерес к познанию.

Оборудование: На экране слайд с изображением Острова, картинки с изображением сказочных героев Красной Шапочки, Хрюши, старухи Шапокляк, Карандаша, Матрёшки, сигнальные карточки (синий и зелёный)

Ход урока:

I. Мотивация.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по остовам океана Букв и познакомимся с местными жителями – буквами и звуками. Чтобы путешествие было удачным и мы могли без труда общаться с местными жителями, нам необходимо провести звуковую зарядку:

Летела муха около уха:   ж – ж – ж!

Летела оса около носа:    с – с-  с!

Ползла змея: ш – ш – ш!

Скакала лошадка: цок – цок – цок!

Рычал тигрёнок: р – р – р!

Летел комар и звенел: з – з – з!

 

Теперь мы с вами готовы к путешествию. Но чтобы нам не было скучно в пути , я пригласила с собой гостей : Красную Шапочку, Хрюшу, старуху Шапокляк, Карандаша и Матрёшку. Как вы думаете почему я их пригласила? ( во всех словах есть буква Ш)

 

II. Звуко – буквенный анализ слов.

Определите позицию этого звука в словах Хрюша, Матрёшка, Шапочка. ( Звук встречается вначале, в середине и в конце слова)

Возьмите в руки «светофорики» (синий и зелёный)

Рассмотрите – ка внимательно,

Поразмысли не спеша.

И отыщешь обязательно

Все слова  со звуком Ш. ( на доске картинки: кошки, шары, карандаши, шоколадки, шишки).

Где встретился вам звук Ш?

Что вы можете сказать про эти слова? ( множественное число)

Придумайте слова , которые обозначают единственное число.

 

Давайте выберем для нашего путешествия средство передвижения: самолёт, ракета, воздушный шар. ( Воздушный шар)

Рассмотрим указания к полёту (сигнальная карточка)

Ш  - согласный, твёрдый, парный, глухой, обозначен буквой Ш, встречается в начале, середине, конце слова.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша!

Потому что из неё

Можно сделать  Е и Ё.

И у неё есть пара – звонкая Ж.

Значит, мы отправляется на остров Парных согласных, в гости к букве Ш. В путь!

III. Чтение слогов и слов.

1. Чтение слогов по таблице.

   Ша    шу    шо    ши    ше

2. Чтение по слоговой таблице:

а) в одном темпе

б) с ударением на выбранный слог.

3. Догадайтесь – ка, ребята,

    Отчего ежи, ерши,

    Щуки, чайки и волчата

    Рассмеялись от души.

    ЕЖЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛЧЯТА. – на доске.

Почему они рассмеялись? ( жи- ши пиши с И!)

4. «Волшебные ведёрки»

     «полить» из ведёрок «и» и «ы» слова с пропущенной гласной, чтобы она выросла.

     Ш….ЛО

    ЛЫЖ….

    Ш…НА

    Ж…ТЬ

    Ш….ТЬ

А теперь отправляемся дальше.

Подлетаем к острову Парных согласных. Давайте мы вспомним парные согласные. (б – п, в – ф, д – т, ж – ш, з – с, г – к.)

Но посмотрите, там хозяйничают пираты и выдвигают свои условия для приземления.

1условие. Разгадать ребусы:

С  Ю я по воде скольжу

С  Я на голове сижу     шл (ю,я)пка.

 

Чтоб поддержать скворечню

Иль антенну я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.    Шест(ь)

 2 условие.

В семье четверо детей, имена которых заканчиваются на ША.

( Саша, Маша, Даша, Миша).

3 условие.

Прочитайте  пять слов и найдите, где спряталось шестое слово.

ШАЛАШ  КОРОВА   ОСЫ   ЛУНА   АВТОБУС   (школа)

Назовите слова на тему «Школа». Соберите их на наборном полотне.

- Ребята, у пиратов есть предводитель – героиня книги Э. Успенского про гену Крокодила и Чебурашку – старуха Шапокляк. А имя она своё получила по названию  шляпы, в которой она ходит – «шапокляк».  История этой шляпа давняя. «Кляк» означает «шлёп». Раньше шапокляк надевали клоуны в цирке. Сядет клоун на шляпу – и получается блин. Потом встряхнёт блин -  и снова получается шляпа. Хитрость вот в чём: в шляпе есть пружина.

Вот мы с  вами и разгадали секрет старухи Шапокляк и выполнили все задания пиратов. И теперь приземляемся на острове. А живут здесь парные согласные Ж и Ш.

На десятом этаже

Жили буквы Ж и Ш

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати ,

 Получилось в результате.

      Две вороны ворожили,

Десять -  сено   ….  (ворошили).

             А журавль рыбу жарил.

             Шмель в цветах душистых…… (шарил)

                                    И сороки не тужили

                                    У реки пожар   …. (тушили)

                                            И беседовал с ужами

                                            Заяц,  хлопая …. (ушами).

Нам  на этом острове надо придумать слова со звуком Ш в начале , в середине и в конце.

IV. Подведение итогов.

Понравилось ли вам  наше путешествие? Что нового вы узнали? С  каким звуком знакомились? Что о нем можно сказать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuchenie_azbuke.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв.

Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв.

Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием

              2.Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, память.

             3. Воспитывать интерес к познанию.

Оборудование: На экране слайд с изображением Острова, картинки с изображением сказочных героев Красной Шапочки, Хрюши, старухи Шапокляк, Карандаша, Матрёшки, сигнальные карточки (синий и зелёный)

Ход урока:

I. Мотивация.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по остовам океана Букв и познакомимся с местными жителями – буквами и звуками. Чтобы путешествие было удачным и мы могли без труда общаться с местными жителями, нам необходимо провести звуковую зарядку:

Летела муха около уха:   ж – ж – ж!

Летела оса около носа:    с – с-  с!

Ползла змея: ш – ш – ш!

Скакала лошадка: цок – цок – цок!

Рычал тигрёнок: р – р – р!

Летел комар и звенел: з – з – з!

Теперь мы с вами готовы к путешествию. Но чтобы нам не было скучно в пути , я пригласила с собой гостей : Красную Шапочку, Хрюшу, старуху Шапокляк, Карандаша и Матрёшку. Как вы думаете почему я их пригласила? ( во всех словах есть буква Ш)

II. Звуко – буквенный анализ слов.

Определите позицию этого звука в словах Хрюша, Матрёшка, Шапочка. ( Звук встречается вначале, в середине и в конце слова)

Возьмите в руки «светофорики» (синий и зелёный)

Рассмотрите – ка внимательно,

Поразмысли не спеша.

И отыщешь обязательно

Все слова  со звуком Ш. ( на доске картинки: кошки, шары, карандаши, шоколадки, шишки).

Где встретился вам звук Ш?

Что вы можете сказать про эти слова? ( множественное число)

Придумайте слова , которые обозначают единственное число.

Давайте выберем для нашего путешествия средство передвижения: самолёт, ракета, воздушный шар. ( Воздушный шар)

Рассмотрим указания к полёту (сигнальная карточка)

Ш  - согласный, твёрдый, парный, глухой, обозначен буквой Ш, встречается в начале, середине, конце слова.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша!

Потому что из неё

Можно сделать  Е и Ё.

И у неё есть пара – звонкая Ж.

Значит, мы отправляется на остров Парных согласных, в гости к букве Ш. В путь!

III. Чтение слогов и слов.

1. Чтение слогов по таблице.

   Ша    шу    шо    ши    ше

2. Чтение по слоговой таблице:

а) в одном темпе

б) с ударением на выбранный слог.

3. Догадайтесь – ка, ребята,

    Отчего ежи, ерши,

    Щуки, чайки и волчата

    Рассмеялись от души.

    ЕЖЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛЧЯТА. – на доске.

Почему они рассмеялись? ( жи- ши пиши с И!)

4. «Волшебные ведёрки»

     «полить» из ведёрок «и» и «ы» слова с пропущенной гласной, чтобы она выросла.

     Ш….ЛО

    ЛЫЖ….

    Ш…НА

    Ж…ТЬ

    Ш….ТЬ

А теперь отправляемся дальше.

Подлетаем к острову Парных согласных. Давайте мы вспомним парные согласные. (б – п, в – ф, д – т, ж – ш, з – с, г – к.)

Но посмотрите, там хозяйничают пираты и выдвигают свои условия для приземления.

1условие. Разгадать ребусы:

С  Ю я по воде скольжу

С  Я на голове сижу     шл (ю,я)пка.

Чтоб поддержать скворечню

Иль антенну я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.    Шест(ь)

 2 условие.

В семье четверо детей, имена которых заканчиваются на ША.

( Саша, Маша, Даша, Миша).

3 условие.

Прочитайте  пять слов и найдите, где спряталось шестое слово.

ШАЛАШ  КОРОВА   ОСЫ   ЛУНА   АВТОБУС   (школа)

Назовите слова на тему «Школа». Соберите их на наборном полотне.

- Ребята, у пиратов есть предводитель – героиня книги Э. Успенского про гену Крокодила и Чебурашку – старуха Шапокляк. А имя она своё получила по названию  шляпы, в которой она ходит – «шапокляк».  История этой шляпа давняя. «Кляк» означает «шлёп». Раньше шапокляк надевали клоуны в цирке. Сядет клоун на шляпу – и получается блин. Потом встряхнёт блин -  и снова получается шляпа. Хитрость вот в чём: в шляпе есть пружина.

Вот мы с  вами и разгадали секрет старухи Шапокляк и выполнили все задания пиратов. И теперь приземляемся на острове. А живут здесь парные согласные Ж и Ш.

На десятом этаже

Жили буквы Ж и Ш

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати ,

 Получилось в результате.

      Две вороны ворожили,

Десять -  сено   ….  (ворошили).

             А журавль рыбу жарил.

             Шмель в цветах душистых…… (шарил)

                                    И сороки не тужили

                                    У реки пожар   …. (тушили)

                                            И беседовал с ужами

                                            Заяц,  хлопая …. (ушами).

Нам  на этом острове надо придумать слова со звуком Ш в начале , в середине и в конце.

IV. Подведение итогов.

Понравилось ли вам  наше путешествие? Что нового вы узнали? С  каким звуком знакомились? Что о нем можно сказать?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Лл. Закрепление.

Урок посвящён  закреплению всего изученного  ранее и, особенно, буквы Лл. Созданы условия для чтения  слогов, слов , составление  слов и предложений, чтение  текста. Уро...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"...

Конспект урока по обучению письму " Заглавная буква Ж", 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с элементами заглавной буквы «Ж», обучение детей письму заглавной буквы «Ж». Планируемые результаты: Предметные:...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘]....