Главные вкладки

    Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
    план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

    Сафарян Олеся Игоревна

    Закрепление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.

    Цель урока: Закрепление знаний о звуке [ж], буквах «Ж, ж»; формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения. 

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Закрепить знания о всегда твёрдом согласном звуке [ж];

    2. Формировать навык плавного, выразительного, слогового чтения слов, предложений и текстов с изученными буквами;

    Развивающие:

    1. Развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать;

    2. Развивать познавательную активность и обогащать словарный запас;

    3. Развивать орфографическую зоркость;

    Воспитательные:

    1. Воспитывать коммуникативные качества обучающихся;

    2. Прививать навыки правильного речевого общения (умение слушать и вступать в разговор);

    3. Воспитывать интерес и желание учиться;

    Планируемый результат обучения и формирование УУД:

    Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

    Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

    Личностные УУД: формирование умения определять общие правила поведения;
    формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

    Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

    Форма урока:

    Элементы современных образовательных технологий:
    здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;

    личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
    проблемное обучение (частично – поисковое).

    Методы: игровой метод, метод беседы

    Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России»

    Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки; набор букв и слогов; домик с буквами; дидактический материал для коллективной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint; наборное полотно.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Громко прозвенел звонок,

    Начинается урок!

    Наши ушки на макушке

    Глазки широко раскрыты.

    Идя к заветной цели 

    Работать будем дружно.

    Сегодня на уроке

    Нам много сделать нужно!

    II. Развитие речевого аппарата.

    1. Дыхательная гимнастика 

    Упражнение «Пятёрочка» 

    При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

    2. Артикуляционная разминка

    Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)

    Упражнение «Пчела» (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание

    3. Работа над дикцией

    жа-жа-жа – в трубе осела сажа;

    жу-жу-жу – я на стульчике сижу; 

    же-же-же – дождь прошёл уже; 

    жи-жи-жи – папа наточил ножи;

    жо-жо-жо – в комнате свежо;

    III. Включение в учебную деятельность. 

    - Отгадайте загадки. 

    1. Он высокий и пятнистый,

    С длинной – длинной шеей,

    Чтобы ртом достать до трав,

    Вдвое сложится… (Жираф)

    2. В золотой клубочек

    Спрятался дубочек. (Желудь.)

    3. Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растения

    Его и песни и полёт

    Вошли в стихотворения!

    Хочет – прямо полетит,

    Хочет – в воздухе висит,

    Камнем падает с высот

    И в полях поёт, поёт

    Или

    В синем небе голосок

    Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

    - Что общего у всех этих загадок? (Их отгадки начинаются со звука [ж].)

    - Какая буква вчера вселилась в домик? (Буква Ж) (слайд №2)

    - Давайте вспомним стихотворение про букву Ж. (слайд №3)

    ( Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом, точно жук,

    Издаёт жужжащий звук :

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!)

    IV. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание.

    - Что вы знаете о звуке [ж]? Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж) 

    - Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки (Ж-Ш)

    -Дайте им характеристику (парные согласные, обозначают звуки – Ж - тв.звук (Ж), звонкий, шипящий Ш - тв.звук (Ш), глухой, шипящий)

    - Буква Ж собирается «убежать» из домика, но мы не можем этого допустить. Мы должны «догнать» её и «вернуть» в домик.

    «Бег по цветным дорожкам» - чтение слогов в прямом и обратном направлении.

    Буква Ж убегает по оранжевой дорожке (Класс читает хором – ЖИ), по жёлтой дорожке (класс читает – ЖУ), по зелёной дорожке (ЖА), по красной дорожке (ЖО), по синей (ЖЕ).

    - Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].

    - Кто из вас сможет сказать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока? (Продолжать знакомиться с буквами Ж, ж и звуком [ж], читать и составлять слоги, слова и предложения, в которых есть данная буква.)

    VI. Постановка целей и определение темы урока.

    V. Работа по теме урока.

    1. Работа над текстом по Азбуке. Стр. 27.

    1). Жужжащее чтение

    - Назовите все слова в тексте, в которых есть буква Ж. 

    2). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям.

    - Прочитайте текст «Чиж» на странице 27 учебника.

    3). Беседа по прочитанному:

    - Почему чиж не хотел жить в неволе?

    - Как ты думаешь, это сказка или история, которая произошла на самом деле? 

    4). «Не подведи свой ряд» (чтение с доски слов-антонимов по одному человеку от ряда)

    - Прочитайте и проговорите скороговорку.

    - Почему в слове «живот» после буквы Ж стоит буква И?

    - Проведите звуко-буквенный анализ слов «жито» и «ерши».

    - Чем похожи звуки [ж] и [ш]? (Согласные, твердые).

    - Чем отличаются? ([ж] - звонкий, [ш] – глухой. Парные по звонкости-глухости).

    - Какое правило вы знаете о правописании? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И).

    - Назовите слова с данной орфограммой (ножи, мыши, камыши, лыжи, чижи и т.д.)

    VI. Физкультминутка

    Игра «Определи звук»

    Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук [Ж] дети приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.

    (Сугроб, лыжи, крылья, жесть, девочки, снежинки, пушинки, шапка, Жанна)

    VII. Продолжение работы по теме урока.

    1. Составление слов из слогов.

    - На доске в разном порядке прикреплены карточки со слогами. Составьте как можно больше слов из карточек.

    САЖА, ЛУЖИ, ЖАРА, ЧИЖИ, НОЖИ

    2. Работа над заданием в Азбуке, стр.27 

    - Выполните нижнее задание на странице 27. Подумай, кто где живет?

    - Составьте одно-два распространенных предложения.

    3. Игра «Кто больше»

    - Кто запомнит больше слов со звуком [ж]? (Текст Л. Яхнина)

    Жил-был жесткокрылый жук.

    Жила была жеманная жужелица.

    - Жарко! – жаловалась жужелица.

    - Жив-здоров! – жужжал жук.

    - Жаба! – жалась жужелица.

    - Жив-здоров! – живо жужжал жук.

    - Желуди желтеют, - жалела жужелица.

    - Жив-здоров! – жужжал жук.

    IX. Итог урока.

    - Давайте подведём итог нашего урока. 

    -Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву Ж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, читали слова и предложения.) 

    - Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…» (Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая.)

    - Как пишутся сочетание жи - ши?(с буквой И)

    1. Рефлексия деятельности.

    - Понравился ли вам урок?

    Самооценка учащихся. 

    - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на СМАЙЛИКАХ.

    - Какие задания вам понравилось выполнять?

    - Какие задания выполнять было трудно?

    - Спасибо всем за урок.

    - Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

    Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

    Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

    Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

    Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

    Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

    конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

    Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

    Урок обучения грамоте."Звук [ж]. Буквы Ж, ж"

    Чтение слогов ,слов со звуком  [ Ж]. Работа над текстом....