Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему

Комкова Ирина Николаевна

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте".

Данный конспект поможет:

  • познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  • учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
  • воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда. 
  • развивать УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор урока\мероприятия:  Комкова И.Н., учитель

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 42»

Предмет\автор учебника: обучение грамоте, учебник «Букварь» под редакцией Горецкого В.Г., Кирюшина В.А.

Класс: 1 класс

Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д 

Классификация урока:  тип урока «Урок открытия нового  знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:

  1. учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
  2. знают в чем отличие звуков от букв;
  3. умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
  4. умеют читать схемы предложений;

Краткая характеристика класса: традиционный класс.

Цели урока:

  1. Образовательная:  познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  2. Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
  3. Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Формирование УУД.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2007,  учебник «Букварь» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., рабочая тетрадь.

Планируемые результаты –

Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I.Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний.

- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний

Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их.

Познавательные УУД

II. Работа над новым материалом.

III. Физминутка под музыку.

- О какой букве идёт речь в загадке?

 Буква -  домик аккуратный

 С высокой крышею двускатной.  

                                    (Буква Д)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Знакомство  с буквой Д)

- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)

-Кто выйдет и покажет на плакате букву Д?

(Работа на интерактивной доске)

Слайд 1.

- Рассмотрите рисунок, найдите слова,  при  произношении которых вы слышите звук [д].

Слайд 2.

(Дети выходят к интерактивной  доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д).

- Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать)

(Динозавр, дети, девочка Даша, Дима, дыня, далматинец, дятел, дерево, дорога, дом, дверь, дождь.)

-Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д]).

- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].

Слайд 3.          

- Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука  воздух встречает преграду.)

- Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)

- Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

- Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

- Какой же это звук? (Звонкий.)

Слайд 4.

Чтение слогов с буквой Д.              

Слайд 5.

Чтение предложения читающими детьми.    

Слайд 6.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

      Все тропинки исходили.

   

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний

Развитие фонематического слуха

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока

Учащиеся находят слова, при произношении которых есть звук д

Учащиеся дают характеристику звука  Д

Читают слоги, слова и предложения с буквой Д

Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

IV. Закрепление.

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

1.Работа по учебнику с.98-99.

- Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их..

Загадки.

Вот какой забавный случай

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят… (душ).

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

– Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел».

(Работа в парах)

– Рассмотрите схемы слов.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким)

2. Дифференцированная работа.

Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 100  Я.Пинясов «Хитрый огурчик».

Задание для нечитающих детей: с. 98 чтение слогов, слов.

3.Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.

– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д, д.

2) Сравнение буквенного состава слов.

– Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.

– Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город.)

– Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.

-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова.)

Слайд  8

- Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’].

Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом

А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь.

Дятел дерево долбит – день  деньской кору дробит

Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.

Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл.

Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред.

Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел.

Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом

Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом.   

                                                                                Г. Сапгир

(Дети называют слова, в которых встретился звук [д]).    

Учитель:                                                                      

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг.

4. Работа с загадками, в которых встречается буква и звук [д]).    

Слайд 9-13.                                                          

– Что нового и  интересного   узнали на уроке?

-Что можете сказать про букву и звук [д])?

Слайд14-15.                                                                            

– Назовите слова с новой буквой.

– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?

Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Спасибо за урок.

Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь 

Развитие фонематического слуха.

Оценивает усвоение учащимися новой темы.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.

Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Читают рассказ

Закрашивают те части рисунка, в которые вписана буква Д.

Анализируют слова.

Вписывают буквы в пустые клеточки и прочитают получившиеся по вертикали слова

Учащиеся извлекают необходимую информацию из стихотворения

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

  Дополнительная информация

  1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
  1. учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
  2. знают в чем отличие звуков от букв;
  3. умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
  4. умеют читать схемы предложений;

     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.

  1. Тип урока: «Урок изучения нового материала».

            Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап закрепления новых знаний.
  6. Подведение итогов.

Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего.

  1. При реализации цели и задач урока использовались технологии:
  1. Здоровьесберегающие;
  2. ИКТ;
  3. Технология сотрудничества;
  4. Развивающего обучения.
  1. Методы обучения:
  1. По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
  2. По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
  3. По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
  4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  1. Фронтальная;
  2. Коллективная;
  3. Работа в парах;
  4. Индивидуальная.

Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами

Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Вос...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...