Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Анискина Елена Юрьевна

Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Воспитывать культуру речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 класс

ТЕМА:

«Буквы Х, х» обозначающие согласные звуки [х], [х”].

Чтение предложений с изученными буквами.

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Анискина Елена Юрьевна

МОСКВА

ГОУ СОШ №1743


ЦЕЛЬ: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Воспитывать культуру речи.

1.        Орг. момент.

Прозвенел у нас звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

2 .  Повторение пройденного

Д    Ч    К    Ж    Х    Й    С

ЗИ     ЧУ    НО     МЕ     ШИ     ЛЫ

А) – Перед вами листочки со слогами и буквами

Посмотрите на первый ряд, что там написано?

Что общего у этих букв? (они согласные)

- Возьмите карандаш и зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки.

- Обведите в кружок буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

- Посмотрите на второй ряд, что там написано?

- Красным карандашом поставьте точки под гласными.

- Обведите, синим карандашом слоги с твёрдыми согласными, зелёным –

 с мягкими.

Б) – С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой Х)

- Кто помнит стихотворение про эту букву?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка,

Ветру вольному подружка.

- Дайте характеристику букве «Ха»

В) Подберите слова по схеме

Х___________         _____Х_____     ________Х

Г) – Ребята нам приготовили загадки, а отгадки будут начинаться с буквы Х

Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.                      (холодильник)

-  Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «холодильник»

 

Кисти и краски его инструменты.

А материалы – большие холсты.

Портреты, пейзажи его, натюрморты,

На выставке можешь увидеть и ты.                   (художник)

- Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «художник»

Мягкий, пушистый и душистый.

Они чёрный, он и белый,

И бывает подгорелый.                                   (хлеб)

- Разделите на слоги, поставьте ударение. Посмотрите на доску, найдите схему для слова «хлеб»

- Давайте послушаем стихотворение о хлебе, которое нам приготовил Сева

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский

3.  Физ. Минутка

Хомка, хомка, хомячок-

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Чистит зубки, лапки трёт,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет хомка сильным стать.

                     

4. Постановка цели урока. Работа по учебнику.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с буквой Х. Будем учиться читать слова и предложения с этой буквой.

А) Чтение с доски

Хух        хах       хох

Хэх        хих       хат

Схи        тха       хму

Пух        мох      сох

Э-хо                 ха-та

Хи-мик           кух-ни

Хва-тит           вах-та

Пас-тух           о-хо-та

- Найдите слово, обозначающее профессию человека.

-Найдите слово, обозначающее желание человека.

- Что такое «эхо»? (звуковой эффект.)

Б) Работа по учебнику (стр.42)

- «Страх и смелость» - чтение по ролям

- Какое незнакомое слово встретилось в этом тексте?  (скирда)

-  Кто посмотрел в словаре что такое «скирда»?

-  Ушаков в своём толковом словаре даёт толкование – определение этому слову:

Большой стог сена или снопы хлеба, сложенные по особому способу в большую кучу для хранения под открытым небом.

- О чём беседовали внук и дедушка?

- Что интересовало мальчика?

- Что ответил дедушка о страхе?

- Почему смелость ростом с мальчика?

Чтение текста «Загадка-шутка»

- Как мы можем назвать кота Ваську?  Обратите внимание, слова должны начинаться на букву «Ха».    (хитрец, хитрюга)

В) Игра «Найди слова»

- Ребята, перед вами конверты с заданиями, откройте их и возьмите листочки с первым заданием:

х

у

д

о

ж

н

и

к

о

ю

л

к

т

ц

т

я

л

д

ж

э

е

х

х

й

р

ь

б

ж

ы

х

б

и

р

х

о

м

я

к

а

о

л

р

а

е

ш

н

ф

ы

р

л

о

у

м

ю

и

о

л

ю

б

м

к

р

с

х

и

ж

и

н

а

и

з

г

ч

м

о

и

т

э

ж

д

ц

х

о

л

о

д

л

о

р

п

м

у

к

е

г

х

а

л

в

а

- Найдите  и прочитайте 7   слов – названий предметов на букву «Х»

 

х

у

д

о

ж

н

и

к

л

е

х

х

х

б

и

р

х

о

м

я

к

о

р

а

л

у

м

м

р

х

и

ж

и

н

а

г

х

о

л

о

д

х

а

л

в

а

- Что такое «халва»?

- Приготовьте «звуковые пеналы», сделайте звуковой анализ, разделите на слоги, поставьте ударение

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова «хомяк»  

Г) Игра «Составь предложение»

- Посмотрите на второе задание, там у нас рассыпались предложения.

- Как вы думаете, почему слова разбежались? (забыли поставить точки)

1вариант

                

2вариант

 

3вариант

 

- Восстановите предложения. Прочитайте.

- А можем ли мы переставить предложения так, чтобы получился рассказ по картинкам, которые вы видите на доске?

- Посмотрите, первое предложение составила я:

Наступила холодная снежная зима.

Лес засыпало пушистым снегом.

Хитрая лиса вышла охотиться.

Холодно лисоньке на морозе.

- О чём получился наш рассказ? Как мы можем его озаглавить?

- Есть ли в нашем тексте слова с буквой,  которую мы сегодня повторяли?

5. Итог урока. Рефлексия.

 

- Нарисуйте пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажмите  кулачок и запомните её.

- Понравилось вам сегодня на уроке?

- Что было наиболее сложным?

- Что было легко?

- МОЛОДЦЫ!

Использованная литература:

А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина «Учим азбуку, играя»

Стихотворение: С. Погореловский «Хлеб»

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Таблицы для обучения грамоте»

вышла

лиса

хитрая

охотиться

пушистым

засыпало

лес

снегом

на

лисоньке

холодно

морозе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).

Цели:  продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....