Урок литературного чтения в 1 классе "Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Леухина Светлана Михайловна

Урок обучения грамоте по «Азбуке» О.В. Джежелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_b_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

обучения грамоте по «Азбуке»

О.В. Джежелей

Тема: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б’].  

Цели.

Образовательные:

- познакомиться со звуками [б], [б’] и буквами Б,б;

- учить отличать звуки [б], [б’] и буквы, которые их обозначают, от других звуков и букв;

- научить читать слоги, слова с новой буквой; совершенствовать навык чтения.

Развивающие:

- развить память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Воспитательные:

- формировать опыт межличностного общения, рефлексивные умения;

- воспитывать любовь, интерес и уважение к окружающим их людям.

Оборудование:

«Азбука» О.В. Джежелей, авторские иллюстрации: белка и барабан, Томик и Тёмик, лента букв, касса букв, ребус, записи на доске.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Звенит звонок всё громче, всё сильней,

Какая трель над миром разливается!

Подумали, распелся соловей?

Не соловей – урок наш начинается.

Давайте начнём наш урок с улыбки. Улыбка-знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас.

- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Эмоциональным, интересным, поучительным)

2. Актуализация знаний.

 А) Работа по ленте букв.

- назовите гласные буквы.

- назовите гласные звуки.

- назовите звонкие согласные звуки.

- назовите глухие согласные звуки.

- нужно ли дальше учить буквы? Зачем?

Б) Игра «Наоборот».

Маленький - большой

Чёрный - белый

Медленный - быстрый

Сказка – быль

Порядок – беспорядок

- Что вы заметили?

В ответах все слова начинаются с  [б], [б’].  Это новые звуки, значит тема нашего урока «Звуки [б], [б’], буква б»

3.Введеие в тему урока. Знакомство с звуками [б], [б’].

Пушистый хвост торчит с верхушки

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи метко.

Ну, конечно, это… (белка)

Кто любит по веткам носиться,

Конечно, рыжая… (белка).

Молодцы! Демонстрирую иллюстрацию.

- Только кому подарим картинку Томику или Тёмику?

(Тёмику, так как звук мягкий).

Согласна.

- Что мы можем сказать про звук  [б’] ? (Это согласный, звонкий, мягкий звук)

- Хороший подарок Тёмику.

Мы молодцы. Все довольны. Продолжаем урок.

О чём будем говорить дальше?

Дети обращают внимание учителя на то, что Томик остался без подарка

 Мы выделили 2 звука.

- Какой звук мы потеряли? (Звук  [б])

- Назовите слова, имеющие такой звук.

- Сам пустой

Голос густой

Дробь отбивает

Ребят созывает.

(Барабан)

- Как бьёт барабан? (Бум- бум- бум)

- Какой звук услышали? (согласный, звонкий, твёрдый)

Барабан подарок Томику. Теперь всё в порядке?

4. Знакомство с буквами Б, б.

Ребят, а какими буквами на письме будут обозначаться наши новые звуки?

На что похожи буквы Б, б?

- Буква Б – бочонок с краном.

- Буква Б – с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

5. Моделирование образа буквы.

Сравнение, анализ и моделирование букв Б, б.

6. Физминутка.

Буква Б очень рада нашему знакомству и приглашает нас на бал.

Звучит мелодия вальса.

Мальчики – поклон. Девочки – реверанс.

Шаг назад и 2 вперёд

Вправо – влево поворот,

А теперь наоборот:

Шаг вперёд и 2 назад

Влево – вправо поворот.

Девочки – реверанс. Мальчики – поклон.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

А) работа по ленте букв.

- Где живёт наша новая буква?

(в верхнем ряду – так как [б], [б’] – звонкие, у них есть пара – [п], [п’]).

Б) Читаем слияния.

В) Тёмик с белочкой приготовили задание: «Измени слово и сделай это быстро!»

Белка      белка

-у---         булка

-а---         балка

п----         палка

ск----        скакалка

г) работа по заданному алгоритму

Томик тоже не отстаёт: «Собери слово».

а а а б б р н

2 4 6 1 5 3 7

(Барабан) – Что вы могли бы рассказать об этом слове с опорой на схему? – 3 слога, ударный 3й слог, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных.

Молодцы! А я добавлю, что это словарное слово. Слоги «ба» и «ра» состоят в слабой позиции, их написание нужно запомнить!

д) Тренировка. Читаем вниз и вверх, наращивая скорость.

Бес        Бык

Бюро     Бокс

Бельё     Буква

Берёза    Борода

Бинокль  Барабан

Молодцы!

е) Скороговорка

Белые бараны били в барабаны.

- Какую работу вы могли бы предложить?

(прочитать 3 раза, ускоряя темп, посчитать слова в предложении, составить схему предложения…)

8. Словарная работа с проверкой по эталону. Ребус.

«Б» сказала:

- Слушай, «А»,

Побежим играть в слова!

Смотрят – бочка.

Буквы бочку покатили по песочку.

Бочка сделалась легка,

Унеслась под облака.

(бабочка)

- Запомните, в слове бабочка прячется слово бочка.

9. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел!

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

10. Включение в систему знаний.

Игра: «Быстро составляй слова».

- Определите закон, по которому нужно читать.

(Сначала читаем 2 слог, а потом 1).

- Сколько слов вы насчитали? (12) А сколько в задании (15)

- Где же взять ещё 3 слова?

(В последней строчке можно читать и в прямом порядке и в обратном)

Читаем в парах. За дружную работу игра в награду.

«Наборщик». Составьте в парах слова из букв: А К Ш У Б А Б

(шуба, баба, куш, бак, бук, куб, каша, бабушка…)

- Как ласкает слух слово бабушка. Как будто бабушка по головке погладила. Как зовут ваших бабушек? Какие вы богатые! Цените их заботу и любовь, отвечайте лаской, вниманием, добром.

11. Работа над текстом

А) Чтение текста учителем. Дети следят.

Б) Словарная работа. Знакомство с новыми источниками информации: словари, INTERNET.

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.

Викторина – игра в ответы на вопросы по какой-то теме.

В) Чтение «цепочкой»

Г) Беседа о прочитанном.

- Кто рассказал нам о бабушке? (внуки)

- Где раньше работала бабушка (в библиотеке)

- Что любит бабушка? (во всём аккуратность)

- Какой у бабушки закон? (умей всё выполнять сам)

- А какая у внуков присказка? (мы сами с усами, но бабуля с нами)

- Что сделала бабушка для внуков? (купила букварь, показала первые буквы, отвела в библиотеку)

- Какое у детей любимое занятие? (викторина, бабушка спрашивает, а они отвечают)

Молодцы. Бабушка очень любит своих внуков и учит их самому главному: умению любить книгу. Ведь книга это друг, наставник, собеседник.

12. Итог урока.

Сегодня вы поднялись ещё на одну ступеньку по дороге в страну знаний.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? ([б], [б’])

- С какой буквой? (Б)

Верно.

Я хочу, чтобы вы запомнили слова мудрого человека К. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни дня, когда бы вы не прочли хоть странички из новой книги!»        

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок по обучению грамоте. «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,].

Тип урока «комбинированный». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:- учащиеся знают гласные...

«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"

Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....