Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф ф»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Алиева Гюльселем Курбановна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu_1_klass.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Урок литературного чтения

в 1 «А-2» классе

по теме:

«Согласные звуки [ф],  [ф’]. Буквы Ф ф»

Автор: Алиева Г.К.

учитель начальных классов

 Конспект урока литературного чтения

Автор: Алиева Гюльселем Курбановна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение. ГБОУ «Школа №285 им.В.А.Молодцова»

Предмет.  Литературное чтение

Класс: 1 класс.

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Тема программы. Чтение

Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный (смешанный)

Продолжительность занятия: 1 урок (35 минут).

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

обучения: формирование знаний о согласных звуках [ф],  [ф']   и буквах, которыми они обозначаются на письме; формирование умений звуко-буквенного анализа слов,  формирование навыков осознанного чтения;

воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к самостоятельному чтению книг, формирование потребности к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом;

развития: развитие фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение  словарного запаса учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологическая установка на работу (Слайд 1).

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука). 

  1.  Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).

- Посмотрите на слайд. Перечислите, что  изображено?

Телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.

- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф». 

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 3).

Познакомимся с …..

Научимся  ….

(Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )

  1.  Формирование новых понятий, способов действий.

1. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

 - Отгадайте загадки:

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)
 

Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

У вас на столе лежат листочки  с отгадками к нашим загадкам.

- Проведите звуковой анализ слов.

Самопроверка – СЛАЙД 4

- Дайте характеристику первым звукам в словах. (Звук [ф] – согласный, твердый парный, его мягкая пара [ф'], глухой, парный [в], звук [ф'] – согласный, мягкий парный, его твердая пара [ф], глухой, парный [в’]). 

- Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)

Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фонарь» - 5 звуков, в слове «филин» - 5 звуков.)

- Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.(В слове «фонарь» 2 слога: фо-нарь, ударение падает на 2 слог, на гласную «а». В слове «филин» 2 слога: фи-лин, ударение падает на первый слог на гласную «и»). 

2. Знакомство с буквой.

- Звуки [ф], [ф’] обозначаются на письме буквами «Ф ф». (Слайд 5).

- На что похожа буква? Выслушиваются ответы детей.

 - Послушайте стихотворения про букву Ф. 

Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 6).

  1. Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат. В. Степанов.

  1. Федя ходит руки в боки,        

Значит выучил уроки. Г. Виеру 

  1. Всем известно без подсказки

 Буква Ф как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. В.Степанов

  1. Ножницы я в руки взял –
    Букву Ф я в них узнал.
  1. Физкультминутка.

Поиграем игру «Где в словах звук ф» В каком месте находится буква ф, обознач  ф ф  -  Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты.)

VI. Применение понятий, способов действий.

1. Упражнение на концентрацию внимания.

- Ребята, кто-то спешит к нам на урок.  (Слайд 7).

Звучит «Футбольный марш» М. Блантера. (читать под марш)

Соберу команду в школе
И найду большое поле.
Пробиваю угловой -
Забиваю головой.
И в воротах пятый гол!
Очень я люблю ... (футбол)

- Кто же пришел к нам в гости? 

 - Футболист приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет на футбольный матч. Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как наш гость очень любит тренировки, он решил потренировать и вас в распознавании новой буквы. На билете написаны буквы. Наш гость спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Проверка.

- Сколько раз вам  встретилась буква «ф»?  

(Слайд  8) для проверки буквы в кружок.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

-  Молодцы, вы были очень внимательными.

2. Чтение слогов, слов на с.119

– Давайте порадуем футболиста своим чтением. Откройте «Букварь» на с. 119.

-  Прочитайте слоги по строчкам. (хором)

-  Прохор, Артем -  прочитай  слоги, которые написаны на доске. (СЛАЙД 9)

–Кто прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.

– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.

– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.

– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)

– Прочитайте третий столбик слов.

– Прочитайте слова, в которых один слог.

-  Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

– Прочитайте слова, в которых два слога.

– Прочитайте слово, в котором три слога.

– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».

– Как пишутся фамилии?

– Прочитайте пары слов.

– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.

– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает твёрдый согласный звук.

– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает мягкий согласный звук.

- Назовите слова, которые обозначают одушевленные предметы.

- А какие называют неодушевленные?

3. Лексическая работа.

- Какие слова вам показались непонятными, трудными?

Фабрика, ферма, фрак, фазан, флот. 

- Разберем, как вы понимаете значения этих слов.  (Слайд 9).

Дети объясняют, учитель дополняет.

        Фабрика - промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности. (Слайд 10).

        Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство. (Слайд 11).

        Фрак - верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. (Слайд 12).

        Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу. (Слайд 13).

        Флот – это крупное соединение судов. Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной). 

VII. Физкультминутка с элементами звуковой зарядки

- А сейчас наш гость хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф], так как  они парные по звонкости и глухости. Поиграем с футболистом в игру «Звонкий – глухой».

- Если в слове есть звуки  [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун,  фабрика,  светофор, фирма, вагон.

VIII. Применение знаний.

Дифференцированное чтение.

– Ну а сейчас наш гость предлагает вам подготовиться к выразительному чтению произведений учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Г.Сапгира «Футбол» с.120 (слабые учащиеся). Ребята, получившие белые конверты  (сильные учащиеся), прочитайте  вполголоса рассказ Якова Тайца «Волк» с.121

Самостоятельное жужжащее чтение.

-Как называется рассказ?

-Кто его автор?

-Прочтите рассказ вслух по цепочке

- О ком этот рассказ?

- Как звали девочку?

- Где встретились Маша и волк?

- Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку

- Понял ли волк, что говорит ему девочка?

- Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?

- Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.

- Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

- Что происходит на самом деле, а что в воображении девочки?

IX. Итог урока.

- Футболист хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке. Поиграем в игру «Верю - не верю». (Если вы согласны с утверждением, поднимите кружочек зеленого цвета, если не согласны - красного).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук.          - А какой?  Почему?

2. Звук  [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове  финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

- Наш гость убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?

X. Рефлексия.        

- В конце урока нашему гостю хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Достаньте из конверта изображения мячей. Раскрасьте картинку с изображением такого настроения, которое у вас сейчас.

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой мяч.  (Слайд 13).

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!


Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

  1. Организационный момент

Словесные, наглядные, создание ситуации успеха

Слово учителя.

Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность

Мультимедиа проектор.

Фронтальный

Обучающиеся настроены на восприятие учебного материала. Быстрое включение в познавательную деятельность.

  1. Актуализация опорных знаний

Словесные

Интенсивный опрос.

Игра «Доскажи словечко»

Фронтальный

Актуализация ранее изученного с целью связи с новым. Активизация мышления учащихся.

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Проблемный, наглядный, словесный.

Беседа, побуждение к формулированию способов учебной деятельности

Наблюдение над звуковым составом слов, решение проблемных ситуаций, формулирование темы урока, постановка учебных задач.

Мультимедиа проектор.

Фронтальный

Обучающиеся формулируют тему урока «Звуки ф, ф. Буква Фф», определяют учебные задачи.

  1. Формирование новых понятий, способов действий.

Практический (звуковой анализ слов), словесный, наглядный.

Работа с моделями, беседа, самоконтроль, работа с  иллюстрациями, инсценирование стихотворений о букве Ф.

Моделирование звукового состава слов «филин», «фонарь», деление слов на слоги, определение ударного гласного, сравнительная характеристика первых звуков. Запоминание образа буквы Ф.

Учебник, фишки, мультимедиа проектор.

Индивидуальный, фронтальный.

Включение учащихся в самостоятельную работу Решение учебной задачи посредством моделирования звукового состава слов. Обучающиеся приходят к выводу, что первые звуки в словах «фонарь» и «филин» - парные по твердости-мягкости. Запоминают образ буквы Ф.

  1. Физкультминутка

Словесный, практический.

Ритмические упражнения.

Выполнение упражнений по образцу.

Коллективный.

Снятие утомляемости, повышение работоспособности, здоровьесбережение.

  1. Применение понятий, способов действий

Практический, словесный, наглядный, частично-поисковый.

Беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка, работа с учебником, просмотр презентации.

  • Упражнение на концентрацию внимания (подбор слов с заданными звуками, самостоятельная работа по выделению новой буквы из ряда других).
  • Взаимопроверка.
  • Чтение слогов, слов (с заданием, выборочное чтение) с.119.
  • Лексическая работа (объяснение значения трудных слов: фабрика, ферма, фрак, фазан, флот)

Раздаточный материал. Учебник, мультимедиа проектор.

Фронтальный, парный.

Решение учебной задачи посредством работы с раздаточным материалом. Осуществляют взаимоконтроль. Обучающиеся читают слоги, слова по цепочке, выборочно по заданию (слоги с твердыми/мягкими согласными, слова с одним, двумя, тремя слогами, слова, обозначающие одушевленные/неодушевленные предметы). Уточняется лексическое значение трудных слов.

  1. Физкульминутка с элементами звуковой зарядки

Игра «Звонкий-глухой»

  1. Применение знаний.

Практический, словесный, наглядный.

Самостоятельная работа, беседа.

Дифференцированное чтение (слабые – читают стихотворение Г.Сапгира «Футбол» на с.120; сильные – готовят выразительное чтение рассказа Я.Тайца «Волк» по ролям на с.121)

Анализ прочитанного.

Беседа о здоровом образе жизни, о пользе занятий физкультурой и спортом.

Учебник.

Индивидуальный, коллективный, фронтальный.

Выразительное чтение произведений учебника, работа над выразительностью чтения, чтение по ролям. Систематизация знаний обучающихся об отдельных видах спорта, о пользе занятий физкультурой.

  1. Итог урока.

Словесный.

Самостоятельная работа, интенсивный опрос.

Игра «Верю-не верю»

Сигнальные карточки «Да-нет».

 Фронтальный.

Систематизация знаний, полученных на уроке.

  1. Рефлексия.

Наглядный

Объективный самоконтроль и самооценка деятельности на уроке.


Дидактический материал к уроку

Ряд  __________   Место __________

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Ряд  __________   Место __________

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Ряд  __________   Место __________

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».
  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

– Почему волку стало стыдно?

– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?

Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».
  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

– Почему волку стало стыдно?

– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\600px-Frowny.svg.pngC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\i.jpg

Каждому ученику по 2 изображения мяча (на этапе рефлексии)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема.Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Презентация к уроку литературного чтения УМК Школа России "Согласные звуки [г][г\'] Буквы Г г "

Презентация к уроку литературного чтения УМК Школа России " Согласные звуки [г][г'] Буквы Г г...