Главные вкладки

    Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Матвеева Татьяна Андреевна

    Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока по  обучению грамоте 1 класс ФГОС.

    Тема: Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж

    Цель: Знакомство с звуком [ж], буквами Ж,ж.

    Задачи:

    1.  дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
    2. способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
    3. способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

                 

    Оборудование: карточки, листы для работы в группе, 8 кругов синего цвета, 5 кругов красного цвета.

    УУД на уроке:

    Познавательные:

    Умение ставить цели к уроку;

    осмысление значения слов «буква»,  «звук»; формируется умение читать,  осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности  в конкретных жизненных ситуациях.

    Коммуникативные:

    работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

    договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

    проявлять активность во взаимодействии  в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

     Регулятивные:

    выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

    оценивать себя, границы своего знания и  незнания;

    вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

     Личностные:

    Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

    развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    Формируемые УУД

    Орг момент

    Встаньте, подравняйтесь. Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся.       – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

     – работать дружно и активно;          

     – уметь слушать друг друга;

     – уважать друг друга;

     – внимательно относиться друг к другу;

     – выслушивать ответы ребят

     – работать успешно

    Проверка готовности к уроку.

    Проверка

    -Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?

    -Что о ней вы можете рассказать?

    -Чем отличается от других согласных звуков?

    На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?

    Где вы отрабатывали знакомство с новой буквой?

    -Почему проснулась Тишина?

    - О чём спросила Тишина у Машины?

    - Что ответила машина?

    Ш

    [ш] – согласный, глухой, твёрдый

    Не имеет парного мягкого 1 этаж, глухой

    Дома читая текст

    Выборочное чтение

    Введение в тему урока

    А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Этот цветок непростой, он поможет попасть из холодного декабря в самое тёплое время года.

    А кто это на цветке?

    -Как жужжит жук?

    - Ребята вы любите разгадывать загадки? А жук очень любит их загадывать.

    Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку

     Он живёт в лесу дремучем,
    Сам он круглый и колючий.
    Угадайте, это кто же?
    Ну конечно, это        
                                                 (Ёжик).

    - Узнать его нам просто,
    Узнать его легко:
    Высокого он роста
    И видит далеко      (жираф)

    -Длинноногий, длинношеий

    Длинноклювый, телом серый,

    По болотам ходит-бродит,

    Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

    -Назовите изображенные на картинках предметы. Что заметили?

    -Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    -жук

    (На картинках изображены: жираф, жук, желудь. В каждом слове есть звук [ж])

    Познавательные – умение находить ответ в заданном задании

    Постановка учебной задачи

    Какую учебную задачу надо решить сегодня на уроке?        

    По какому плану даем характеристику звуку:

    -дать характеристику звуку

    -познакомиться с буквой

    гласный – согласный

    согласный: звонкий – глухой

    согласный: твердый - мягкий

    Коммуникативные (умение работать в паре)

    Регулятивные (выстроить план действий)

    Характеристика звука [ж]. Работа в парах

    Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]  (артикуляция)

    - Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

    - Какой это звук? (согласный)

    - Что ещё нужно знать про звук?

    - Как произносится звук? (звонко)

    Познавательные

     Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

    1. Составление схемы.

    -наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть.

    - О какой игре идёт речь?

     Жмурятся глазки

    У кошки, у Мурки:

    Выходите, мышки

    Поиграем в жмурки!

    -откройте тетради для печатанья. Жук просит составить схему слова «жмурки»

    Один на доске (проверяют все)

    Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий)

    Физминутка

    (для глаз)

    Что мы обычно делаем, проводя такую физминутку?

    Какие слова запомнили с буквой Ж?

    Глазами следим за буквами и запоминаем слова с буквой Ж

    Коммуникативные (стиль поведения в обсуждении, умение принимать критику)

    Конструиро-вание буквы

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

    А теперь хотите ли сами своими руками изготовить букву ж?

    Эта буква родится у вас прямо в руках.

    (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква к)

    Вырезаем букву к, разворачиваем и она превращается в букву Ж

    Познавательные (знание состава числа 10)  

           регулятивные (умение проговаривать последовательность действий)            

    1.Слоговое чтение со звуком [ж].

    жа    жо    жи     жу    же         

    - Что заметили при чтении?

    Каких гласных вы не увидели после Ж? (звук [ж] всегда твёрдый, не имеет парного мягкого)

    -А зачем нам с вами эти знания нужны? Где мы их с вами будем применять?

    Звук [ж] произносится всегда твёрдо.

     

    2. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

    ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

    -Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

    Какой вывод можно сделать?

    Имена людей пишутся с большой буквы.

    Работа по сюжетной картинке

    -откройте Азбуку стр 25

    -Во что играют дети?

    А как узнать имя мальчика, который жмурит?

    Прочитать текст

    Рефлексия

    Какие умения приобрели на уроке?

    А над чем ещё надо поработать?

    Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.

    познавательные (умение делать выводы)

    Самооценка

    За что себя оценим? Как? (цветом шаров)

    Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.

    За понимание и применение  нового способа.

    Приложение к уроку

    Физминутка «Мы ладонь к глазам приставим»

    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже

    Поглядеть из под ладошек.
    И – направо! И еще. Через левое плечо!
    Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

    "Зрительная гимнастика”

    (Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога)

    А сейчас, а сейчас
    Всем гимнастика для глаз.
    Глаза крепко закрываем,
    Дружно вместе открываем.
    Снова крепко закрываем
    И опять их открываем.
    Смело можем показать,
    Как умеем мы моргать.
    Головою не верти,
    Влево посмотри,
    Вправо погляди.
    Глазки влево, глазки вправо -
    Упражнение на славу.
    Глазки вверх, глазки вниз,
    Поработай, не ленись!
    И по кругу посмотрите.
    Прямо, ровно посидите.
    Посидите ровно, прямо,
    А глаза закрой руками


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Звук ж, буква ж"

    Тема: «Согласный звук ж, буква ж. Сочетания жи-ши».Цели: развивать у учащихся мышление, память, внимание, совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, закрепить умение правильно писать сочетания...

    Предмет "Обучение грамоте". Тема урока: Звук [ж], буква Ж,ж.

    Урок составлен в соответствии ФГОС. Учащиеся самостоятельно выходят на проблему урока. Сравнивают по эталону. Оценивают свою работу....

    Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе "Твёрдый согланый звук [ж], буквы Ж, ж"

    Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе по теме: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж" на основе системно-деятельностного подхода....

    Урок обучения грамоте."Звук [ж]. Буквы Ж, ж"

    Чтение слогов ,слов со звуком  [ Ж]. Работа над текстом....

    Конспект «открытого» урока русского языка во 2 – В класс по теме «Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»

    Тема«Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»Задачи урока   ·     развивать умения проводить звуковой анализ слов;·     уметь выделять звук [ж] и обозна...

    Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе.

    Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе....