Конспект урока обучения грамоте по теме: Звук [а]. Буквы А, а.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект комплексного применения знаний и умений по теме :"Звук а. Буквы Аа. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке формируется умение выделять звук а из речи, соотносить звук и его букву, понимать и принимать учебную задачу, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.16 КБ
Файл Презентация2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Класс:1

Учитель: Афанасьева А.Г.

УМК: Школа России

Тема: Звук [а]Буквы А, а.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цель: создание условий для формирования  умения выделять звук [а] из речи и писать и находить в словах букву А.

Задачи:

 Образовательные:  формировать умение выделять звук [а] из речи;  соотносить звук и обозначающую его букву.

Развивающие: развивать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать деятельность на уроке, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать знакомство с вариативностью оценивания своей деятельности на уроке, развивать фонематический слух, внимание.

Планируемые результаты (предметные): 

  • формировать умение выделять звук [а] из речи;
  • формировать навык чтения.

Личностные результаты

  • уметь проявлять на уроке активность, строить высказывания в соответствии с заданиями;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: уметь определять учебную задачу с помощью учителя
  • Познавательные:  уметь находить необходимую информацию из учебника, текста, из схем; характеризовать звук [а],  и букву А, анализировать и обобщать. 
  • Коммуникативные: уметь слушать, понимать речь одноклассников и учителя; правильно выражать свою мысль. 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята.

К нам на урок опять пришел новый гость. Чтобы увидеть его, надо выполнить задание.

Приветствуют

  1.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

На доске перед вами карточки: предложение, слово, речь, слог, устная, письменная, согласные, гласные, звук.

 Как вы думаете, карточки лежат правильно?

Давайте восстановим порядок.

Что вы знаете про согласные звуки?

Что вы знаете про гласные звуки?

Слушают, отвечают.

Нет неправильно.

Дети восстанавливают порядок, устно объясняя свой выбор.

Речь

         устная                письменная

                  предложение

                         слово

                          слог

                         звуки

           гласные         согласные

Согласные звуки  мы произносим с трудом. При произношении они встречают преграду.

Гласные звуки произносятся легко, свободно.

Гласные звуки образуют слог.

  1.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Знакомство с девочкой (на экране).

Расскажите нашей гостье, что мы узнали на уроке вчера.

Что узнали про  звук [а].

Сегодня мы продолжим говорить о звуке [а] и буквах А а.

Что вчера получилось не совсем? Что надо еще раз повторить?

Посмотрите, что мы будем отрабатывать сегодня на уроке.

Задачи урока:

  • Отрабатывать умения определять в словах  звук [а].
  • Тренироваться составлять схемы слов.
  • Учиться рисовать.

Все ли подходит нам для урока обучения грамоте?

Давайте попробуем узнать имя девочки.

На экране: оля, света, алиса, аня, анфиса.

Учитель исправляет: Оля, Света, Алиса, Аня, Анфиса.

 

Узнаем, какое из имен носит наша гостья.

  • Имя начинается с гласного звука
  • Имя начинается с гласного [а]
  • В слове 3 слога.
  • В слове 5 звуков.

 

Изучали звук [а] и буквы А а

Ребята отвечают.

Ребята отвечают.

Ребята выбирают, какие задачи подходят для урока, а какая задача «лишняя»

Учиться рисовать не подходит.

Дети замечают ошибку: имена людей всегда надо писать с большой буквы.

«Лишнее»  имя исчезает.

Не подходит имя Света.

Не подходит имя Оля.

Не подходит имя Аня.

Девочку зовут Алиса

  1. Первичное закрепление. Практические применения нового понятия.

Составим схему слова Алиса

На экране появляется запись:

Расскажите все, что можете сказать  про это слово.

        

Мы узнали, как зовут девочку.

Теперь скажем, как зовут вас.

Назовите громко свое имя.

Как вы думаете, Алиса поняла вас? Почему?

Расскажите, как надо общаться?

Давайте познакомимся, соблюдая эти правила.

  • Встаньте те, чье имя начинается со звука [а]
  • Встаньте те, в чьем имени есть звук [а]
  • Встаньте те, чья  фамилия начинается со звука [а]
  • Назовите себя те, кто еще  не называл свое имя.

Учащиеся называют каждый звук и дают его характеристику, делят по слогам и определяют ударение.

Взаимопроверка в паре.

Проверка с эталоном.

Это имя. В слове Алиса 5 звуков,  3 слога, потому что 3 гласных звука; 2 согласных звука; один согласный звук твердый, один мягкий; есть слияния; Первый и последний звуки  одинаковые - [а]

Каждый учащиеся называет свое имя.

Нас было непонятно, потому что мы говорили все вместе.

Говорить надо по - очереди, слушать друг друга, не перебивать.

Дети называют свое имя в соответствии с заданиями учителя.

  1.  Физкультурная пауза. Музыкальный клип.
  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Посмотрите внимательно, что еще вы можете сказать про девочку?

Поможем  Алисе собрать портфель.

Посмотрите, что девочка собралась с собой взять в школу.

На экране: ручка, азбука, линейка, альбом, карандаш, пенал, кукла, мел, ножницы, клей.

Вы со всем согласны?

        

Не все школьные принадлежности понадобятся девочке.

Алиса должна взять с собой в школу те предметы, в названии которых есть [а]

 

Как можно разделить эти слова на группы?

Если задание вызывает затруднение, учитель им помогает наводящими вопросами.

        

Девочка школьница, потому что у нее есть рюкзак.

Кукла - лишнее, т.к. это игрушка, а все остальное – школьные принадлежности.

Учащиеся называют слова:

ручка, азбука, линейка, альбом, карандаш, пенал.

Ребята предлагают свои варианты деления.

  • в зависимости от того, где находится [а] – в начале, в середине, в конце.

Делят слова на группы.

  • По количеству слогов.

Дети определяют количество слогов в словах и распределяют их в 2 группы.

  1. Практические применения нового понятия.

Когда у Алисы есть свободное время, она любит выращивать цветы.

Посмотрите, какие цветы растут у нее в саду.

На экране картинки: мак, ирис, роза, ландыш. 

Ниже под каждым рисунком приведены схемы слов.

Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибку.

Какое слово чем-то отличается от остальных слов?

Учащиеся выполняют  звукобуквенный  анализ слов и приходят к выводу, что 3 и 4 схемы перепутаны местами.

Слово мак – в нем 1 слог, а в остальных словах -2 слога

Слово ирис - в нем нет  [а],  а в остальных словах есть.

  1. Организация контроля и самооценки

 У каждого из вас на столе рисунок  с  цветком.  

Что-то в нем не хватает?

             Мне было все понятно и легко.

             Мне было легко, но не все понятно.  

       

             Я ничего не понял. Мне было трудно.

Цветок не раскрашен.

Самооценка.

Ребята раскрашивают цветок в соответствии с критериями.

  1. Рефлексия

-Урок подошел к концу. Вспомним, какие задачи мы ставили на этот урок.

Мы решили задачи?

 - Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали?

- Спасибо за урок! Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте 19 сентября 2017 г.

Слайд 2

Гласный звук [а], буквы А, а. Тема урока: Задачи урока: Отрабатывать умения определять в словах звук [а]. Тренироваться составлять схемы слов. Учиться рисовать.

Слайд 3

аня анфиса алиса оля света А А А О С

Слайд 9

Гласный звук [а], буквы А, а. Тема урока: Задачи урока: Отрабатывать умения определять в словах звук [а]. Тренироваться составлять схемы слов. Учиться рисовать.

Слайд 10

ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

Конспект урока обучения грамоте по теме: « Звуки [г], [г,],буквы Г, г.»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Цель урока познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, учить сравнивать произношение и написание слов, закреплять представление об однокорен...

Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс

Цели урока:Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.Учить выделять на слух в словах  звук [ч].Продолжить развитие навыка чтения.Работать над выразительностью речи.Развивать речь и мыслител...

Конспект урока обучения грамоте по теме: Звуки [н], [н\']. Буква Н н.

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей, оснащен яркой презентаций (использование ИК-технологий), полностью готов к применению на практике....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...