Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.
статья по чтению (3 класс)

Черепанова Светлана Валерьевна
Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.
Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно развитие мышления, воображения. Поэтому особое внимание развитию речи ребенка уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Это неотделимо от любой языковой работы.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - является необходимым условием не только для обеспечения развития речи и языка, но и для создания условий лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Не забывая об образовательных задачах на уроках литературного чтения и русского языка, я побуждала детей жить вместе с героями произведений, радоваться и горевать с ними, высказать свое мнение о событиях и персонажей прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.
Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Так как слово неотделимо от мышления и является одной из форм выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего, развитие мышления. Наиболее распространенным типом связной речи на уроках литературного чтения является пересказ.
Для такой серьезной работы, как близкий к тексту и краткий пересказ, ученики нуждаются в такой подготовке, как: систематическое обучение связной речи, постепенное наращивание в самостоятельности учащихся и обучение их новым методам работы.
Я старалась, чтобы пересказ стал активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.
Занятия по развитию речи на уроках литературного чтения проводились мной с 1 класса, в процессе совместной коллективной работы. Основные направления деятельности - рассказывание историй и пересказ.
Особое место на уроках русского языка отводилось обучению связной речи при помощи специальных упражнений для дальнейшего знакомства школьников с особенностями строения согласованной речи.
Любое сообщение имеет характерные, присущие ему особенности. С 1 класса проводила различные виды работы, цель которых - помочь учащимся понять основные особенности текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.
Главной особенностью связного текста является единство содержания, здесь я помогала ученикам понять смысл текста через работу над заголовком текста. Соотнося название текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливали, что название текста соответствует содержанию и охватывает все содержимое.
Читая разрозненные предложения, ученики устанавливали, что все они объединены общим смыслом и, следовательно, могут быть озаглавлены, и поэтому из них можно сформировать связный текст.
Еще одним признаком текста является связность изложения, которое осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сравнивая упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливали, что в связном тексте все предложения являются частью текста, которые располагаются в определенном порядке и взаимосвязаны. Используя знания этой особенности, дети понимали, что от перестановки предложений в тексте смысл нарушается или становится непонятен.
Задача обучения связной речи во 2 классе продолжилась через понимание и сознательное построение согласованной речи разных типов.
Решение этой задачи я осуществляла через систему занятий самостоятельного и обучающего характера во взаимосвязи с работой по устной и письменной речи.
Также, как в 1 классе, ставила задачу - привить у учащихся желание и способность говорить перед классом. В этой задаче, существенное место отводилось повествованию. Ученики готовили устные рассказы дома, потом эти рассказы в классе обсуждались, с акцентом на положительные стороны. Устные рассказы детей о событиях жизни, о своем опыте и наблюдениях, описания любимых игрушек, предметов, животных я прослушивала совместно с классом на уроках литературного чтения и русского языка, а также во внеурочное время. За рассказ ставила только положительную оценку или в устной форме хвалила ученика.
Задача обучения связной речи в 3-м классе - это дальнейшее формирование навыков строить устные и письменные рассказы различных типов. Помимо устного повествования о своих личных наблюдениях и впечатлениях добавлять повествование о том, что читал и слышал. Определение основного, важного в тексте - обязательное условие понимание читаемого. Для запоминания и пересказа самое главное- удержать в голове прочитанное.
В 3-м классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных идей текста по логическим вопросам большинство учеников производили самостоятельно. Читая или слушая текст, дети кратко передавали его содержание, демонстрируя, как хорошо они поняли смысл. На основе краткого пересказа, школьники с большей уверенностью переходили к вычислению смысловых единиц в тексте.
В сложном умении составления плана завершающим действием является подбор и формулировка заголовков. Эту работу я связывала с составлением словесных картин и подписи к ним, с выбором названия плана из текста, и т.д. Я рекомендую учащимся следовать требованиям, которые должны соответствовать формулировке плана:
1. Пункты плана должны отражать основную идею текста, чтобы было ясно, о ком (о чем) говорится и что в каждой части рассказа.
2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана должны быть краткими.
Я помогала и подсказывала учащимся, особенно на первых порах, в формировании пунктов плана.
Я придавала принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.
Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков литературного чтения и русского языка и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Черепанова Светлана Валерьевна

Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его ​​интеллект. Только через развитие речи возможно развитие мышления, воображения. Поэтому особое внимание развитию речи ребенка уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Это неотделимо от любой языковой работы.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - является необходимым условием не только для обеспечения развития речи и языка, но и для создания условий лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Не забывая об образовательных задачах на уроках литературного чтения и русского языка, я побуждала детей жить вместе с героями произведений, радоваться и горевать с ними, высказать свое мнение о событиях и персонажей прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Так как слово неотделимо от мышления и является одной из форм выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего, развитие мышления. Наиболее распространенным типом связной речи на уроках литературного чтения является пересказ.

Для такой серьезной работы, как близкий к тексту и краткий пересказ, ученики нуждаются в такой подготовке, как: систематическое обучение связной речи, постепенное наращивание в самостоятельности учащихся и обучение их новым методам работы.

Я старалась, чтобы пересказ стал активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

Занятия по развитию речи на уроках литературного чтения проводились мной с 1 класса, в процессе совместной коллективной работы. Основные направления деятельности - рассказывание историй и пересказ.

Особое место на уроках русского языка отводилось обучению связной речи при помощи специальных упражнений для дальнейшего знакомства школьников с особенностями строения согласованной речи.

Любое сообщение имеет характерные, присущие ему особенности. С 1 класса проводила различные виды работы, цель которых - помочь учащимся понять основные особенности текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Главной особенностью связного текста является единство содержания, здесь я помогала ученикам понять смысл текста через работу над заголовком текста. Соотнося название текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливали, что название текста соответствует содержанию и охватывает все содержимое.

Читая разрозненные предложения, ученики устанавливали, что все они объединены общим смыслом и, следовательно, могут быть озаглавлены, и поэтому из них можно сформировать связный текст.

Еще одним признаком текста является связность изложения, которое осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сравнивая упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливали, что в связном тексте все предложения являются частью текста, которые располагаются в определенном порядке и взаимосвязаны. Используя знания этой особенности, дети понимали, что от перестановки предложений в тексте смысл нарушается или становится непонятен.

Задача обучения связной речи во 2 классе продолжилась через понимание и сознательное построение согласованной речи разных типов.

Решение этой задачи я осуществляла через систему занятий самостоятельного и обучающего характера во взаимосвязи с работой по устной и письменной речи.

Также, как в 1 классе, ставила задачу - привить у учащихся желание и способность говорить перед классом. В этой задаче, существенное место отводилось повествованию. Ученики готовили устные рассказы дома, потом эти рассказы в классе обсуждались, с акцентом на положительные стороны. Устные рассказы детей о событиях жизни, о своем опыте и наблюдениях, описания любимых игрушек, предметов, животных я прослушивала совместно с классом на уроках литературного чтения и русского языка, а также во внеурочное время. За рассказ ставила только положительную оценку или в устной форме хвалила ученика.

Задача обучения связной речи в 3-м классе - это дальнейшее формирование навыков строить устные и письменные рассказы различных типов. Помимо устного повествования о своих личных наблюдениях и впечатлениях добавлять повествование о том, что читал и слышал. Определение основного, важного в тексте - обязательное условие понимание читаемого. Для запоминания и пересказа самое главное- удержать в голове прочитанное.

В 3-м классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных идей текста по логическим вопросам большинство учеников производили самостоятельно. Читая или слушая текст, дети кратко передавали его содержание, демонстрируя, как хорошо они поняли смысл. На основе краткого пересказа, школьники с большей уверенностью переходили к вычислению смысловых единиц в тексте.

В сложном умении составления плана завершающим действием является подбор и формулировка заголовков. Эту работу я связывала с составлением словесных картин и подписи к ним, с выбором названия плана из текста, и т.д. Я рекомендую учащимся следовать требованиям, которые должны соответствовать формулировке плана:

  1. Пункты плана должны отражать основную идею текста, чтобы было ясно, о ком (о чем) говорится и что в каждой части рассказа.
  2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
  3. Пункты плана должны быть краткими.

Я помогала и подсказывала учащимся, особенно на первых порах, в формировании пунктов плана.

Я придавала принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.

Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков литературного чтения и русского языка и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

План самообразования по теме: "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка" на 2019-2014 г

План самообразованияМетодическая тема школьного МО: «Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосоз...

«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».

Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...

Выступление на МО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мира"

Семинар на тему:«Развитие речис элементами развивающего обучения  на уроках чтения и окружающего мирав начальной школе»....

Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»

Статья  (из опыта работы)  «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...