Литературное чтение " Федорино Горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Запровская Елена Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorino_gore.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  К. И. Чуковский «Федорино  горе», 2 класс

     Тема урока: «Знакомство с произведением К.И.Чуковского

                                 «Федорино горе»».

Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».

 

Задачи:

владеть знаниями по разделу, определять названия по содержанию, сравнивать, анализировать, слушать других, вступать в диалог, оценивать, характеризовать, работать в группе, принимать и сохранять учебную задачу, выразительно читать.

Оборудование: учебники, иллюстрации различных предметов ( чашки, скалка, утюг, самовар, кастрюля, блюдца); разные виды карточек, фото автора, компьютер, мультимедийная система.


Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. У некоторых из вас лежат иллюстрации чашечек разных цветов,  самовара.  В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации к доске.

Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку:

Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди…

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение автора произведения»

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

     Ч   у   к   о   в   с   к   и   й

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 130 л. со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)

К.И.Чуковский писал стихи, был критиком. А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:

Жил да был крокодил

Он по улицам ходил.

Крокодил, крокодил, Крокодилович.

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать . На следующий день он все рассказал отцу по памяти.

А вот другой случай. Корней Иванович Чуковский работал в своем кабинете, как услышал, что плачет младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так появилась другая сказка «Мойдодыр»

   К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Выставляю блюдце с чашкой (названия произведений)

Сейчас я буду читать отрывки из произведений К.И. Чуковского, а вы называть это произведение.

1. «Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.»(Муха-Цокотуха)

2. «Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.(Мойдодыр»)

3. Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

 В мышеловку посадили. (Путаница)

4…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше(Телефон)

Работа в группах. Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. Проверка:

 Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота.

 Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!         

 Пошла муха на базар
И купила самовар.

 Приходи к нему лечится
И корова, и волчица .

Долго-долго крокодил
Море синее тушил.

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд .

Выставляю  блюдце с чашкой  (название произведения)

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их мы, получи буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6 3 7 1 2 8 4 1  5 1 2 3

Ф е д о р и н о   г о р е

О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г – 5

Выставляю блюдце  с чашкой (словарная работа)

Словарная работа

А что в настоящее время заменяет самовар? Правильно чайник. Прикрепляем иллюстрацию к доске, и прочитаем что написано на нем. «Словарная работа». Прежде чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на партах лежат карточки под номером 1, положите их перед собой. У меня в чашке лежат ложки, на которых записаны непонятные слова. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.

Слова:корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки. 


Карточка 1.Определи значения трудных слов:

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4. Сделали пушистыми;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

- Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учениками

Выставляется  блюдце с чашкой (анализ текста)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

стр. 13.

Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

О теме, идее произведения.

Мы с вами уже прочитали сказку. Скажите, о чем это стихотворение?

(О том, как убежала посуда.

 О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.

 О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).

Для кого была написана эта сказка?

Для чего она была написана, как вы думаете?

( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.

Для всех, кто не любит убираться в квартире.

Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.

Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

О жанре.

Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?

(все, что там было, в жизни не бывает.

Там еще коты разговаривают и курица.

И посуда тоже разговаривает.)

Об образах.

Очень хорошо. А ко персонажи в этой сказке?

(Федора, животные, посуда.)

Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные , но и домашняя утварь – посуда, мебель...

А как ведут себя эти предметы?

(Как люди.)

Выставляю блюдце с чашкой (выполнение теста)

1.Как звали главную героиню сказки?

А)Мария Николаевна

Б)Федора Егоровна

В)Елизавета Васильевна

2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А)Корова

Б)Коза

В)Свинья

3.Как кто скакали тарелки?

А)как зайцы

Б)как белки

В) как кенгуру

4.Кто остался в доме у Федоры?

А)кошки

Б)тараканы

В)попугай

5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А)читала стихи

Б)пела тихую песню

6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А)на столе с белой скатертью

Б)на подоконнике

В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

6. Понравился вам урок? Как вы оцените вашу работу на уроке?

Написать________________________________________________

________________________________________________________

 Итог урока

- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

 Дом. задание

С.13-22 выразительное чтение сказки, выбрать отрывок, который понравился больше всего .

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. К.И. Чуковский. Федорино горе.

Урок содержит конспект и презентацию. Цельданного урока: прививать любовь к русской литературе, развивать творческое мышление....

К. И. Чуковский "Федорино горе"

Конспект чтения 2 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

Урок литературного чтения: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».

Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».Цели урока :  продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского , развитие УУД, в том числе:познавательных УУД: самост...