Б.И.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гецаева Людмила Петровна

От трудолюбия, планомерности работы и терпения, зависит и результат. Любое достижение нужно воспринимать как радость, накапливая достижения, можно достичь очень большого результата в жизни, научится всему.

— Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»?

— Они пригодятся нам в нашей жизни?

        Всегда всё нужно делать не спеша,но тщательно и кропотливо,постоянно работая.Нельзя бросать начатое,если что-то пошло не так,терпеливо идти до конца и всё получится,лучше тише и качественнее,тогда и результат будет хорошим."Кто малым недоволен, тому великое не дается."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.i.shergin_sobiray_po_yagodke_-_naberyosh_kuzovok.docx418.23 КБ

Предварительный просмотр:

МО учителей начальных классов

МКОУ СОШ №2 гДигоры

 Урок литературного чтения в 3 классе.

Б.И.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Учитель: Гецаева Л.П

Тема: Б. В. Шергин. « Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели:

  • ознакомить детей с биографией Б. В. Шергина;
  • познакомить детей с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;
  • выяснить главную мысль рассказа;
  • раскрытие проблемы рассказа;
  • проанализировать текст;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развивать воображение и речь детей;
  • развивать умение связно излагать свои мысли;
  • воспитывать уважение к ближним.

Задачи:

  • развивать интерес к чтению;
  • воспитывать уважение к литературным произведениям, творчеству их авторов;
  • пополнить активный словарный запас;
  • помочь детям самим раскрыть проблему рассказа;
  • помочь понять основную мысль произведения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «литературного чтения».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу хорошее настроение и улыбки. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

 2.Проверка домашнего задания.

— Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы)

— Всем удалось справиться с заданием? (да)

— Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить пословицы в виде ягодок. У всех на столах замечательные ягодки, покажите их, а у меня есть кузовок. Только вот незадача… Он пуст… Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной стороне записаны пословицы о труде.

Прочитайте  их, а я соберу их в кузовок.

Все ли слова вам понятны? Что такое кузовок?

- Кузовок – это такая ёмкость, в которую складывают ягоды.

3.Работа над новым материалом.

   А теперь послушайте мою пословицу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Как эта пословица может быть связана с нашим уроком? (Это название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся).

Какие задачи поставим перед собой?

Задачи: узнать главных героев, выяснить, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.

- Откройте стр. 124

.- Ребята, кто является автором рассказа «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»? (Борис Викторович Шергин)

1.Знакомство с биографией Бориса Викторович Шергина.

Великий русский писатель, публицист и художник, Борис Викторович Шергин, появился на свет в июле 1893 года, в небесном городе Архангельске. Его отец был потомственным мореходом. Он также любил рассказывать истории, и эту страсть передал своему сыну. Однако и мать сыграла в жизни художника не последнюю роль. Она познакомила юного Бориса с поэзией Русского Севера.

С детства Шергин много рисовал, и вскоре влюбился в эту деятельность. Он рисовал все, что казалось ему интересным.

Во время учебы в школе, он собирал и записывал сказки своего народа, песни и былины. После учебы некоторое время работал как художник реставратор.

В 1922 году Шергин переехал в столицу и там устроился на должность преподавателя в институт детского чтения. Выступал с докладами об истории сказок перед детской аудиторией.

В 1934 году он становится профессиональным литератором. При его жизни было опубликовано девять его книг. Он любил и изучал литературу и искусство.

Умер 30 октября 1973 года. Шергин похоронен в Москве.

2.Знакомство с произведением

— Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти ответ на главный вопрос. Вспомним его.

— Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?»)

— Я начну читать, а вы внимательно следите и будьте готовы выполнять мои задания.

Текст читает учитель.

3.Работа по рассказу.

— Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело)

— Давайте посмотрим их значения в словарике на странице 217 учебника.

— Кто владеет штукарным и малярным ремеслом? Мы можем ответить на этот вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка)

— А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124.

(добрая, уважительная, любит малышей)

— Как вы понимаете слово красовито?

— А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)

— Можем ли мы так озаглавить I часть этого произведения? (да)

— Итак. Первая часть нашего плана – «Мастер малярного дела».

— Продолжим чтение.

— Какие 2 пословицы встретились в тексте? («Работа любит не молодца, а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы их понимаете?

-Значит эти пословицы тоже о труде?

— Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш кузовок.

О чем нам рассказывает 2 часть произведения?

— Кем же работает Митя? (Митя – художник)

— Можем ли мы так озаглавить вторую часть? (можем)

— Итак II часть получает название – «Митя – художник». Отметим это на доске в нашем плане.

— Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось?

— Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение 3 части. Узнаем, что же случилось однажды с Митей.

Продолжает чтение ученик.

— Успевал Митя выполнить работу к сроку?

— Что ему мешало закончить работу во время? (лень)

— Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)

— Оправдал Митя доверие? (обманул)

— Как назовем III часть? (обманутое доверие)

— Хорошо. Третья часть – «Обманутое доверие».

— А теперь нам пора немного отдохнуть.

4. Физминутка

Танцуют под музыку, при остановке музыки замереть и задается вопрос.

Игра «Кому принадлежит»?

Показываю:

- папку с чертежами (Мите)

-очки, клубок со спицами (бабушке)

-кисти, краски, палитра (Мите)

-достаю доску (Мите)

-машинка игрушечная (Ване)

5. Продолжение работы с текстом.

— Давайте вспомним, какой вопрос я задала вам перед началом чтения произведения? (какой урок дал мастер Мите?)

— Мы уже можем на него ответить? (нет)

— Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части.

Продолжает чтение ученик.

— Вернитесь на страницу 127.

— Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да, зачитают отрывок)

— Как можно озаглавить 4 часть? («Урок мастера»)

— Итак, 4 часть – «Урок мастера».

— А какая еще пословица о труде вам встретилась? («Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы ее понимаете?

— Мы можем поместить ее в наш кузовок? (да)

— Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чуть-чуть и мы с вами и набрали полный кузовок пословиц. И нам осталось только справиться с последним заданием.

— В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника изображен мастер.

— Кто же это на самом деле? (Митя-художник)

— Бабушке нравился Митя? (да)

— За что? (У Мити «золотые руки»)

— Как вы понимаете эти слова?

— Как можно назвать V часть нашего произведения?

— Предложите свои варианты. Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим на – «Золотые руки».

— Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения.

— Давайте его зачитаем:

I часть – «Мастер малярного дела»

II часть – «Митя – художник»

III часть – «Обманутое доверие»

IV часть – «Урок мастера»

V часть– «Золотые руки»

— Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания.

— Давайте вспомним то слово, которое раньше употребляли старики в давние времена — «Красовито».  

6. Закрепление пройденного.

— Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

— А можно ли название рассказа отнести и к нам? Почему?

 (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)

         От трудолюбия, планомерности работы и терпения, зависит и результат. Любое достижение нужно воспринимать как радость, накапливая достижения, можно достичь очень большого результата в жизни, научится всему.

— Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»?

— Они пригодятся нам в нашей жизни?

        Всегда всё нужно делать не спеша,но тщательно и кропотливо,постоянно работая.Нельзя бросать начатое,если что-то пошло не так,терпеливо идти до конца и всё получится,лучше тише и качественнее,тогда и результат будет хорошим."Кто малым недоволен, тому великое не дается."

— Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?

— Как вы думаете мы достигли всех целей?

Вывод:

— Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень не просто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают это делать с детства. Дайте учиться доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам помогут «золотые слова».

7. Рефлексия.

— И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке.

— У меня в руках небольшая анкета с вопросами. Читайте и отвечайте на них.

1. Было интересно, не очень, нет

2. Было все понятно, не очень, нет

3. Я работал активно, не очень, пассивно

4. Оцениваю себя на «пять», «четыре», «три»

   В заключение урока оцените свое настроение. Выберите тот смайлик, который вам сейчас ближе по настроению и прикрепите его на доску.

 C:\Users\Людмила\Desktop\1231284_1.png

(оценить настроение по настроению смайликов)

8.Домашнее задание.

Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по чтению.3 класс. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".

Данный урок "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" учит детей глубоко мыслить, размышлять над тем, чем занимаешься. Дети начинают понимать, что время нужно беречь, собирают в кузовок пословицы, с...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Презентация к уроку литературы....

Тест по литературному чтению Б.Шергин "Собирай по ягодке,наберёшь кузовок"

Данный тест составлен по произведению Б.Шергина "Собирай по ягодке, наберёшь кузовок" (Школа России.3 класс). Его можно использовать как при закреплении материала, так и на этапе проверки до...

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока "Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...