Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Швакула Анастасия Александровна

Образовательные:

  • Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;
  • Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворений

Развивающие

  • Развивать навык  выразительного чтения, через работу со стихотворениями
  • Развивать  слуховую и зрительную память.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение  слушать одноклассников и вступать в диалог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_esenin_i_voloshin.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока по литературному чтению

для студентов специальности Преподавание в начальных классах

Ф.И.О студента: Швакула Анастасия Александровна

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями  С. Есенин «С добрым утром!»,  М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучивании».  

Класс: 4

Методист: Дрыгина Надежда Николаевна

Цели деятельности учителя

Образовательные:

  • Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;
  • Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворений

Развивающие

  • Развивать навык  выразительного чтения, через работу со стихотворениями
  • Развивать  слуховую и зрительную память.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение  слушать одноклассников и вступать в диалог.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, применять полученные знания , распознавать и формулировать, употреблять термины  

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приёмами, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе.

Регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий;

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Слайд – презентация, учебник литературное чтение   для 4 класса, обр. сист. «Гаромония»

Основные понятия и термины

Метафора

Олицетворение

Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь

Брезжить—слабо светиться, светать.

Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением

Румянить—покрываться розово-красным цветом.

Небосклон—часть неба над горизонтом.

Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей

Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По старинному значению -  жемчуг.

 

Организационная структура урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

.

2. Проверка домашнего задания

3. А) Подготовка к восприятию

Б)Первичное чтение с краткой проверкой восприятия

Б) Многократное чтение  и анализ стихотворения.

В) Словарная работа

Г) Анализ стихотворения по четверостишиям

Стихотворение М. А. Волошина

1)Работа над восприятием

2)Первичное восприятие с краткой проверкой

2)Многократное чтение  и анализ стихотворения

Обобщающая работа

Подведение итого урока

 

Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, я проведу у вас урок литературного чтения.

Мы вами сегодня будем работать по плану, составим его вместе.

Вспомните, что вам было задано? (разучить стихотворение), кто выполнил это задание?

Первый пункт плана:

  • Проверка домашнего задания;
  • Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина «С добрым утром!» и М. А. Волошина «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»
  • Понять чем похожи и чем различаются стихотворения .

Настройтесь на урок, ведь сегодня мы будем читать,  слушать и рассуждать, а тот, кто будет очень активен, получит отметку.

Ребята, мы с вами сейчас будем читать стихотворения наизусть, определим критерии, по которым будем оценивать:

  1. Выразительность (Что передать при чтении? Темп,  интонацию).
  2. Правильность
  3. Четкость
  4. Громкость

Кто готов нам озвучить стихотворение наизусть?

Как вы оцениваете чтение одноклассника?

Напомните мне, с творчеством каких поэтов мы будем с вами знакомиться? (С. Есенина и М. Волошина)

Вы что-нибудь слышали об этих поэтах?

Я вам немного расскажу о них.

Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) — русский поэт. Обратите внимание на портрет автора.

Родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Он писал и для взрослых и для детей.

Встречались ли с данным автором  ранее? О чем пишет автор? Какие стихотворения вы знаете?

-Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром? Опишите его.

Прочитайте название стихотворения, как думаете, о чем же пишет поэт?

-Послушайте и скажите, верно ли мы предположили.

Повтор вопроса.

1)Прочитайте про себя еще раз и ответьте на вопросы:

   -Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

   -Какую картину вы представили, читая стихотворение? Что изобразил поэт?

 

 2)  -Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.

Какие же слова вы выделили.

Давайте прочитаем, что они обозначают:

Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь

Брезжить—слабо светиться, светать.

Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением

Румянить—покрываться розово-красным цветом.

Небосклон—часть неба над горизонтом.

Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей

Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По старинному значению -  жемчуг

Чтение вслух по частям.

Разберём первое четверостишие.

«Задремали звёзды золотые» -Звёзды могут задремать?

Это литературный приём—олицетворение. Что такое олицетворение? (Слайд 8) Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

С помощью его автор показывает нам красоту природы? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? (Слова—близкие по значению, разные по звучанию).

Затон—залив, заводь.

Брезжит—рассветает, светится.

В каком темпе будем читать? Почему?

Какова сила голоса? Почему?

Пробуем прочитать так, чтобы все представили красоту берез. 

Разберём второе четверостишие.

Каждая строка—олицетворение и метафора. Метафора—переносное значение слова.

В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в  вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она  рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

Какие звуки чередуются? Для чего?

Третье четверостишие.

Как описывает поэт крапиву? Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).

Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет «С добрым утром!»

Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.

Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму:

Белый цвет—белые берёзки.

Красный, малиновый—румянит сетку небосклона.

Жёлтый, золотой—звёзды золотые.

Зелёный—серёжки, крапива.

Серебряный—росы.

Перламутр—серебристо-розовый.

8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т.ж. звуками наполнены  есенинские стихи (тишина, шелест, шёпот)

Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.

-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее

настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!»)

Давайте вместе со мной разучим первое четверостишие.

Слушаем меня внимательно: я читаю первую сточку, вы повторяете за мной (и т.д.)

Следующее стихотворение, которое вы услышите, написал поэт и художник Максимилиан Волошин. Запомните то, что я вам скажу о поэте.  Он жил и работал примерно в те же годы, что и Сергей Есенин, – в начале XIX века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, "странником по мировым путям и перепутьям". Это нашло отражение в стихах и картинах, в том числе и в стихотворении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца. Что запомнили?

Знаете ли вы, другие стихотворения этого поэта?

Прочитайте название стихотворения, подумайте, о чем оно.

А теперь я прочитаю вам его, а вы определите, правильно ли предположили.

Прочитайте еще раз про себя, приготовьтесь ответить на вопрос:

Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения – "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."?

(звездное небо, на востоке начинает светать – брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым)

Прочитайте еще раз про себя, приготовьтесь отвечать на вопросы.

2.  Что названо поэтом алмазною сетью?

( Звездное небо).

3. Что Волошин воспринимает как алмазы?

( Алмазами названы звезды.)

А что сказано о небе в стихотворении Есенина?

("Румянит сетку небосклона" – он тоже видел звездное небо, как сеть со звездами.)

Отличается ли у поэтов Есенина и Волошина рассвет по цвету?

( Да. У Есенина он румяный, у Волошина – зеленоватый, необычный.)

Перечитайте стихотворение Волошина, найдите в нем подтверждение того, что его писал художник.

Учащиеся читают стихотворение Волошина.

Кто нашел в стихотворении указание на то, что его автор – настоящий художник в прямом смысле этого слова?

( В трех первых строках нарисована фантастическая картина рассвета. Лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет – это то, чем пользуется живописец. )

 В каких строках Волошин проявил себя странником, путешественником?

( "Лучатся тысячи тропинок и дорог"; "О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!"; "Пройти по всей земле горящими ступнями".)

А чем еще отличается рассвет у Есенина и рассвет у Волошина? Может быть, по настроению?.. В каком стихотворении рассвет милый, ласковый, приветливый, а в каком он – грандиозный, фантастический, будоражащий?

( В стихотворении Есенина рассвет приветливый, милый, а в стихотворении Волошина рассвет фантастический, таинственный. )

Какой человек – такие у него и стихи. А на земле живут очень разные люди. Поэтому одному придется по душе стихотворение Сергея Александровича Есенина, а другому будет ближе стихотворение Максимилиана Волошина.

 

 Ваше домашнее задание выучить понравившееся стихотворение.

Поведем итог урока (возвращаемся к плану).

Чему научились?

Поднимите руку те, кто сегодня активно работал на уроке.

Поднимите руку те, у кого остались вопросы. Какие? Их вы обсудите на следующем уроке. Спасибо за урок.

Приветствие

Определяем план урока

 Проверяем домашнее задание

Определение критерий оценивания

Ответы учащихся

Анализ выступления

Рассказ о творчестве и жизни Есенина учителем, дети слушают

(слайд с портретом и краткой информацией)

Слушают, готовятся отвечать на вопросы

Читают про себя. готовятся отвечать на вопросы

Читают вместе со мной слово, громко вслух определение на слайде

Отвечают на вопросы, анализируют содержание

Знакомятся с литературными понятиями

Разучивание первого четверостишия вместе с учителем

Знакомство с творчеством М. Волошина

Слушают, готовятся отвечать на вопросы

Работают с текстом стихотворения

Сравнение стихотворения Есенина и Волошина

Домашнее задание

Подведение итогов урока

Самоанализ

 

Фронтальная, индивидуальная  работа на протяжении всего урока.

Познавательные:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать жанры произведений, выделяя сходства и различия; группировать различные

предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия

одноклассников.

Регулятивные:

осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

замечать и исправлять свои  ошибки и ошибки одноклассников.

Личностные:

понимание значения

изучения

курса «Русский язык».

Наблюдение, устные ответы на протяжении всего урока.

Подпись  учителя_____________________________ Подпись методиста  ________________________________

С. А. Есенин

«С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

М. Волошин

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.

Вдаль по земле, таинственной и строгой,

Лучатся тысячи тропинок и дорог.

О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

"Особый взгляд поэта на мир С.Есенин "С добрым утром!"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО  и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условия для формирования у детей познавательных интересов, комму...

Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока  включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сергей Есенин «С добрым утром!»

Цели: Познакомить  учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения, развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами...

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100" по теме "Природа" в стихотворениях Б. Пастернака "За поворотом" и С. Есенина "С добрым утром".

Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восп...