Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: «По страницам детских журналов»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Барсукова Анна Сергеевна

Урок разработан для УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_stranitsam_detskih_zhurnalov.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Составила учитель начальных классов: Барсукова Анна Сергеевна

УМК «Школа России»

Класс: 3

Тема «По страницам детских журналов»

Цель: создать условия для сравнения старого и современного детских журналов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Сформировать библиографические знания: периодика, рубрика, тираж;

- Уметь анализировать обложку журнала;

- Ориентироваться в содержании журналов «Мурзилка», «Читайка».

Метапредметные:

- Умение извлекать информацию;

- Умение работать в группе: готовность слушать собеседника и вести диалог, договариваться между собой;

- Умение оценить результат по критериям;

- Осуществление межпредметных связей с русским языком.

Личностные:

- Воспитывать интерес к чтению периодической печати.

Оборудование: презентация, выставка журналов.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день! Проверьте свою готовность, садитесь.

Из тех журналов, которые вы принесли, я создала выставку.

Беседа, рассматривание выставки журналов

- Прочитайте названия журналов.

- Почему названия некоторых журналов повторяются?

- Значит, чему будет посвящен урок?

- Что такое журнал?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое определение журналу:

Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов.

- Какое неизвестное слово нам здесь встречается?

- Периодическое издание по-другому можно назвать словом периодика. Как вы думаете, что такое периодика? Какой корень имеет это слово?

- Что такое период?

- Значит, что такое периодика?

- Верно, как вы думаете, через какой промежуток времени могут выходить журналы?

- Где можно ознакомиться с таким видом печатной продукции?

Учащиеся произносят названия.

Это разные выпуски.

- Журналам.

- Это маленькая книжка.

- Книжка с рассказами.

- Книжка, которая выходит 1 раз в месяц).

- Периодическое издание.

- Период.

- Промежуток времени.

- Выходящий через определенный промежуток времени.

- Ежедневно, через неделю, раз в 2 недели, раз в месяц.

- В библиотеке, купить в газетном киоске или магазине. 

Выбор журналов для обсуждения

Работа с журналами

- Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

- Как нам надо обращаться с журналами?

- Каждая группа получит журнал и таким образом будем их рассматривать, сравнивать.

- Первое, что мы будем рассматривать это их обложки.

- Что вы видите на обложках?

- Какой журнал у 1 группы? У 2 группы?

- По всем пунктам, что вы назвали про обложку, каждая группа расскажите о журнале.

- Что мы можем сказать о журналах?

- А к какой сказке нарисована иллюстрация у «Читайки»?

- Что есть общего у этих журналов?

- Кто герой в журнале «Мурзилка»? «Читайка»?

- Переверните страницу журнала, здесь мы видим колонку с важной информацией о журнале. Прочтите в группах эту колонку.

- Какая информация содержится здесь?

- С какого года издается «Мурзилка»? «Читайка»?

- Что еще здесь содержится?

- Встретились ли вам здесь знакомые имена и фамилии?

- Мы можем сделать вывод, что нам знакомые писатели работали и работают в редакции журналов.

- Еще мы здесь видим обратный адрес журнала, куда вы можете послать письма, с интересующими вас вопросами, и его тираж. Что такое тираж?

- Как вы понимаете выражение «журналы выходят массовым тиражом»?

Тираж - количество экземпляров печатного издания, выпущенных для читателей.

- Теперь перейдем к содержанию журналов. Что мы здесь видим?

- Как они называются?

- Рубрика – это раздел журнала.

- Какие рубрики есть в журнале «Мурзилка»?

- А какие есть рубрики у «Читайки»?

- Что мы можем сказать о рубриках в этих журналах?

- Попробуем с вами побыть немного волшебниками. Каждая группа выберите рубрику и подумайте, о чем может там говориться.

- А теперь проверим наше предположение, откройте страницу с рубрикой и прочитайте ее.

- Совпали ли наши предложения или нет?

- Как вы догадались в журналах могут быть разные игры, развлекательные задания.

- Сейчас каждой группе надо будет выбрать одно или несколько заданий, чтобы вы их провели перед своими одноклассниками в течение 7-10 мин.

- Теперь вам в группах предстоит оставить рассказ об этих журналах будущим четвероклассникам.

- Предлагаю вам составить рассказ по этому плану. Но прежде чем начать, нам надо с вами выявить критерии, по которым будет оцениваться ваш рассказ.

 План:

  1. Как называется журнал?
  2. Для кого предназначен?
  3. С какого года выпускается?
  4. Как часто выходит?
  5. Каков тираж журнала?
  6. Кто главный редактор?
  7. Какие рубрики содержит?
  8. Почему советуете прочитать этот журнал?

- Даю вам на это задание 5-7 минут.

- 1 группа прочитайте ваш рассказ. 2 группа как вы можете оценить по критериям этот рассказ.

- 2 группа прочитайте ваш рассказ. Теперь 1 группа оцените.

- Работать дружно

- Слышать друг друга, не перебивать

- Каждый отвечает за результат группы

- Бережно, как с книгой. Аккуратно перелистывать страницы.

- Название, номер и год издания, с какой периодичностью выходит, иллюстрации, стихотворение, для кого журнал.

- «Мурзилка»

- «Читайка»

1 группа: Журнал «Мурзилка» под номером 11 1999 года. Этот журнал ежемесячный. Здесь есть иллюстрация и стих.

2 группа: Журнал «Читайка» под номером 4 2011 года. Этот журнал ежемесячный. Здесь есть иллюстрация.

- Один старый, а другой свежий журнал.

- На обложке «Читайки» иллюстрация более яркая, чем у «Мурзилки».

- Сказка о царе Салтане, о сыне

его славном и могучем богатыре князе

- Эти журналы ежемесячные и оба для детей.

- Мурзилка

- Читайка и его друг совенок.

- С какого года издается журнал.

- С 1924 года

- С 2006 года

- Фамилия и имя главного редактора, художников, редколлегия.

- Да, Ирина Токмакова, Андрей Усачев, Марина Дружинина.

Затрудняются ответить.

- Это значит, что печатают много журналов для читателей.

- Названия, заголовки.

- Рубрики.

- Зеленый мир, Галерея искусств Мурзилки, приложения.

- А вот история из жизни, шиворот-навыворот, в гостях у Словарёны, поэтический мастер –класс, на вкладке.

- У «Читайки» рубрик больше, и они сказочные, чем у «Мурзилки».

Учащиеся отвечают

Критерии:

- Соблюдены все пункты

- Соответствуют предложения пунктам

- Связь предложений между собой

Подведение итогов

- Что нового вы узнали на занятии?

- С какими журналами знакомились на уроке?

- Захотелось ли вам еще прочесть другие выпуски этих журналов?

- Что такое журнал, периодика, рубрика, тираж.

- «Читайка», «Мурзилка»

Рефлексия

- Как вы можете оценить свою работу в группе?

Учащиеся высказываются.

Домашнее задание

Предлагаю вам на выбор домашнее задание:

- Выберите любимый журнал и составьте о нем рассказ по плану, как вы составляли на занятии. Запишите план в тетрадь.

- Расскажите о герое журнала, который был на уроке.

- Подберите интересную информацию о журнале, который был на занятии.

- Почему журнал «Мурзилка» до сих пор актуален?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. "По страницам детских журналов"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции над ...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....