Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Курзенкова Наталья Петровна

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг»

 Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг»

 Задачи:

 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать развёрнутые ответы по содержанию, обобщать и делать выводы; составлять план к тексту и озаглавливать отдельные его части.

 2) Развивать навык литературоведческого анализа; навык беглого, осознанного и выразительного чтения. Развивать творчество, самостоятельность, обогащать словарный запас учащихся; умение работать с источником информации.

 3) Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга, нравственные качества. Формировать КУД;

 Тип урока: комбинированный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект к уроку52 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг»

 Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг»

 Задачи:

 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать развёрнутые ответы по содержанию, обобщать и делать выводы; составлять план к тексту и озаглавливать отдельные его части.

 2) Развивать навык литературоведческого анализа; навык беглого, осознанного и выразительного чтения. Развивать творчество, самостоятельность, обогащать словарный запас учащихся; умение работать с источником информации.

 3) Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга, нравственные качества. Формировать КУД;

 Тип урока: комбинированный

 Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый

 Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе

 Оборудование: иллюстрации собак, рефераты учащихся, портрет Ю.Коринца, телевизор, ДВД, «Песня о собаке» Ю.Энтина, видеоматериал «Выставка собак».

 Ход урока

 I Организационный момент

Учитель: С добрым утром!

Ученики: Начать день!

Учитель: Первым делом!

Ученики: Гоним лень!

Учитель: На уроке!

Ученики: Не зевать!

Учитель: А работать!

Ученики: И читать!

Учитель: Тихо сели. Начинаем урок!

 II Постановка цели

 Учитель: Начнем мы наш  урок с решения кроссворда. Отгадаем слово и определим цели над которыми будем работать на уроке. Слово зашифровано по вертикали.

С - Вестники зимы (снегири)

О - Как зовут водяного воробья? (оляпка)

Б - Этот плод растёт на пальме (банан)

А - Дом для рыб (аквариум)

К - Прибор облегчающий найти любую информацию (компьютер)

А - Столица Казахстана (Астана)

Учитель: Слово "собака" пришло из иранских языков. В древнерусском языке было только слово (пёс). Как вы думаете, опираясь на отгаданное слово, как будет звучать цель сегодняшнего урока?

Ученик: Сегодня на уроке мы познакомимся с разными породами собак, определим какую пользу приносят собаки человеку и поработаем по изученному произведению.

Учитель: С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Ученик: Отрывок из произведение «Там вдали за рекой»  под названием «Ханг и Чанг»

Учитель:  Кто его автор?

Ученик:   Юрий Коринец.

 III Проверка домашнего задания

Учитель: Но прежде чем обратимся к теме урока, проверим то домашнее задание, которое вы подготовили. Кто подготовил сообщение об авторе?

Ученик:   Я подготовил презентацию.

* Отец Иосиф Коринец, юрист, учился в Германии, где познакомился с матерью писателя.

 * Мать Эмма Нагель, немка, переводчица советских стихов на немецкий язык

 * отец был расстрелян

 * арестована и расстреляна мать

 * Юрий защищал Москву, но его полк был разгромлен и он пешком пришел в Москву

 * был арестован и сослан в ссылку в Караганду

 * в1949 году становится художником в журнале “Пионер”

 * выходит  первый сборник стихов

 * повесть “Там вдали за рекой” стала автобиографическая

 

Учитель: А теперь обратим внимание на уголок с вашими работами: сообщениями и рефератами о некоторых пород собак.

Учитель: Что такое порода собак. Кто даст определение?

Ученик:   Порода собак - это группы собак, имеющих общее происхождение.

Учитель: Давайте заслушаем несколько сообщений о различных породах собак (кратко)

Учитель: Как же собака оказалась рядом с человеком и какую пользу приносит?

Ученик 1:  Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот.

 Ученик 2: На Руси с древних времен собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

 Ученик 3: В Санкт – Петербургской полиции служил пес по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.

Ученик 4: Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

 Ученик 5: Л.Н. Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

Ученик 6: Собаки  научились находить взрывчатку,и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Учитель: Собак, которые несут службу для человека называют служебными. У них тоже есть профессии. Изучением собак занимается целая наука. А как она называется?

Ученик: Кинеология - это наука, которая изучает собак.

Учитель: (Презентация)

Учитель: Что помогло вам найти информацию о собаках

Ученик: Книги, Интернет, родители

Учитель: Сегодня мы послушали достаточно много интересных сообщений. У меня была возможность их изучить.

 Оценкой «5» были отмечены работы, в которых раскрыта тема; материал изложен своими словами, работа эстетична оформлена; используются фото материалы и рисунки. Это...

 «4» поставила… - поскольку допущены ошибки, при изложении материала. Автор работы не высказывает своего отношения. Остальные дети ознакомятся с результатами работ индивидуально.

 

IV Физминутка.

(Поют песню)

Человек собаке друг

Это знают все вокруг

Понятно всем как дважды два

Нет добрее существа

Лапу первым подаёт

Волю нервам не даёт

Ещё никто не замечал

Чтобы хоть раз он зарычал

Припев:

Он не лает не кусается

На прохожих не бросается

И на кошек- ноль внимание

Вот это воспитание!

V Новая тема

Учитель:- Каждая порода собак отличается не только внешними признаками, но и характером, повадками.  Как вы думаете, какой породы были собаки в рассказе «Ханг и Чанг»?  Попытаемся найти ответ на этот вопрос в ходе урока.

 

 1) Словарная работа

Учитель:-  В тексте встречаются сложные и малознакомые слова. Поясните из значение.

Бум,

симфония,

оторопели

баритон

дискант

дуэт

дирижёр

 2) Составление плана

Учитель:-  А теперь попробуем составить план к прочитанному произведению. Открываем учебники.

 - Тяжело иметь двух собак?

 - Как их подбирать? Для чего?

 - Почему дядя называл их прекрасными педагогами? Найдите в тексте.

 - Как можно озаглавить эту часть?

(Ханг и Чанг- прекрасные педагоги)

Учитель: Найдите портретные характеристики собак. Какой же они породы?

 - Какова тема 2 части?

 - Как описываются собаки в этой части?

 - Озаглавьте эту часть.

(Банный день)

 Учитель:- О чём говорится в 3 части?

 А теперь проведём такую работу – один ученик идёт к доске и составляет характеристики для Ханга и Чанга, а остальные работаю со мной.

- Найдите описание Ханга и Чанга.

-Что получилось у ученика, давайте сравним.

- Нашли в тексте, какой породы были наши собаки?

 Давайте попробуем с помощью данных характеристик представить, о каких собаках идёт речь?

 - Как можно озаглавить 3 часть?

(Характеры Ханга и Чанга)

 Учитель:  

 - Какой эпизод описывается в 4 части?

 -Давайте найдём и зачитаем отрывок в котором говорится как раскрылся талант Чанга. Читаем по предложению по цепочке.

 - Как можно её озаглавить?

(Талант Чанга)

Учитель:

- Как вы думаете, почему дядя не продал своих собак?

 - Как это его характеризует?

- Как можно её озаглавить?

 (Преданность)

 - Чему учит это произведение?

 3) Тест

Учитель: А теперь проверим как вы поняли это произведение. Проведём тест. Возьмём сигнальные карточки.

1. Как воспитывал своих собак дядя?

а) направлял воспитание

б) учил собак

в) нанимал собаковода

г) ничего не делал

2. Что делали после бани Ханг и Чанг?

а) носились друг за другом

б) отдыхали

в) кушали

г) выли

3. Какую песню любил слушать дядя?

а) Во саду ли во городе

б) Во поле береза стояла

в) романсы

г) Степь да степь кругом

4. Что выражал Чанг во время песни?

а) радость

б) тоску

в) скуку

г) счастье

5. Что делал дядя во время песни собак дуэтом?

а) танцевал

б) пел

в) подпрыгивал

г) ничего не делал

Ответы: 1а, 2а, 3г, 4б, 5в

Учитель: Подведём итог: кто все 5 правильно- это 5, одна ошибка-4, две ошибки-3, три ошибки-2.

Учитель: Итак, прочитав весь рассказ, можете ли вы мне ответить, так какой же породы Ханг и Чанг?

 Мы с ……… провели исследование данной проблемы: прочли весь текст, искали в Интернете и выяснили, что…

 Выступление ……. о том, что она нашла о данной породе собак.

 Показ иллюстрации голден-ретриверов.

 Показ видеофрагмента данной породы собак.

 - Что нового узнали об этой породе собак?

 

VI Рефлексия

Учитель: Ребята слышите кто-то скулит. А ,это мой друг Бим напоминает мне ,что нужно оценить урок (дети вешают медали на грудь собачки с оценками урока, далее идёт подсчёт.)

 

VII Подведение итогов

 Учитель: Урок хотелось бы закончить словами Антуан Сент-Экзюпери 

 «Мы навсегда в ответе за всех,  кого приручил»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на  тему: Ю. Коринец "Ханг и Чанг" по программе "Школа 2100"....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...