Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец
план-конспект урока (3 класс)

Тимошенко Светлана Геннадьевна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на  тему: Ю. Коринец "Ханг и Чанг" по программе "Школа 2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 3 класс

на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

 Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца       «Ханг и Чанг»

 Задачи:

       1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать развёрнутые ответы по содержанию, обобщать и делать выводы; составлять план к тексту и озаглавливать отдельные его части.

             2) Развивать навык литературоведческого анализа; навык беглого,  осознанного и выразительного чтения. Развивать творчество, самостоятельность, обогащать словарный запас учащихся; умение работать с источником информации.

             3) Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга, нравственные качества. Формировать КУД;

 Тип урока: комбинированный

 Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый

 Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе

 Оборудование: портрет Ю. Коренца, иллюстрации книг, сообщения учащихся, аудиозапись рассказа «Ханг и Чанг», «Песня о собаке» Ю.Энтина, видеоматериал «Выставка собак».

Ход урока

 I Организационный момент.

Учитель: С добрым утром!

Ученики: Начать день!

Учитель: Первым делом!

Ученики: Гоним лень!

Учитель: На уроке!

Ученики: Не зевать!

Учитель: А работать!

Ученики: И читать!

Учитель: Тихо сели. Начинаем урок!

 II Постановка цели.

 Учитель: Начнем мы наш  урок с решения кроссворда. Отгадаем слово и определим цели над которыми будем работать на уроке. Слово зашифровано по вертикали.

С – Птица с красной грудкой (снегири).

О – Упрямое животное (осёл).

Б - Этот плод растёт на пальме (банан).

А - Дом для рыб (аквариум).

К – Мурлыкающее домашнее животное (кошка).

А–Дорога обсаженная по обеим сторонам деревьями или кустарниками  (аллея).

С

Н

Е

Г

И

Р

И

О

С

Ё

Л

Б

А

Н

А

Н

А

К

В

А

Р

И

У

М

К

О

Ш

К

А

А

Л

Л

Е

Я

Учитель: Слово "собака" пришло из иранских языков. В древнерусском языке было только слово (пёс).

- Как вы думаете, опираясь на отгаданное слово, как будет звучать цель сегодняшнего урока?

Ученик: Сегодня на уроке мы будем читать произведение про собак. Учитель: С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Ученик: С рассказом Виктора Драгунского «Дымка и Антон».

 III Проверка домашнего задания.

Учитель: Но прежде чем обратимся к теме урока, проверим то домашнее задание, которое вы подготовили.

Пересказ рассказа В.Драгунского «Дымка и Антон».

IV. Новая тема.

Учитель:

Ребята,

- Скажите, кто же этот друг

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад,

Хвостом виляет!

Ученик: СОБАКА.

Учитель:  Какие породы собак вы знаете?

Ученики: отвечают

Учитель: Что такое порода собак. Кто даст определение?

Ученик:   Порода собак - это группы собак, имеющих общее происхождение.

Учитель: Как же собака оказалась рядом с человеком и какую пользу приносит?

Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот.

На Руси с древних времен собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

 В Санкт – Петербургской полиции служил пес по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.

Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

Л.Н. Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

Собаки  научились находить взрывчатку, и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Учитель: Собаки, которые несут службу для человека называют служебными.

V Физминутка.

Человек собаке друг

Это знают все вокруг

Понятно всем как дважды два

Нет добрее существа

Лапу первым подаёт

Волю нервам не даёт

Ещё никто не замечал

Чтобы хоть раз он зарычал

Припев:

Он не лает не кусается

На прохожих не бросается

И на кошек- ноль внимание

Вот это воспитание!

VI.  Новая тема.

а) Об авторе

Учитель: Каждая порода собак отличается не только внешними признаками, но и характером, повадками. И сегодня мы познакомимся с собаками по кличкам Ханг и Чанг из рассказа Юрия Коренца.

С фамилией автора мы встречаемся впервые, и поэтому узнаем об авторе.

 Ученик 1: Юрий Иосифович Коринец (1923-1989) - советский детский писатель, поэт и переводчик.


Родился 14 января 1923 года в Москве. Отец его был профессиональным революционером, а мать Эмма Нагель - немка, последовавшая за мужем из Берлина. В семье говорили на двух языках и, окончив школу, в 1941 году он свободно на них говорил. 


Ученик 2:  С началом войны отец Коринца был арестован и погиб, а мать разлучили с сыном, выслав из страны. Юрий оказался в средней Азии. Ещё в детстве он увлёкся рисованием. Учился в школе рисования в Самарканде. В 1951 году окончил училище и стал профессиональным художником. Работать устраивается в редакцию журнала «Пионер». В 1952 году поступил в литературный институт в Москве. Когда Коринец был на пятом курсе, вышел его первый сборник стихов «Подслушанный разговор».

Ученик 3: В поэзия Юрия Иосифовича соединяется забавное и грустное. В ней добро всегда побеждает зло. Коринец умеет увидеть чудо в обыденном. В любой предмет, вещь поэт вдыхает как бы частицу собственной души.


Есть среди его стихов и шутки, и игровые стихи, и рифмованные загадки,  и перевёртыши.

Ученик 4: В 1965 году Коринец переходит к прозе, он пишет повесть «Там вдали за рекой», получившую на Всероссийском конкурсе первую премию. В 1967 году вышло продолжение-повесть «В белую ночь у костра». Затем были опубликованы роман для детей «Привет от Вернера», повесть «Володины братья», детская фантастическая повесть "Заблудившийся робот", весёлые притчи.


Творческое наследие Юрия Иосифовича изучено ещё не полностью, помимо писательства он очень много переводил с немецкого, еврейского, украинского, бурятского.


Умер Юрий Иосифович Коринец в 1989 году.

б) Словарная работа.

Учитель: В тексте встречаются сложные и малознакомые слова.

Бум – толстый брус с плоской поверхностью для упражнений в равновесии, в гимнастике бревно. 

Симфония – это музыкальное произведение для оркестра. 

Оторопели – пришли в сильное замешательство, растерялись, испугались. Баритон – мужской певческий голос. 

Дискант – высокий детский голос.  

Дуэт – музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. 

Дирижёр – это руководитель исполнения песен и музыки.

в) Первичное чтение текста под фонограмму.

Учитель: А сейчас откройте учебник на стр. 82 и мы начинаем читать главу «Ханг и Чанг» из книги «Там, вдали, за рекой» под фонограмму.

 Дети читают про себя синхронно с фонограммой.

После 1 части:

 - Тяжело иметь двух собак? (нет, несколько собак иметь легче, чем одну)

 - Как их подбирать? Для чего? (Надо только, чтобы у них характер был разный. И предоставить их самим себе. Тогда они сами будут друг друга воспитывать.)

 - Почему дядя называл их прекрасными педагогами? Найдите в тексте. (стр. 82, последний абзац)

- Как можно озаглавить первую часть? (Ханг и Чанг - прекрасные педагоги)

Чтение 2 части.

После чтения.

Учитель: Найдите портретные характеристики собак.

 - Какова тема 2 части?

 - Как описываются собаки в этой части?

 - Озаглавьте эту часть. (Банный день)

 

Чтение 3 части:

После чтения.

Учитель: О чём говорится в 3 части? (о поведении, о характере собак)

 А теперь работаем по вариантам – I вариант составляет характеристику для Ханга, а II вариант – для  Чанга.

-Что у нас получилось? Давайте сравним.

 - Как можно озаглавить 3 часть? (Характеры Ханга и Чанга)

Чтение 4 части.

После чтения.

 Учитель: Какой эпизод описывается в 4 части?

 -Давайте найдём и зачитаем отрывок, в котором говорится, как раскрылся талант Чанга. Читаем по предложению по цепочке.

 - Как можно её озаглавить? (Талант Чанга)

Чтение 5 части.

После чтения.

Учитель: Как вы думаете, почему дядя не продал своих собак?

 - Как это его характеризует?

- Как можно её озаглавить? (Преданность).

 Учитель: Чему учит это произведение?

г) Работа в тетрадях.

Учитель: стр. 48 , задание 1.

д) Закрепление.

Учитель: А теперь проверим, как вы поняли это произведение. Проведём тест. Возьмите листочки.

1. Как воспитывал своих собак дядя?

а) направлял воспитание

б) учил собак

в) нанимал собаковода

г) ничего не делал

2. Что делали после бани Ханг и Чанг?

а) носились друг за другом

б) отдыхали

в) кушали

г) выли

3. Какую песню любил слушать дядя?

а) Во саду ли во городе

б) Во поле береза стояла

в) романсы

г) Степь да степь кругом

4. Что выражал Чанг во время песни?

а) радость

б) тоску

в) скуку

г) счастье

5. Что делал дядя во время песни собак дуэтом?

а) танцевал

б) пел

в) подпрыгивал

г) ничего не делал

Ответы: 1а, 2а, 3г, 4б, 5в

 

VII. Рефлексия. 

Учитель: Итак, скажите, что вы узнали, чему учились, что поняли???

VIII. Подведение итогов.

 Учитель: Урок хотелось бы закончить словами Антуан Сент-Экзюпери 

 «Мы навсегда в ответе за всех,  кого приручил».

IХ. Д/З стр.82-86 пересказ, рабочая тетрадь стр. 48 № 2

Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот.

На Руси с древних времен собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

 В Санкт – Петербургской полиции служил пес по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.

Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

Л.Н. Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

Собаки  научились находить взрывчатку, и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Собаки, которые несут службу для человека называют служебными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...