Родная русская литература 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_4.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе:        

-основной образовательной программы основного начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа

- примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,  и др.;                                                        

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки РФ,  ориентирована на работу по УМК «Школа России» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,  и др.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе в МБОУ Зайцевореченская ОСШ»;                                                                        

- учебника «Литературное чтение 4 класс» в 2-х частях под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,  и др.;                                                                В соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отводится 17 часов, по 1 часу         в неделю во втором полугодии.

Цель курса литературного чтения:                                                                - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг, и самостоятельной читательской деятельности;                                        

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;                                                                        - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.                                                                                        Рабочая программа учитывает особенности класса. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.                                        Учащиеся продвинутого уровня будут вовлекаться в процесс дополнительной подготовки к урокам, к олимпиадам различного уровня, осваивая при этом материал каждый на своем уровне и в своем темпе.                        Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: соответствие обязательному минимуму содержания образования в начальной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

2.Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты

Предметные

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и    условиями её

    реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  

  неуспеха;

- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в

  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

  соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  

    причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

  аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

  общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  1. Содержание учебного предмета

Язык и культура (5ч.)

Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабойБабарихойи др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Культура речи (3ч)Понятие литературного языка. Основные показатели культурной речи. Правильность речи – соблюдение норм литературного языка. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Культура речи и нормы литературного языка. Краткие сведения об истории формирования норм произношения в современном русском языке. Равноправные и допустимые варианты произношения.  Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Речь. Текст (8часов)

 Понятие о соотношении языка и речи: владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражений эмоций. Скороговорки как средство треничеткого произношения. Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания  на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Разговорная речь: пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Объявление как жанр официально-делового стиля речи. Устная и письменная формы объявления. План устного ответа на уроке. План прочитанного текста. Виды плана: на основе названных предложений, вопросный, тезисный. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля. Устное выступление. Литературная сказка и рассказ как жанр художественной литературы.

Проверочная работа 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по родной русской литературе 2 класс

КТП по родной русской литературе 2 класс...

КТП "Родная русская литература" 1 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...

Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 1-2 класс

В программе "Родная литература" представлены темы для ознакомления с литературным образом Урала, с его культурой, традициями и бытом людей. При изучении данного курса у детей должны сформиро...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Литературное чтение на родном (русском) языкеСодержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебн...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...