Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения 2 класс
проект по чтению (2 класс)

Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое проектирование

Проблема: Процесс ДНВ обучающихся начальной школы

Проблематизация:

Педагоги уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания. В своей деятельности они больше делают акцент на учебной деятельности.

Концептуализация:

Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Ведущей идеей нашего проекта является создание программы поурочной деятельности по предмету литературной чтение для 2 класса.

Были изучены общеобразовательные стандарты, учебная литература.

Итак, мы хотим представить наш проект. (Приложение 1)

Приложение 1

Программа  поурочной деятельности по предмету литературное чтение «Книжные герои»

2 класс

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения организует учитель.

Цель данной работы:

1. На основе изученного материала познакомиться с традиционными ценностями и смыслами;

2. На примере героев произведений сформировать у детей модель поведения и реакции на разные жизненные ситуации;

3. Воспитать у детей желание соответствовать нравственным идеалам.

Задачи:

1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.

3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.  

Формы и режим занятий

Опираясь на имеющийся у детей опыт и знания, приобретенные на уроках чтения, уже во 2 классе важно приучить детей размышлять над книгой; вырабатывать свой взгляд на события, формировать чувство личной ответственности за происходящее. Важно использовать методы и приемы обучения, которые пробуждают у детей нравственные чувства, наполняя ими прочитанные слова, предложения, абзацы, части текста и целые произведения. Наиболее эффективны:

1) анализ прочитанного произведения методом чтения - рассматривания;

2) выразительное чтение;

3) чтение в лицах;

Представляя, как выглядел герой, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть.

Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:

-думали над прочитанным;

-сопереживали героям;

-оценивали их поступки;

-осмысливали их проблемы;

-соотносили их жизнь со своей жизнью;

Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами: сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

- умение сопереживать героям и автору;

- умение понять главную мысль произведения, его идею;

- осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.

Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. А систематическая работа по нравственному воспитанию на уроках литературного чтения позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать в них доброту, честность, чувство долга, формировать чувство патриотизма, учить уважать людей.

Ожидаемые результаты:

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам учебного года в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

- самооценочные суждения детей.

В результате работы по программе «Книжные герои» обучающиеся познакомятся с духовными произведениями различных писателей, направленными на воспитание любви к ближнему, доброты, милосердия;

           

Поурочное планирование

п/п

Название произведения

Дата

Сказка «У страха глаза велики»

  1.  

Сказка «Каша из топора»

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки»

И. Крылов «Лебедь рак и щука»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Л. Толстой «Филипок»

Л. Толстой «Правда всего дороже»

Л. Толстой «Котёнок»

Н.Сладков «Они и мы»

И. Павоварова «Жилы была собака»

Б. Житков «Храбрый утенок»

А. Введенский «Учёный Петя»

К. Чуковский «Фёдорино горе»

С. Михалков «Сила воли»

А. Барто «В школу»

А. Барто «Вовка – добрая душа»

Н. Носов «Затейники»

Н. Носов «На горке»

В. Лунин «Я и Вовка»

В. Осеева «Волшебное слово»

И. Бунин «Матери»

Э. Мошковская «Я маму свою обидел»

Э. Успенский «Чебурашка»

Э. Успенский «Память»

Г. Остер «Будем знакомы»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Используемая литература:

1. Учебник 2 класса по литературному чтению 1 часть. Серия «Школа России» 2020 год. Л.Ф. Климанова .

2. Учебник 2 класса по литературному чтению 2 часть. Серия «Школа России» 2020 год. Л.Ф. Климанова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: Герои внутри нас Выполнили: Булгаков Владимир Орлова Елизавета Набиуллина Камилла

Слайд 2

Проблема: Процесс ДНВ обучающихся начальной школы Проблематизация : Педагоги уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания. В своей деятельности они больше делают акцент на учебной деятельности. Есть необходимость педагогам найти подход, позволяющий совмещать обучение и воспитание. Ведущей идеей нашего проекта является корректировкой программы и принципов поурочной деятельности по предмету литературной чтение для 2 класса.

Слайд 3

Цель данной работы: На примере героев произведений сформировать у детей нравственный идеал поведения и реакции на разные жизненные ситуации.

Слайд 4

Задачи: 1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся. 2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания. 3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

Слайд 5

Ожидаемые результаты : Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам учебного года в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: - тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; - самооценочные суждения детей. В результате работы по программе «Книжные герои» обучающиеся познакомятся с духовными произведениями различных писателей, направленными на воспитание любви к ближнему, доброты, милосердия.

Слайд 7

Принципы подхода: 1. Время: уделить каждому рассказу 2 урока. 2. Работа с текстом: - включить воображение: что окружало героев? - включить эмпатию: что чувствует герой? - опираться на ценности: что важно для героев? - опираться на убеждения: давайте сформулируем убеждения героя? - предложить пословицу, отражающую моральный принцип героя. 3. Домашняя работа: учитель и дети готовят рассказ, как они или их близкие поступали в своей жизни, как главный герой. 4. Выслушать все рассказы. Учитель дает краткий одобрительный комментарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения

Цель   духовно-нравственного развития – расширение, укрепление  и  формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм...