Басни Крылова
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок литературного чтения по произведениям И.А. Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Басни Крылова81 КБ
Office presentation icon Басни Крылова2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа с баснями.

Тип урока: Обобщающий урок.

Цель: Формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению жанровых особенностей басни.

Задачи урока:

Предметные: Обобщить знание о баснях, их строении и особенностях.

Метапредметные задачи:

Познавательные УУД: Совершенствовать навыки сравнения и обобщения текстов, выделения их общих признаков.

Коммуникативные УУД: Создать условия для развития умения отстаивать свою точку зрения, принимать мнения товарищей, договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные УУД: Способствовать формированию навыков самоанализа деятельности на уроке, давать оценку деятельности товарищей.

Личностные задачи: Формировать ценностное отношение к культуре разных народов, осуждая человеческие пороки.      

Оборудование: выставка детских рисунков и  басен, портрет И.А.Крылова и его книги; презентация к уроку.

                                                           

ХОД УРОКА.

 I.   Организационный момент. 

-Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

-А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(Надо улыбнуться.)

-Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь и  вы мне, друг другу. У вас такие лучистые улыбки, что от  них стало так тепло, ярче стал день. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое.  Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту белого снега, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу  много приятных мгновений. Я верю в вас.

II.   Сообщение темы урока.

-Прочтите фразу, записанную на доске. «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». Как вы её понимаете?  (Слайд 1)

 (Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.)

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте её.

(Сегодня мы продолжим работать с баснями, вспомним баснописцев, проведем литературную викторину  и устроим маленький концерт – прочитав   басни собственного сочинения.)

А можно ли эту фразу, которую вы прочитали, взять эпиграфом к нашему уроку? Почему?

III.  Актуализация опорных знаний.

(Слайд 2)

-Предлагаю  поиграть в игру «Снежный ком».  

-Басня – это…

1 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ …

2 ученик Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания …

3 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди …

4 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали.

-Молодцы, вы правильно дали определение понятию «Басня». А сейчас посмотрите на слайд и скажите, как, одним словом можно назвать высказывания?

(Слайд 3)

Морочить голову, эзопов язык, попасть впросак.

(Фразеологизмы, поговорки.)

- Объясните смысл фразеологизмов. Имеют ли они  отношение к басням?

(Морочить голову – обманывать,  говорить неправду, лукавить.

Эзопов язык – иносказание.

Попасть впросак – попасть в неудобное положение.)

-Вспомните,  чьё творчество являлось основополагающим в данном жанре литературы? Назовите известных вам авторов, которые использовали эзопов язык для своих произведений.

(Эзоп,  Лафонтен, Измайлов,  Дмитриев, Крылов.)

(Слайд 4, 5)

Справка:

 Эзоп – величайший баснописец, чужеземец  из самой Фригии – царства, расположенного в центральной части Малой Азии.

Жан де Лафонтен – французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями.

Измайлов Александр Ефремович – русский баснописец.

Дмитриев Иван Иванович - ввел  басню во дворец. Он писал сглаженным, изящным языком.

Крылов Иван Андреевич – первый в литературе полностью соединил литературный язык с живой народной речью. Он блестяще разработал басню как жанр.

 

Физминутка.

IV.   Соотнесение морали басен. (Групповая работа)

-У вас на партах лежит конверт с заданием и текстами, названных вами баснописцев. Прочите их и выполните работу по данному плану.

Целеполагание: Сравнить литературные произведения, выделив сходство и различие.

  1. Группа: Эзоп, Лафонтен  и Крылов «Лисица и виноград».
  2. Группа: Эзоп и Крылов "Лев и Лисица".
  3. Группа: Эзоп, Лафонтен  и Крылов «Ворона и Лисица».
  4. Группа: Эзоп   и  Крылов «Ворона и Лисица».
  5. Группа: Соотнесение пословиц, фразеологизмов с баснями Эзопа и Крылова.

План работы для групп 1, 2, 3, 4:

  1. Прочитать текст.
  2. Выделить общее в текстах.
  3. Найти различия в баснях.
  4. Сравнить мораль.
  5. Подготовить защиту своей  работы.

План работы для группы 5:

  1. Прочитать текст, пословицы и фразеологизмы.
  2. Соотнести данные произведения, сравнить их смысл.
  3. Подготовить защиту своей работы.

V. Выступление групп.

-Представьте свою работу по данному плану.

(Представляют отчёт, сравнение басен разных писателей, выделение общего и отличительного.)

-Подведём итог нашей работы, что же мы выяснили, сравнивая басни?

(Басни у разных авторов имеют общее строение. Имеют одинаковый смысл. Одинаковый сюжет.)

-Назовите основные черты басни.

(Слайд 6)

Особенности басен:

  1. Основная сюжетная часть и мораль.
  2. Герои животные и растения.
  3. Высмеиваются недостатки людей.

VI. Обобщение.

(Слайды 7 - 13)

-А сейчас, вспомним басни И.А. Крылова, которые мы с вами читали, и подберём к ним подходящие  по смыслу пословицы. Обоснуйте свой выбор.

  • Не плюй в колодец, пригодиться воды  напиться.  - «Свинья под дубом».
  • Молодец среди овец, а на молодца – и сам овца. - «Слон и Моська».
  • Делу - время, потехе – час. – «Стрекоза и муравей».
  • Не тот тебе друг, кто в глаза льстит, а тот тебе друг, кто добро творит. – «Ворона и Лисица».
  • А  вы друзья как не садитесь,
  • Все   в музыканты не годитесь.
  • Не пори, когда шить не умеешь.  - «Квартет».
  • Не сошлись обычаем, не бывать и дружбе. – «Лебедь, щука да рак».
  • Дружба крепка  не лестью, а правдой и честью. – «Кукушка и Петух».

-Подведём итог. Почему к каждой басне можно подобрать народную пословицу или поговорку?

(В баснях высмеиваются недостатки людей и в пословицах и поговорках тоже говорится о людских пороках.)

 VII. Представление басен собственного сочинения.

-Дома вы пробовали себя в роли баснописцев. Предлагаю представить свою работу, чтобы мы смогли оценить, соответствует ли ваше произведение структуре басни.

 (Дети представляют свои басни. Оценка товарищами стиля написания: наличие морали, выразительность чтения).

-Мне понравились ваши произведения, но не все из них соответствуют требованиям жанра. Поэтому ещё раз вспомним, что же такое басня.

 (Слайд 14)

Басня – это  короткий рассказ,  в котором действуют животные и растения, а подразумеваются люди, их поступки и поведение.  В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень.

Басня содержит нравоучение – мораль.

 VIII. Рефлексия и самооценка деятельности на уроке.

-Вернёмся к эпиграфу, который мы взяли к уроку. Соответствовал ли он теме урока, как мы предположили в начале?

-Почему такое происходит: басни всегда нам интересны, а их сюжеты не устаревают?

(Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.)

-Как вы оцениваете свою работу на уроке.  

-Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы были талантливыми авторами, внимательными слушателями и правильно  выражали свои мысли.

IX. Д/З.

-Подготовиться к «Литературному конкурсу», используя задания на с. 168 – 169. Придумать историю по выбору, основываясь на задания на с.170.   

Приложение

Карточка №1

1. Прочтите басни.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

— Они ещё зелёные!

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

                                                                   Эзоп

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: "Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!"
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

                                                Жан де Лафонтен

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".

                            Иван Андреевич Крылов

2. Найдите общие черты в баснях разных авторов.

3. Выделите различия в построении и в содержании произведений.

4. Сравните морали басен.


Карточка №2

1. Прочтите басни.

Лисица и Лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; встретясь во второй раз, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз, увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

И к страшному можно привыкнуть.

                                                                Эзоп

Лев и Лисица

Лев состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больным; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. Много зверей уже погибло; наконец, лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила, как он поживает. "Плохо!" - ответил лев и спросил, почему же она не входит? А лисица в ответ: "И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры - ни одного".

Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.

                                                                        Эзоп

Лев и Лисица

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

                                              Иван Андреевич Крылов

2. Найдите общие черты в баснях разных авторов.

3. Выделите различия в построении и в содержании произведений.

4. Сравните морали басен.


Карточка №3

1. Прочтите басни.

Ворон и Лисица

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам — проку не выйдет.

                                                  Эзоп

Ворон и лисица

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
"Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы - Феникс наших дубрав!"
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
"Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает,-
Вот урок вам, а урок стоит сыра".
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

                                                 Жан де Лафонтен

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

               Иван Андреевич Крылов

2. Найдите общие черты в баснях разных авторов.

3. Выделите различия в построении и в содержании произведений.

4. Сравните морали басен.


Карточка №4

1. Прочтите басни.

Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

                                                            Эзоп

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

               Иван Андреевич Крылов

2. Найдите общие черты в баснях разных авторов.

3. Выделите различия в построении и в содержании произведений.

4. Сравните морали басен.

Карточка №5

1. Прочтите тексты.

Попасть  впросак.

Эзопов язык.

Морочить голову.

Пускать пыль в глаза.

Голод – не тётка.

Хоть видит око, да зуб неймёт.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

— Они ещё зелёные!

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

                                                                   Эзоп

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".

                            Иван Андреевич Крылов

2. Найдите общие черты в произведениях.

3. Выделите различия в произведениях.

4. Сравните морали басен, пословиц и фразеологизмов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Работа с баснями. Цель: Сравнить басни разных поэтов, выделить структуру басни и её особенности.

Слайд 2

«Снежный ком» Басня – это… Басня – это короткий сатирический рассказ … Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания … Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди … Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали.

Слайд 3

Морочить голову Попасть впросак – обманывать, говорить неправду, лукавить. Эзопов язык – иносказание. – попасть в неудобное положение.

Слайд 4

Баснописцы И. И. Дмитриев А.Е. Измайлов Жан де Лафонтен Эзоп

Слайд 5

Крылов Иван Андреевич 1769 - 1844

Слайд 6

Особенности басен: Основная сюжетная часть и мораль. Герои - животные и растения. Высмеиваются недостатки людей.

Слайд 7

Свинья под дубом Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Слайд 8

Слон и Моська Молодец среди овец, а на молодца – и сам овца.

Слайд 9

Стрекоза и муравей Делу - время, потехе – час.

Слайд 10

Ворона и Лисица Не тот тебе друг, кто в глаза льстит, а тот тебе друг, кто добро творит

Слайд 11

Квартет А вы друзья как не садитесь, Все в музыканты не годитесь. Не пори, когда шить не умеешь.

Слайд 12

Лебедь, рак да щука Не сошлись обычаем, не бывать и дружбе

Слайд 13

Кукушка и петух Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

Слайд 14

Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________, их __________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________ ___________________________________________. Басня содержит нравоучение - рассказ животные, растения люди поступки, поведение недостатки злоба, зависть, жадность, лень мораль.

Слайд 15

Задание на дом: Подготовиться к «Литературному конкурсу», используя задания на с. 168 – 169. Придумать историю по выбору, основываясь на задания на с.170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

басни Крылова

проект "Басни Крылова", создан учеником 3 "а" класса ...

Открытый урок по чтению в 3 классе. Басня Крылова "Кукушка и петух".

УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ: «БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА«КУКУШКА И ПЕТУХ»....

Литературный салон, басни Крылова

Осознать и осмыслить идейное содержаниебасен; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навык...

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

Презентация по теме "Басни Крылова"

Презентация используется на уроках литературного чтения в начальной школе по любой программе...

Открытый урок по чтению "Басни Крылова"

Открытый урок для 3 класса на тему "Басни Крылова"...

Презентация: Басни Крылова 4 класс

Урок-объяснение нового материала  в 4 классе...