Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок с использованием ИТ по басне И.А.Крылова

«Стрекоза и Муравей»

Оборудование к уроку:

1. Мультфильм «Стрекоза и Муравей».

2. Презентация.

Заранее дается дом.задание: подготовить устный рассказ о своем летнем дне.

1.Проверка д. задания.

1. Подготовка первичного восприятия басни:

-Какие ассоциации приходят в голову, когда вы слышите слово «стрекоза» (письменно)?

-Какие ассоциации приходят в голову, когда вы слышите слово «муравей»?

 Сегодня мы будем знакомиться с еще одной басней И.А.Крылова, героями которой как раз и стали стрекоза и муравей. Басня так и называется «Стрекоза и Муравей»

2.Выявление первичного восприятия:

-Кому из героев басни вы сочувствовали? Почему?

Наши мнения разделились. Давайте все-таки попробуем разобраться, А для того чтобы  выяснить, кто же все- таки из наших героев прав в этой ситуации, я предлагаю вам составить сценарий для мультфильма.

Наша с вами задача сегодня не только попробовать себя в роли сценаристов-мультипликаторов, а сравнить наш вариант мультфильма с уже созданным.

-Перечитайте пожалуйста текст басни и подумайте, сколько эпизодов (смысловых частей) будет в нашем мультфильме? (работа с карандашом)

-Выявление смысловых частей;(опора презентация)

-Составление сценарного плана мультфильма.(запись в тетради, работа над сложными непонятными словами)

3. Анализ басни:

1) Давайте попробуем создать первый эпизод нашего мультфильма.

 Перечитайте отрывок и подумайте, что, кого, и как мы будем изображать в кадре.

(Как выглядит Стрекоза, чем она занимается) Будем ли мы показывать Муравья летом? Почему?

Как передать, что Муравей летом трудился? Каким мы покажем Муравья?

-Как вы понимаете эпитет «лето красное»?

2) Анализ второго эпизода. Перечитайте. Как вы понимаете выражение «зима катит в глаза»? (быстро приближается) Опишите, что и как мы будем показывать в кадре? Как показать стремительный приход зимы?

(просмотр соответствующих эпизодов мульфильма, какие-то пометки в рабочем листе)

-Как вам показалось, соответствует ли мультфильм нашим представлениям, что совпало с нашими мыслями, а что не совпало.

-Почему начало басни (всего две строчки) не соответствует мультфильму как нашему, так и уже готовому?

-В чем задача басни? (показать характеры)

-В чем задача мультфильма? (показать картинку)

3) Перечитайте про себя 3 смысловой эпизод. Что, кого и как мы будем показывать в кадре?

4) Перечитайте 4 смысловой эпизод. Как вы понимаете слово «удручена» ?Как мы это покажем? Как будет теперь выглядеть наша Стрекоза? Какие чувства она теперь испытывает? (страшно, тяжело, плохо, больно)

Что чувствует Срекоза, отправляясь к Муравью? (попробуем это показать мимикой)

А какие чувства к Стрекозе испытываете вы?

Давайте подумаем, изменится ли смысл если немного изменить текст басни?

И тоской удручена,

К Муравью идет она.( написать на доске)

Высказывайте свое мнение. (автору тоже жалко Стрекозу. Она из-за своей беспечности попала в страшную ситуацию)

5) Пречитайте 5 смысловой эпизод

-Что значит «вешние дни»? Как будет наша Стрекоза просить Муравья? Как она при этом выглядит? Какие интонации преобладают в ее голосе? Правду ли она говорит Муравью? Как это ее характеризует?

А будем ли мы показывать Муравья? Как он выглядит? Что он чувствует к Стрекозе? Жалко ли ее?

Попробуйте выразительно прочитать слова наших героев.

Что нужно выразить в чтении слов Стрекозы?, а Муравья? (несколько вариантов)

-Помог ли Муравей Стрекозе? Почему?

-Правильно ли он поступил? Можно ли отказать в помощи, понимая, что Стрекоза погибнет?

-Чего он не оценил в словах Стрекозы? (искренности)

-Согласны ли вы с Муравьем?

6) Мы выделили еще одну смысловую часть. Текста к ней нет. Как мы завершим наш мультфильм?

-Давайте подведем итог. Как вы думаете, о каких человеческих качествах говорит в этой басне Крылов? Давайте раскроем аллегорию.Какие человеческие качества скрываются за маской Стрекозы?(беспечность, легкомыслие) А за маской Муравья? (трудолюбие, целеустремленность)

-Почему же героями своей басни, он сделал именно муравья и стрекозу?

-Есть ли в этой басне мораль в традиционной форме?

-А в каких словах эта мораль звучит?

-Какой урок вы вынесли для себя из этой басни?

*Попробуйте проанализировать иллюстрации к этой басне и выберите ту, которая на ваш взгляд подходит больше всего. (см.слайд презентации)

*дом.задание: Нарисовать кадр к любой части мультфильма и прочитать басню по ролям.

Рабочий лист ученика (у каждого на парте)


1

Стрекоза летом.

«Лето красное

пропела…»

2

Изменения в природе.

«Зима катит в глаза…»

3.

Стрекоза зимой.

«Стрекоза уж не поет…»

4.

Стрекоза ползет к Муравью.

«К Муравью ползет она…»

5.

Разговор Стрекозы с Муравьем.

6

Стрекоза уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения И.Крылов Басня Стрекоза и Муравей.

Конспект урока И. Крылова Стрекоза и Муравей....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...

Сценарий музыкальной басни ""Стрекоза и муравей".

Сценарий музыкальной басни "Стрекоза и муравей"....