Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
    план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) по теме

    Невзорова Галина Анатольевна

    Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока "Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей".

    Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

    Задачи:

    Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.

    Метапредметные

    •        познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

    •        коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

    •        регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

    •        личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями,  презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья учебник Л.А. Ефросининой,  “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.

    Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

    Ход урока.

    1.Этап актуализации знаний:

    А)Знакомство с темой урока.

    -Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)  

    -Чему посвящен сегодня урок? (басням)

    -Почему вы так думаете? (сцены из басен)

    -Какие это басни?

    -Кто автор этих басен?

    На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд)

    Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.  

    Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье.  Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

            -Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

    -О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

    В) повторение знаний об особенностях басен.

    На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

    -краткая форма повествования,

    -действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

    -высмеивает пороки людей ( ирония),

    -есть мораль,

    -повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

    Вывод с доски: (на слайде)

    - Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

    Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

    где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

    высмеиваются их пороки,

    В басне обязательно есть мораль,

    которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

    -Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

    2.Речевая разминка:

    А) Речевые упражнения ( текст на слайде)

    Без работы хоть убей,

    Жить не может муравей.

    Над лугом, где пасутся козы,
    На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.

    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

    -Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

    Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

    3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:

    -Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

    А) Создание «Дерева предсказаний»

    -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд)

    Появляются на дереве слова

    • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
    • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

    -Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский

    Б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.

    В) Формулирование проблемы.

    -Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

    -Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и  симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

    -Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

    Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (на слайде)

    -Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

    Исследование будем проводить, работая в группах. 

    Физминутка.

    4.Этап открытия нового знания:

    1 часть работы: Деление детей на 5  групп (распределение по группам привычное по 2 парты)  и повторение правил групповой работы.

    -Работа будет оцениваться по следующим критериям: ( на слайде)

    • Как группа распределила работу между собой?
    • Внимательны или отвлекаются участники группы?
    • Сколько заданий выполнили за урок?
    • Как организовано взаимодействие в группе?
    • Качество презентации итогов работы?

    Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

    • хорошо (красный жетон)
    • есть недочёты (желтый жетон)
    • плохо (синий жетон)

    чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

    Вспомним правила работы в группе: (на слайде)

    • Работай дружно.
    • Спокойно высказывай своё мнение.
    • Уважай мнение другого.
    • Терпеливо выслушивай мысли других.
    • Вместе находи правильное решение.
    • Капитан определяет выступающего.

    2 часть работы:  самостоятельная работа в группах.

    По пунктам плана памятки по работе с басней.

    3 часть работы: оформление презентационного листа.

    Группа получает лист для записи ответов на вопросы. 

    (Оценивание  работы по критериям сразу после выступления группы)

    5.Этап применения нового знания:

     -Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4  пазла. Отвечать команды будут по - очереди.

    А) Беседа – анализ текста

    1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

    2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

    3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске):

    Зима катит в глаза.

    В мягких муравах у нас.

    Голову вскружило.

    Оглянуться не успела.

    В ум пойдет.

    Помертвело чисто поле.

    Злой тоской удручена.

    Забыла обо всем.

    Не хочется думать.

    Неожиданно наступила зима.

    Быстро прошло.

    В поле стоит мёртвая тишина.

    Тоскует.

    В мягкой траве у нас.

    -Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )

    4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

    5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

    6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

    7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

    8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

    9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

    10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

    11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

    12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

    13. Можно ли его назвать жадным?

    14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

    15. Как вы относитесь к Стрекозе? 

    16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

    17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

    18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.  Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

    19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

    20. Как вы их понимаете?

    21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

     - Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

    -Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите. 

    6.Рефлексия. Итог урока:

    А) Вывод по проблеме:

    • Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
    • Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    • Нужно ли изучать басни?
    • Чему они учат?

    Б) Самооценка

    У каждой группы  на столе рисунок с изображением ученика.

    - если работа в группе  не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;

    - если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;

     - если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.

    Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.

    В) Оценивание работы на уроке.

    Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

    Г) Домашнее задание.(по желанию)

    • Выразительное чтение басни по ролям.
    • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
    • Чтение басни наизусть


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Басня

    Слайд 2

    Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, т. е. есть мораль. Мораль в начале- подготавливает читателя к тексту, к поучению, в конце- заключение, вывод, урок.

    Слайд 3

    Иван Андреевич Крылов Басня « Стрекоза и Муравей»

    Слайд 6

    Иван Андреевич Крылов Басня « Стрекоза и Муравей»

    Слайд 7

    Зима катит в глаза. ---Неожиданно наступила зима . В мягких муравах у нас. ---В мягкой траве у нас . Голову вскружило . --- Забыла обо всем. Оглянуться не успела. ---- Очень быстро всё прошло. Помертвело чисто поле. ----В поле стоит мёртвая тишина . Злой тоской удручена. --- Злится на себя от безысходности.

    Слайд 8

    Иван Андреевич Крылов Басня « Стрекоза и Муравей»

    Слайд 9

    «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

    Слайд 10

    Б еспечность , нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие

    Слайд 11

    Трудолюбие


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

    Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

    .Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...

    Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

    В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

    Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

    Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

    Презентация по чтению к уроку И.А.Крылов "Стрекоза и муравей" 2 класс

    Презентация знакомит учащихся с басней Крылова...

    Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

    Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...