Главные вкладки

    Урок литературного чтения И.Крылов Басня Стрекоза и Муравей.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Конспект урока И. Крылова Стрекоза и Муравей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ogorodnikova_anna_nikolaevna_urok_basni_krylova.docx17.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Огородникова Анна Николаевна
    учитель начальных классов
    ГБОУ СОШ№128 Санкт-Петербург

    Урок литературного чтения
    во 2 классе по теме:

    Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о жанре «басня», познакомить с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие; развивать речь детей, их эмоциональную сферу, навык сознательного, выразительного, беглого чтения.

    Ход урока.

    1. Подготовка к чтению басни.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. Что вы знаете об этом человеке?
    - С какими его баснями уже знакомы?
    - Какие признаки характерны для всех этих басен? (Краткость, лаконизм, стихотворная форма и др.)
    - Кто действует в баснях? (Животные)
    - А кто подразумевается? (Люди)
    - В каких словах выражена основная мысль басни? (В морали).
    - Мораль оформляется как пословица.
    - Какие слова, ставшие пословицами из басен вы помните?
    - Сейчас мы услышим ещё несколько басен И.А.Крылова, которые приготовили для вас ваши одноклассники. Послушайте их внимательно, подумайте, чему они нас учат.

    (Учащиеся читают басни: «Орёл и пчела», «Осёл и соловей», «Лисица и виноград»).

    - Чему учит нас каждая басня?
    - Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
    - Что это за животные?
    - Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

    (Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

    -Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
    - А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
    - Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
    - За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
    - Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
    - Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
    - Какими эти персонажи могли быть в басне?
    -А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

    2. Первое чтение.
    (Учитель читает наизусть)

    3. Подготовка к повторному чтению.
    - На доске я выписала несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам.
    КАТИТ
    ПОПРЫГУНЬЯ
    ПОМЕРТВЕЛО
    УДРУЧЕНА
    КУМУШКА
    ВСКРУЖИЛО

    -Кого автор называет попрыгуньей? (Стрекозу)
    - Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала)
    - Каким ещё словом называется Стрекоза в тексте? (Кумушка)
    - Где вы ещё встречали это слово? (В сказке «Лиса и журавль»)
    - К кому обращаются обычно с таким словом? (К близкому другу, человеку)
    - Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Нет)
    -Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её)
    - Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить)
    - Прочитайте басню ещё раз и подумайте, кто же из персонажей прав: Стрекоза или Муравей.

    4. Повторное чтение.

    5. Анализ басни.

    - О чём эта басня? (О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму)
    - Чем занималась Стрекоза всё лето? (Пела)
    - Как это её характеризует? (Беззаботная, беспечная, легкомысленная)
    - Что произошло с наступлением осени? (Стало холодно, пришла нужда и голод)
    - Прочитайте, как об этом говорится в басне.
    - Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Зима наступает)
    - Что значит «помертвело» чисто поле? (Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые)
    - Почему Стрекоза стала голодать? (Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов)
    - Что предпринимает Стрекоза? (Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму)
    - Прочитайте, как об этом говорится в басне.
    - Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Подавлена, расстроена)
    - Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Ползёт)
    - Подберите близкие по значению слова (Бежит, идёт)
    -Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода)
    - Что означает слово «вешние»? (Весенние)
    - Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы?
    - Прочитайте, как об этом говорится в басне.
    - Как такой ответ характеризует Муравья? (Он равнодушный, чёрствый, бессердечный)
    - Как бы вы поступили на месте Муравья?
    - Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту)
    - А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Три)
    - Что будет на первом кадре? (Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза)
    - Какие слова подберём?
    (Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела)

    - Что изобразим на втором кадре? (Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи)
    - Какие слова подберём из текста?
    (Злой тоской удручена,
    К Муравью ползёт она)

    - Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей)
    - Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья)
    -Какую подпись сделаем к этому кадру?
    (Ты всё пела? Это дело!
    Так поди же, попляши!)

    - Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Лень, безразличие)
    - Чему учит нас эта басня? (Быть трудолюбивым)

    6.Творческое воссоздание прочитанного.
    6.1. Подготовка к инсценированию басни.

    - А теперь будем готовиться к инсценированию басни.
    - Сколько актёров нам понадобится? (Три: автор, Стрекоза и Муравей)
    - Сколько сцен будет в спектакле? (Три)
    - Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Нет)
    - О чём будет первая сцена?
    - Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца)
    - Как изменится её облик во второй сцене? (Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой)
    - А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (На голове – платок, одета в стареньнок пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка)
    А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля? (Нет, на Муравье постоянно рабочая одежда)
    - Какие декорации понадобятся для первой сцены?
    - Чем занималась Стрекоза летом? (Пела, плясала)
    - Как это можно изобразить? Покажите.
    - А что делал в это время Муравей? (Трудился, работал)
    - Как это можно изобразить? Покажите.
    - О чём будет вторая сцена?
    - Какие декорации понадобятся для второй сцены?
    - Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются)
    - С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (С жалостливой)
    - Почему? (Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение)
    - А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (С равнодушной)
    - О чём будет третья сцена? (О том, как Стрекоза работает в доме Муравья)
    - Какие декорации понадобятся для второй сцены?
    - С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной)
    - Кто у нас будет читать слова автора?
    - Стрекозы?
    - Муравья?

    6.2. Инсценирование басни

    7. Итог урока.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    - Что вам особенно понравилось?
    - Чему учились?

    8. Домашнее задание.

    Выучить басню наизусть


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения во 2 классе Б. Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы)

    Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Гармония". На уроке дети знакомятся с творчеством Яна Бжехвы....

    Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

    В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

    Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Стрекоза и Муравей" И.А. Крылов

    Аннотация к урокуДанный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя ...

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

    Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

    Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

    Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....