Главные вкладки

    Конспект урока по чтению по теме: И.А. Крылов басня "Стрекоза и муравей" (для коррекционной школы 8 вида)
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Безуглова Вероника Ивановна

    Конспект + презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_chteniya.docx26.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения в 4 «а» классе

    Тема урока: И. А. Крылов басня “Стрекоза и муравей”.

    Тип урока: Открытие новых знаний.

    Цель: Познакомить с новым жанром литературы – басней, учить видеть и понимать смысл басни «Стрекоза и муравей».

    Задачи

    Обучающие: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, учить анализировать и делать выводы.

    Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;

    Воспитывающие: воспитывать нравственные качества личности на примере героев, воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.

    Коррекционные: работать над коррекцией произношения, мышления на основе способности к установлению причинно-следственных связей, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, воображения, образного восприятия.

    Планируемые результаты:


    Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и муравей, учиться анализировать басню.
    Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Метапредметные УУД:
    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
    коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
    регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

    Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера В. Гафта, мультимедийный проектор, презентация к уроку, шапочки (стрекозы, муравья, автора), карточки «Характер героев», изображения насекомых, слова для словарной работы, карточки для выразительного чтения, пиктограмма, цветные карандаши.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    1. Мотивирование к учебной деятельности

    2. Закрепление

    знаний полученных по предмету «Мир природы»

    3. Ориентация во времени.

    -   На каком уроке мы продолжаем учиться?

    - Сядет тот ученик, который назовёт насекомого. Повторений не должно быть.

    - Дежурный напомните число, месяц, день недели, год.

    Прозвенел для нас звонок -

    Начинается урок.

    К нам без опоздания 

    Приходи, старание. 

    Помоги нам потрудиться:

    Мы пришли сюда учиться.

    Мы продолжаем учится на уроке чтения.

    Учащиеся называют насекомых.

    II.

    Сообщение темы урока

    Сообщение цели урока

    - Какие жанры литературы вы знаете?

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы.

    - Отгадав пиктограмму вы узнаете, как он называется.

    (Висят рисунки: бочка, аист, слон, ножницы, я.)

    -Так, как, называется новый жанр литературы, с которым мы познакомимся?

    - А как называется басня вы узнаете, отгадав загадки. Подскажу, слово отгадки – названия насекомых.

    Две горошины – глаза,        

    Ножки – грабелькой,        

    Хвостик – сабелькой,        

    Крылья – бантиком.       (Стрекоза)

    В лесу у пня беготня, суетня,

    Народ рабочий весь день хлопочет,

    Себе дом строит.                (Муравьи)

    (На доску вывешивается иллюстрация муравья и стрекозы.)

    Мы будем работать над басней «Стрекоза и муравей».

    - Как вы думаете какая цель нашего урока?

    Да, я согласна. А ещё будем учиться правильно отвечать на вопросы, полным ответом, слушать, делать выводы.

    Сказка, рассказ, стихотворение, скороговорки, потешки, поговорки, пословицы.

    Новый жанр литературы называется басня.

    Стрекоза

    Муравей

    Я думаю, цель нашего урока познакомиться с басней «Стрекоза и муравей» и научиться ее выразительно читать.

    III

    Сообщение новых знаний

    - Давайте узнаем, что такое басня. Прочитайте определение шёпотом. Прочитайте хором. 

    Слайд № 1

    Что такое басня?

    Басня – это короткий рассказ в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки: жадность, хитрость, глупость, лень, ложь.

    -Кто же герои басни?

    Слайд № 2

    Герои басни: звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди. 

    - В басне есть мораль. Что же такое мораль?

    Слайд № 3          

    Мораль – это поучительный вывод.

    - Писателя пишущего басни называют –баснописец.

    Слайд № 4

     Баснописец        

    - Басню которую мы будем читать написал русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

    Слайд № 5

    Фотография писателя

    - Иван Андреевич Крылов написал много басен. С его творчеством вы познакомитесь на библиотечном часе. А на перемене сможете ознакомиться со сборником басен автора.

    Учащиеся читают слайды

    Первичное восприятие нового материала

    - Сейчас вы услышите басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста Валентина Гафта.

    Слушать нужно внимательно, чтобы затем ответить на такие вопросы: (в какое время года происходит действие, кто герои басни, что происходило).

    VI. Анализ басни

    1. В какое время года происходит действие?
    2. Как вы думаете в какой осенний месяц?
    3.  Почему?

    1. Назовите главных героев басни.
    2. К кому пришла Стрекоза с наступлением холодов?
    3. О чем стала просить Муравья?
    4. Как отнесся Муравей к ее просьбе?

    Действие происходит осенью.

     В ноябре.

    Потому что, в ноябре становится холодно и выпадает первый снег. Последний месяц осени – ноябрь.

    Главные герои басни стрекоза и муравей.

    - Стрекоза пришла к муравью.

     - Приютить.

    - Отказал.

    Выяснение образа жизни стрекозы и муравья в природе.

    - Кто видел стрекозу и муравья в природе?                    

    - Чем занимается стрекоза летом?

    - Чем занимается муравей?

    - Ребята, муравейники надо беречь и охранять.

     

    Летает. Порхает.
    Ловит мошек, комаров.

    Строит муравейник.                            Муравей – санитар леса.

    Муравейники надо беречь. Муравьи – наши друзья.

    Физминутка

    (звучит классическая музыка)

    - Давайте отдохнем и представим себя насекомыми. Условимся: если вы видите стрекозу – машите руками в вверх и поднимаетесь на носочки; если видите муравья – приседаете и вытягиваете руки вперёд, хватаете воображаемую веточку и вставая тяните её на вершину муравейника; если видите красный прямоугольник выполняете наклоны вправо, влево, с поворотом головы.

    Чтение басни учащимися по частям и разбор каждой части.

    - Откройте учебники на странице 78.

    -  Сейчас мы будем читать басню по частям и разбирать содержание по моим вопросам. Первой каждую часть буду читать я, затем кто-то из учеников.  

    (По ходу работы над текстом на доску вывешиваются выражения, которые требуют пояснения. В помощь детям предлагаются объяснения, которые они самостоятельно подбирают).

    1 часть. (4 строки)

    - Что делала стрекоза летом?

    - Готовилась ли она к зиме?

    - Как понимаете выражение «Оглянуться не успела»?

    - Как понимаете выражение «Зима катит в глаза»?

    2 часть. (4 строки)

    - Как изменилось поле осенью?

    - Как понять выражение «Помертвело чисто поле»? (картинка)

    - Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.

     - Как понять выражение «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»?

    3 часть. (5 строк)

    - Почему не поет Стрекоза?

    4 часть. (5 строк)

    - Как понять выражение «злой тоской удручена»?

    - О чем просит стрекоза Муравья?

    -До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить её?

    - Как называет стрекоза муравья?

    Так обращаются к мужчине, а к женщине - кумушка.

    5 часть. (7 строк)

    - О чём спросил муравей стрекозу?

    - Что ответила стрекоза?

    - Как понимаете выражение «В мягких муравах»?

    - Как понимаете выражение «Голову вскружило»?

    6 часть. (4 строки)

    - Что ответил стрекозе Муравей, прочитайте.

    - Что означают слова «Так, поди же, попляши»?

    Дети объясняют значения слов, опираясь на имеющийся жизненный опыт и полученные ранее знания.

    Летом стрекоза пела, развлекалась.

    Нет

    Быстро прошло.

    Неожиданно наступила зима.

    Осенью поле помертвело.

    В поле стало тихо, потому что завяли травы, насекомые попрятались.

    Летом было тепло как дома и еда была (роса, мошки, комары).

    Потому что у неё нет сил, ей холодно и голодно.

    Огорчена, печальна.

    Она просит приютить и накормить её.

    До весны.

    Кум.

    Муравей спросил стрекозу работала ли она летом?

    Стрекоза ответила, что ей было некогда работать.

    В мягкой траве.

    Забыла обо всем.

    Эти слова обозначают отказ.

    Муравей отказал стрекозе.

    Работа над моралью басни.

    - Бывает ли так у людей?

    - Ребята, автор через образы животных показывает нам человеческие недостатки.

    - О каком недостатке рассказал Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей».

    - Да, автор осуждает лень.

    - Баснописец призывает людей бороться с недостатками и пороками (ленью, беспечностью), которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат нас жить по справедливости.

    - Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.

    - Прочитайте мораль басни.

    (Вывешивается на доску.)

    - Так чему же учит нас басня «Стрекоза и муравей»?

    Да

    - О лени.

    Учит быть трудолюбивыми, предусмотрительными, серьёзными.

    Закрепление понятия басня.

    Закрепим, что же такое басня.

    (Прочитывается и вывешивается термин басня)

    Учащиеся читают и запоминают.

    Работа над выразительным чтением.

    1. Повторение с учащимися, о соблюдении знаков препинания в устной речи. (памятка на доске).

    2. Учащиеся знакомятся с текстом, где цветом показаны роли.

    3. Обсуждается интонация героев.

    Слова автора нужно читать - спокойно, выразительно.

    Слова стрекозы нужно читать - жалостливо, просяще.

    Слова муравья нужно читать – уверенно, поучительно. 

    4. Распределяются роли. (шапочки героев одеваются на голову)

    5. Чтение учащимися.

    Работа в парах. (работа с карточками)

    - Вы сейчас будете работать в парах, вашей задачей будет: определить характер стрекозы и

    муравья.

    - Прочитайте. Посоветуйтесь. Найдите слова, которые характеризуют характер муравья и соедините со словом муравей красным карандашом.

    - Слова которые характеризуют стрекозу, соедините со словом стрекоза, синим карандашом.

    Муравей (трудолюбивый, серьёзный, справедливый, предусмотрительный)

    Стрекоза (ленивая, легкомысленная, беззаботная)

    - Как вы думаете, какая стрекоза по характеру?

    – А какой муравей?

    Учащиеся работают на карточках.

    Зачитывают характерные черты героев.

    Подведение итогов урока

    Чему учились на уроке?

    Что нового узнали?

    Сейчас мы поиграем в игру «Хорошая память»

    Крутим стрелочку. Берём вопрос. Отвечаем.

    - Как называется басня?

    - Как называют писателя, который пишет басни?

    - Назови главных героев басни «Стрекоза и муравей»?

    - Чему учит басня?

    - Назовите автора басни.

    Мы учились выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы.

    Мы узнали новый жанр литературы, басню.

    Оценивание.

    - Оцените свою работу на уроке.

    Подведение итоговой оценки за урок по каждому ученику. Выставление оценок.

    (Учащиеся берут магнитик условного цвета отметки и ставит в таблицу «Оценивания учеников»)

    Домашнее задание

    Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение по ролям.

    Рефлексия

    Ребята, хотели бы вы ещё прочитать басни Ивана Андреевича Крылова, если да, то повести на наше плодотворное дерево цветок, если нет, то листик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.

    Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...

    Урок чтения по теме: "Мир животных" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    План-конспект урока чтения по теме: "Мир животных" для учащихся  2 класса специальной (коррекционной)  школы VIII вида  с использованием  слайдов  и презентации  по данно...

    урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов Стрекоза и муравей"

    Урок изучения нового, совершенствование знаний и способов деятельности.Урок проведен в 3 классе с использованием приема моделирования,групповой и парной работы....

    Конспект урока лиературного чтения по теме "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей". 2 класс.

    Урок литературного чтения. 2 класс.Программа "Перспектива".Авторы учебника Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий....

    Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа

    Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...

    Урок литературного чтения, 2 класс. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

    Проект учебного занятия направлен на формирование УУД в комплексе через формирование навыков смыслового чтения (Стратегия смыслового чтения) с приёмами технологии критического мышления, развитие вообр...