Конспект урока лиературного чтения по теме "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей". 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Титаренкова Лилия Сергеевна

Урок литературного чтения. 2 класс.

Программа "Перспектива".

Авторы учебника Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.a.krylov_strekoza_i_muravey.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мы – друзья.

                     И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».

                     Инсценирование.

Предметные умения

• Читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.

• Читать произведение по ролям.

• Работать с содержанием рассказа и басни.

• Формулировать правила дружеских отношений.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— сопоставлять героев разных произведений;

использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

работать с текстом произведения, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Личностные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения о дружбе;

— интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений;

— позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни.

Ход  урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня на стихи М.Пляцковского «Настоящий друг».

 - Почему сегодня мы начинаем наш урок литературного чтения с этой песни? Над какой темой мы работаем?

 - Кому мы помогаем узнать, что такое дружба? (Зайчику Длинные уши и Белочке Пушистый хвост)

 - В чём мы им помогаем? (Помогаем узнать, какие есть правила у дружбы)

 - Какие правила дружбы мы уже узнали? (Перечисление)

 - Как вы думаете, мы узнали все правила дружбы? (Нет)

 - Хотите узнать новое правило? (Да)

 - Желаю вам удачи! А девиз у нас сегодня будет такой: «У нас сегодня всё получится!»

  1. Актуализация знаний

 - С чего начнём наш урок? (С повторения того, что нам пригодится на уроке)

Задание № 1.

Прочитайте пословицы и найдите лишнюю. Подчеркните её.

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Делу время, потехе час.

3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

4. Дружба заботой да подмогой крепка.

.

 - Какой темой объединены остальные пословицы? (Они о дружбе)

Задание № 2.

Прочитай, соедини название жанра литературы с его определением.

 

СКАЗКА                                        Небольшое произведение

                                                       о событии в жизни героя  

                                                       или автора.

РАССКАЗ                                                 Волшебная история о том,

                                                  чего не бывает.

БАСНЯ                                        Поучительный рассказ,

                                                            часто в стихах, где вместо

                                                 людей действуют животные.

 - Проверьте свою работу по образцу. У кого так же, у кого по-другому, исправьте ошибки.

 - Что мы сейчас повторили?

  1. Проблемное объяснение нового.

 - Отгадайте загадки. Кто это?

Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза
Эта наша -...
(стрекоза)

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
(муравей)

 - Чем они похожи? (Это насекомые)

 - Ребята нашли интересные сведения о насекомых, об этом они сейчас расскажут.

Например,

Стрекозы – удивительные создания природы.

Орган зрения у стрекозы необычный, состоит из множества маленьких глазок. Их у стрекозы около 30 тысяч. Верхними глазками стрекоза различает черно – белые цвета, а нижними – цветные краски. Стрекоза абсолютно глухая, но зато прекрасно чувствует запахи! А голова стрекозы способна поворачиваться в любую сторону.

Стрекозы – хищницы.

 Их зубчатые челюсти так мощно впиваются в жертву, что способны превратить в пюре любую муху. Учитывая то, что миловидные стрекозы обладают поистине зверским аппетитом, такой мощный челюстной аппарат подходит как нельзя кстати. Невероятно, но эта малышка способна сломать 40 мух за день!

Форма  крыльев стрекозы подсказала человеку идею  полета реактивного самолета. Каждая пара крыльев стрекозы движется самостоятельно, однако, на удивление, слаженно.

Муравьи — это насекомые.

На Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев.

Невероятно, но факт – на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.

У муравьев есть четкие обязанности: строители, солдаты и те, кто занимается поиском еды.

Муравьи способны к обучению. У некоторых видов муравьев те особи, которые успели найти корм, учат других найти место с пищей.

Если муравей ранен, остальные муравьи будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи тоже будут заботиться о нем и носить ему еду.

 

 - Ребята, как вы думаете, в природе стрекоза и муравей часто встречаются? (Нет)

 - А в одном литературном произведении они однажды встретились.

Об этой встрече написал Иван Андреевич Крылов.

Рассказ о писателе.

Иван Андреевич Крылов – поэт, баснописец, переводчик. Родился в семье офицера. Семья была бедной, поэтому в детстве дать ребёнку хорошего образования родители не могли. Лишь позже, когда семья переезжает в Тверь, Иван оказывается в семье богатого помещика Львова, где его  из милости обучают азам наук вместе с детьми помещика. Когда Ване было лишь 10 лет, умирает его отец, и семья и без того бедная, совсем обнищала. После смерти отец оставил в наследство сыну лишь сундучок с книгами. Приходится Ване в 11 лет поступить на работу в суд, где он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, да потихоньку читал книги, которые остались после отца: русские и арабские сказки, стихи, произведения русских писателей.

 4) Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова «Стрекоза и Муравей».

 - Как вы думаете, можно ли назвать литературных героев Крылова друзьями? (Да, нет, не знаю)

 - Какую цель перед собой сегодня поставим? (Узнать о Стрекозе и Муравье. Можно ли их назвать друзьями и узнать новое правило дружбы.)

 - Составим план нашей работы.

  1. Прочитать произведение
  2. Определить тему
  3. Назвать главных героев и описать их характер
  4. Назвать недостаток, который высмеивается в басне
  5. Сделать вывод о дружбе

 5) - Приступаем к работе. Басню читает учитель.

 - Перед чтением разберём трудные слова.

Словарная работа

Удручена – огорчена

До вешних дней – до весенних дней

Мурава – трава

Попрыгунья – та, которая любит попрыгать, повеселиться.

Далее работа идёт по плану. Определите тему басни.

  • Басня написана в стихах или в прозе? (В стихах) Найдите слова — рифмы.

Вопросы по содержанию:

1 часть

- Как назвал автор Стрекозу?

- Почему Стрекоза осталась без жилья?

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале.

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Как вы думаете, рада была зиме Стрекоза?

  • Из каких слов видно, что зима наступила для Стрекозы неожиданно?

2 часть

-Что наступило с холодной зимой?

- Как об этом сказано, прочитайте!

-Как чувствует себя Стрекоза?

-Почему ползёт, а не летит?

 - Как она обращается к муравью? Прочитайте.

3 часть

-О чём спрашивает муравей стрекозу?

- Как рассказывает стрекоза, вспоминая о лете?9оживилась,голубчик)

Стрекоза так увлеклась воспоминаниями, что не даёт говорить муравью.

Прочитаем по ролям-3 часть.

-Кто же виноват в несчастье стрекозы?

-Почему стрекоза пришла именно к муравью?

-Почему он отказал Стрекозе в помощи?

 - Беседа о поступках героев басни.

Работа в группах по составлению характеристик героев.

 - А сейчас мы разделимся на группы, чтобы составить характеристику наших героев.

 - Прочитайте и зачеркните лишние слова, которые не подходят к характеру вашего героя.

Стрекоза                                Муравей

трудолюбивая                        старательный

серьёзная                                трудолюбивый

весёлая                                запасливый

резвая                                        ленивый

запасливая                                легкомысленный

беззаботная                                серьёзный

работящая                                честный

легкомысленная                        терпеливый

ленивая                                беззаботный

Защита проектов.

 - Какой же порок человека высмеивает в басне Крылов? Найдите и прочитайте в басне слова, в которых об этом говорится.

 - Какая пословица подойдёт к басне?

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Делу время, потехе час.

3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

4. Дружба заботой да подмогой крепка.

6)  - Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?» Почему?

 - Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?

  • А как поступили бы друзья? Не зря говорят, подставь плечо другу в трудную минуту, протяни руку помощи. Сам погибай, а товарища выручай.

     - Какое новое правило дружбы вы для себя сегодня открыли?

           ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ НАДО ПОМОГАТЬ.

 

  1. Какие цели мы сегодня перед собой ставили?

Достигли мы поставленных целей?      

  1. Рефлексия

           Подведём итог работы.

(На доске картинка – Дом Дружбы, у детей картинки – мальчики и девочки)

            - Если вы сегодня всё поняли хорошо, запомнили правила дружбы, выполнили самостоятельную работу без ошибок поставьте фигурку справа от Дома дружбы, если у вас остались вопросы, вы не могли самостоятельно ответить на вопросы, то поставьте фигурку слева от Дома Дружбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...