урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фефелова Елена Михайловна

Урок изучения нового, совершенствование знаний и способов деятельности.Урок проведен в 3 классе с использованием приема моделирования,групповой и парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

                       Ход урока

1.Этап самоопределения к деятельности.

Приветствие учителя:

- Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно! (заставка)

Ребята! На уроке будем продолжать делать  наши маленькие открытия.

Покажите, пожалуйста, в книжке настроений, с каким настроением начинаете урок. (Ребята показывают карточку с соответствующим настроением)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А)Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, отгадайте загадку. Работа в парах.

Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.

- Прочитайте первую загадку. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность отгадки (на партах толковые словари с закладками для выяснения лексического значения незнакомых слов).

Я работаю в артели

 У корней мохнатой ели,

 По буграм тащу бревно –

 Больше плотника оно.

На  парте  картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.

Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.

- Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)

- О муравьях есть много пословиц. Прочитайте ( слайде №1)

Мал муравей телом, да велик делом.

Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.

- Какая пословица вам понравилась больше и почему?

- Прочитайте вторую загадку.

Самолётик лёгкий быстрый

 Над цветком летит душистым.

 Крылья, хвостик и глаза.

 Это чудо ...

Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.

- Почему стрекозу сравнили с аэропланом?

-Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)

Б) )Работа по составлению слов из частей.

На доске карточки:

о за Стре ко вей ра Му сень(слайд №2)

Какое задание предлагаете выполнить?

- Составьте слова из карточек.

На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.

-Какой вопрос хотите задать?

Дети: Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?

Высказывают предположение.

В)Послушайте стихотворение об осени русского поэта А. Плещеева “Скучная картина” (слайд № 3клип).

Скучная картина

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

 Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла!..

- Что вы чувствовали при чтении стихотворения? Почему?

Из Словаря настроений дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению.

- Почему у вас было такое настроение?

Д) - Как могут быть связаны между собой слова осень, Cтрекоза, Муравей? Составьте с ними предложение - предположение.

Дети высказывают предположения.

 3. Этап постановки учебной задачи.

Сегодня на уроке мы определим, кто из ребят оказался прав. Для этого изучим произведение великого русского писателя. Он перед вами( слайд №4) Вспомните, кто это? В своем произведении он рассказал, как живут Стрекоза и Муравей осенью.  ( слайд №5)

– Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке? ( слайд №6)

– Небольшой объём,

– герои-животные или растения,

– о животных говорится, как о людях,

– часто стихотворная форма,

– поучительность (обычно выделяется мораль).

Верно, это басня.

Чему же мы будем учиться? (Будем вдумчиво читать басню, учиться оценивать поступки героев, инсценировать).

Чтобы у нас всё получилось, необходимо работать дружно, уважать своих товарищей.

Свою работу вы будете оценивать в «Оценочных листах».За правильный ответ ставим «+», за неправильный «- «

4. Этап первичного восприятия текста.

Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..”

- Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)

Дочитывание басни.

- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?

- Назовите героев басни?

- Чем была занята все лето Стрекоза?

- А чем был занят Муравей?

- О чем попросила Муравья Стрекоза?

- Что ответил Муравей?

- Понравилась вам басня?

 Посмотрите на слайд и скажите, верно ли художник изобразил героев.(Слайд №7    )

5. Физкультминутка.

Фонограмма “Звуки леса”.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей  (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей.  (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит.  (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков)

Мись-мись-мись-мись. (приседания)

6. Построение проекта выхода из затруднения . Анализ литературного произведения.

А)Чтение басни учащимися.

Б) Чтобы понять басню, необходимо объяснить все незнакомые слова и словосочетания.  Проведем игру « Огонь по стоявшему».Заранее подготовленный ученик отвечает на вопросы детей:

  • зима катит в глаза;
  • помертвело чисто поле;
  • тоской удручена;
  • кум милый;
  • вешних дней;
  • в мягких муравах;
  • голову вскружило

Какие качества осуждает автор? Вопрос на слайде. .(Слайд №  8  )

-Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? (Нет, надо понаблюдать за персонажами)

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел  себя муравей? Во всем ли он прав?

-Восстановим цепочку событий..(Слайд № 9   )

Проследим, как меняется стрекоза.

    Красивая                                не поет                        жалостливая                     осталась

   Беспечная                            удручена                            просит                            у разбитого корыта

   Веселая                                 злая                                     умоляет

    резвая                                  нужда

    порхает                               голод

   перелетает

   отдыхает

попрыгунья

Как автор относится к стрекозе? За что злится на стрекозу автор?

( за беспечность, легкомыслие)

Найдите строчку, которая подводит итог жизни стрекозы летом.

Лето целое все пела.

Каким словом можно назвать стрекозу?(лентяйка)

                                                    стрекоза

        беспечная                                беззаботная

        порхает        кружится                   веселится

                              Лето целое все пела.

                                                лентяйка

Что у нас получилось? Мы составили синквейн..(Слайд №  10  )

В)Работа в парах. Составление синквейна про муравья.(используют нетбуки)

                                                муравей

                            трудолюбивый                старательный

                             работает       носит            старается

 

                                                 трудился все лето

                                                  труженик

  После работы проверяем полученные синквейны.  .(Слайд №  11 )        

Можем ли мы теперь  ответить на проблемный вопрос?(слайд  №8)

    7. Этап первичного закрепления.

А)чтение басни .

Б)фронтальная беседа.

В басне под именами животных подразумеваются люди, их дела и поступки.

– Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?

– Какие слова являются моралью данной басни?  (слайд  12)

– Как относится автор к героям своей басни?

 Чтобы ответить на вопрос,  поработаем в паре.  Дети выбирают из предложенного задания нужное: один для Стрекозы, другой для Муравья.(работа с нетбуками)

Проверка на слайде:  

С насмешкой, с презрением, с любовью, с юмором, с добротой, с восхищением, с  теплотой..(Слайд №  13 )

В)Проверка . (Правильный ответ на слайде)

Сочувствуете ли вы стрекозе?

Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

Вывод по этапу урока:

Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла. 

8.Этап включения  в систему знаний.(Чтение по  ролям. Радиотеатр.)

А)Работа над выразительностью с помощью  рабочей тетради.

«Кумушка,  /  мне  странно  это:  //

Да работала ль ты  в лето?»   -  //

 Говорит  ей  Муравей.  //

«До  того ль,  голубчик,  было?  //

В мягких  муравах у нас  /

Песни,  /  резвость всякий  час,  

/ Так,  /  что  голову вскружило».  ///

Б) Работа в парах.

Несколько пар читают вслух у доски.

В)Озвучивание  отрывка из мультфильма..(Слайд №  14 )

9. Этап закрепления.  Работа в группах.

А)Задание для первой группы.

Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.

Поспешишь,                                                                           потехе час.

Лето пролежишь,                                                           людей насмешишь.

Семь раз отмерь,                                                           зимой с сумой побежишь.

Много захочешь,                                                            один отрежь.

Делу время -                                                                         тот плачет зимой.

Лето прохлопали, осень протопали,                              последнее потеряешь.

Кто веселится весной,                                                     а тут снег на голову.

                                                                   

Задание для второй группы

Показать басню мимикой и жестами.

Задания для третьей группы.

Составить свое продолжение басни.

Задание для четвертой группы.

Прочитайте басню  Л.Н. Толстого  «Стрекоза и муравей»,найдите отличия. Сформулируйте мораль басни. Л.Н. Толстого.

Б) Проверка. Выступления групп.

10.Этап подведения итогов.

С какой басней мы сегодня познакомились?

 Сколько главных героев в басне?

 Что вы для себя поняли из этой басни, какой вывод для себя вы сделали?

Оцените, как вы работали  сегодня на уроке.

( учащиеся подсчитывают, сколько  «+» заработали)

Учитель оценивает детей.

11. Этап информации о разноуровневом домашнем задании..(Слайд №  15 )

1. Выучить басню наизусть.

2. Выполнить задание №2 в тетради на стр.21

3. Создать несколько слайдов презентации к басне.

12.Рефлексия деятельности.

«Для меня сегодняшний урок…»

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

С каким настроением мы заканчиваем урок? Покажите карточку с соответствующим лицом. Урок окончен. Спасибо за работу..(Слайд №  16 )

       


                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...